Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графический диктант ( ∩ да, − нет) 1 вариант –NH 3 2 вариант – HNO 3 1.Хорошо растворяется в воде. 2. Легкий газ с резким запахом. 3. Бесцветная жидкость с резким удушливым запахом. 4. Восстановитель. 5. Реагирует с металлами специфически. 6. Является сильным окислителем. 7.Изменяет окраску ф / ф в малиновый цвет. 8. При вдыхании этого вещества происходит рефлекторное возбуждение или торможение дыхательного центра. 9. Соли этого вещества являются азотными удобрениями. 10. В середине 17 века Глаубер предложил получать это вещество из селитры действием на нее H 2 SO 4 ( конц ). Этот метод описан Жюль Верном в «Таинственном острове».
Ответы к графическому диктан ту I вариант ∩∩ _∩_ _ _∩_∩ II вариант ∩ _∩ _ ∩∩_ _ ∩∩ Критерии оценивания : «0» ошибок – 5 «1-3» ошибки – 4 «4-5» ошибок – 3 Более 5 ошибок - 2
Соотнесите понятия и определения понятий 1. Окислитель А. Простые вещества, образованные атомами одного химического элемента и имеющими разную кристаллическую решетку 2 . Восстановитель Б. Максимальное количество электронов, которое может принять атом химического элемента для завершения внешнего валентного уровня 3. Аллотропные модификации В . Атом химического элемента, принимающего электрон и понижающий свою степень окисления 4. Неметалл Г. Атом элемента, на последнем уровне которого от 4 до 7 электронов и имеющий относительно малый радиус атома 5. Высшая степень окисления Д. Атом химического элемента, отдающего электрон и повышающий свою степень окисления 6. Низшая степень окисления Е. Максимальное количество электронов, которое может отдать атом элемента с валентного уровня
Ответы : 1 . В 2. Д 3. А 4. Г 5. Е 6. Б
Тема урока «Фосфор»
Цели урока: Дать характеристику химическому элементу фосфор; Изучить свойства фосфора как простого вещества; повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения;
Таблица «Состав спичек » Состав головки спички Состав намазки («тёрки») Бертолетова соль KClO 3 46,5 % антимонит Sb 2 S 3 41,8 % Стекло молотое SiO 2 17,2 % Фосфор( красный) P 30,8 % Свинцовый сурик Pb 3 O 4 15,3 % Железный сурик Fe 2 O 3 12,8 % Костный клей - 11,5 % Костный клей 6,7 % сера S 4,2 % Стекло молотое SiO 2 3,8 % Белила цинковые ZnO 3,8 % Мел CaCO 3 2,6 % Дихромат калия K 2 Cr 2 O 7 1,5 % Белила цинковые ZnO 1,5 %
Тема: «История возникновения спички»
Спичка Чем же спичка является сегодня? Спичка — палочка (черенок, соломка) из горючего материала, снабжённая на конце зажигательной головкой, служащая для получения открытого огня .
История
Иоганн Вольфганг Деберейнер Шарль Сориа
История Подобное приспособление называлось "берлинская зажигалка ". На смену фосфорным пришли "маленькие спички", изобретенные французским химиком Гюставом Шанселем (1822-1890 ).
В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем нанёс красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и заменил им же белый фосфор в составе головки спички. Такие спички уже не приносили вреда здоровью, легко зажигались о заранее приготовленную поверхность и практически не самовоспламенялись. Йохан Лундстрем патентует первую «шведскую спичку», дошедшую практически до наших дней. Позднее фосфор был полностью выведен из состава головок спичек и оставался только в составе намазки (тёрки). Шведские спички
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда , которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны, так как зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, и в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
Сесквисульфидные спички были изобретены в 1898 году французскими химиками Савеном и Каеном . Они производятся в основном в англоязычных странах, главным образом для армейских нужд. Основой довольно сложной композиции головки являются неядовитый сесквисульфид фосфора (P 4 S 3 ) и бертолетова соль.
Рекламные спички Рекламные спички с фирменной символикой являются сегодня необходимым атрибутом для ресторанов и т.д., а также при проведении выставок, презентаций и других торжественных мероприятий.
Сувенирные спички сувенирные спички в этом случае, выполняют двоякую роль, являясь сувениром "на вынос" с одной стороны, и в то же время несут на себе рекламную информацию о вашей компании, которая находится постоянно перед глазами человека .
Открытие фосфора Гамбургский алхимик Хеннинг Бранд 1669 год «Фосфор» - от греческого «светоносный»
Фосфор Есть фосфор белый, черный, красный – три аллотропных формы есть. Вот белый: это яд опасный. Слегка нагреешь – вспыхнет весь. Элемент был назван «светоносным» За то, что в полной темноте Свет испускает белый фосфор, В воздушной находясь среде. Известен людям фосфор красный, Ведь спички зажигают все. В составе смеси безопасной Он есть на каждом коробке. Запомним: в спичечной головке Смесь серы с солью Бертолле. Мы чиркнем спичкой о коробку, И вмиг окажемся в тепле: 6P + 5KCLO3 = 3P2O5 + 5KCl. В природе мы в свободном виде, Конечно, фосфор не найдем. Можно извлечь из фосфорита (Ca3(PO4)2) Его химическим путем. Фосфат и уголь измельчают, Добавив кварцевый песок. В печах смесь сильно нагревают, Используя электроток: Ca3(PO4)2 + 5С + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 2P + 5CO2
Проект « Фосфор – неметалл»
560 °C 500 °C В атм. СО 10 8,3·10 Па t без доступа воздуха P4 (P4)n (P)n (P)n t пл . = 1000 °С Ρ = 2690 кг/м³ Не светится Не растворяется в сероуглероде Проводит эл . ток Ρ = 3830 кг/м³ Не светится Проводит эл.ток Аллотропные модификации фосфора Белый Красный Черный Металлический Т пл =44,1 0 С, Т кип =275 о С , мягкое, бесцветное, воскообразное вещество х орошо растворимое в сероуглероде и ряде других органических растворителях. Ядовит, воспламеняется на воздухе, светится в темноте. Красный кристаллический или аморфный порошок, не ядовит. Загорается на воздухе только при поджигании. t пл . = 240 °С Ρ = 2400 кг/м³ Не светится Растворяется только в трибромиде фосфора 220°С 108 Па
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль... Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
Из какого произведения этот отрывок? Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл ?
Войска США использовали фосфорные Бомбы в Ираке, 2004 г.
Использование фосфорных бомб
Физиологическое действие белого фосфора Результат применения чрезмерного количества фосфора Появление лягушек с уродствами -результат применения фосфорных удобрений, которые смываются в реки и пруды , Фосфорный некроз – поражение челюстей
Выполните тест Уровень В 1.Фосфор проявляет низшую степень окисления в соединениях: а) P2O5; б) Ca3P2; в) Na3PO4. 2. Какой вид фосфора отвечает формуле P4 а) белый, б) красный, в) чёрный. 3. В реакции 4P+5O2= 2P2O5 восстановителем является: а) P2O5; б) O2; в) P. 5.Восстановительные свойства сильнее выражены у: а) Cl ; б) P; в) N. Уровень А 1.Определите степень окисления фосфора в соединении Mg 3 P 2 2. У фосфора….. аллотропных модификаций а)две б)три в) четыре г) пять 3. У фосфора….. аллотропных модификаций а)две б)три в) четыре г) пять 4. Причина свечения белого фосфора…. а)изменение агрегатного состояния вещества б) химическое явление в) физическое явление 5. В состав спичек входит: а)Р красный б) Р белый в) Р черный
Домашнее задание Уровень А. 1) § 27, упр. № Уровень В 1) § 27 2) составить характеристику химического элемента ФОСФОРА 3) Рассмотреть реакцию 6P + 5KCLO3 = 3P2O5 + 5KCl . с точки зрения ОВР
РЕФЛЕКСИЯ 1.Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке: □. Важны ; О. Очень важны; ∆ .Не важны. 2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня ? Δ.Неосознанные; □.Осознанные; О Глубокие 3. С каким настроением ты изучал этот материал? ∆. Неинтересно ; □.Не очень; О. Интересно . 4 . Как оцениваешь свою деятельность? Δ.Удовлетворит.; □. Хорошо ; О . Отлично. 5. Как оцениваешь деятельность партнера, группы? ∆. Удовлетворит .; □.Хорошо; О. Отлично
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по химии 8 класс "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"
Презентация к уроку по химии 8 класс "Расчёты по уравнениям неорганических реакций" Презентация приведённого ниже урока наглядно показывает методику применения алгебраического метода решени...
Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"
Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....
Презентация к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Басни" (технология "6 шляп").
Презентация к уроку....
Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.
Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских....
Технологическая карта урока в 7 б классе Тема: «Текст. Стили речи» ( творческая тема: «Путешествие в Италию»)
Тема: Текст. Стили текста.Форма урока: урок – путешествие.Класс: 7 бТип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыковЦели учителя: 1. Воспитательные: воспитывать любовь к чт...