технологичекая карта урока
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Данные технологическсие карты можно использовать при изучении темы "Неметаллы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.
Неметаллы как простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.
Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность
Б. Шоу
ОПОРНАЯ СХЕМА № 1
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ||
Положение в ПСХЭ | Особенности строения атомов | Закономерности изменения свойств |
Н He В F At | 1) число валентных ē: от4 до 8 2) валентность: от IVдоVIII 3) высшая СО: от (+4) до (+8) 4) низшая СО: от (-4) до (-1) | В периодах(→) и гл. подгруппах (↑) а)уменьшается: Ra б)увеличивается: ЭО в) усиливается активность (неметаллическая, окислительная) |
ОПОРНАЯ СХЕМА № 2
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ | ||
СОСТАВ | СТРОЕНИЕ | СВОЙСТВА |
Состоят из атомов неметаллических элементов с одинаковым значением ЭО, между которыми образуется ковалентная неполярная связь | Молекулярное | Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. , мало растворимы в воде, не проводят эл. ток |
Немолекулярное (атомное) | Очень твердые кристаллические вещества, очень высокие tпл. и tкип. , не растворимы в воде, не проводят эл. ток |
3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)
О С
ОЗОН КИСЛОРОД АЛМАЗ ГРАФИТ КАРБИН
3.1. Аллотропные модификации Оксигена
I вариант
1) общее в составе молекул _________________________________________
2) общее в свойствах_______________________________________________
II вариант
1) различие в составе молекул _______________________________________
2) различие в свойствах____________________________________________
ВЫВОД:
Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________
3.2. Аллотропные модификации Карбона
ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам
I вариант – АЛМАЗ II вариант – ГРАФИТ
№ | Признаки сравнения | Простые вещества | |
АЛМАЗ | ГРАФИТ | ||
1 | Особенность кристаллической решетки | С*(sp3) Атомная | С*(sp2) Атомная (слоистая) |
2 | Агрегатное состояние | ||
3 | Цвет | ||
4 | Твердость | ||
5 | Электропроводимость | ||
6 | Особые свойства | Хорошо преломляет свет | Жирный на ощупь |
ВЫВОД:
Наличие у Карбона аллотропных видоизменений (алмаза и графита)
обусловлено ______________________________________________________
Домашнее задание: Учебник О.Г.Ярошенко
Учить § 3,4, выполнить № 1,2, стр.35 (письменно). Творческое задание:
«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»
ИНСТРУКЦИЯ № 1
1-я группа ЗАДАНИЕ.
Пользуясь таблицей № 1, ответить на вопросы:
1) укажите число неметаллических элементов;
2) укажите номера групп, где расположены неметаллические элементы;
3) в каких подгруппах размещены неметаллические элементы;
4) назовите диагональные неметаллические элементы;
5) в какой части таблицы размещены неметаллические элементы.
Таблица № 1
Группы | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Периоды | H Гидроген | He Гелий | ||||||
B Бор | C Карбон | N Нитроген | O Оксиген | F Флуор | Ne Неон | |||
Si Силиций | P Фосфор | S Сульфур | C Хлорl | Ar Аргон | ||||
As Арсен | Se Селен | Br Бром | Kr Криптон | |||||
Te Теллур | I Йод | Xe Ксенон | ||||||
At Астат | Rn Радон |
ВЫВОДЫ:
1) известно _______ неметаллических элемента;
2) неметаллические элементы размещены в _________________ группах;
3) неметаллические элементы размещены в _________________ подгруппах;
4) диагональные неметаллические элементы ___________________________;
5) неметаллические элементы размещены в ____________________________ углу таблицы над диагональю _______________________________________
ИНСТРУКЦИЯ № 2
2-я группа
ЗАДАНИЕ. Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО
1) число валентных электронов неметаллических элементов ;
2) валентность неметаллических элементов ;
3) высшая степень окисления неметаллических элементов;
4) низшая степень окисления неметаллических элементов;
5) приведите примеры исключений по пунктам (2), (3) и (4)
Таблица № 2
Группы | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
H …1s1 | He …1s2 | |||||||
B …2s22p1 | C …2s22p2 | N …2s22p3 | O …2s22p4 | F …2s22p5 | Ne …2s22p6 | |||
Валентные электроны | 4ē | |||||||
Высшая степень окисления | +4 | |||||||
Низшая степень окисления | –4 |
ВЫВОДЫ:
В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:
1) число валентных электронов неметаллических элементов изменяется от значения _______ до значения _______;
2) высшая валентность неметаллических элементов изменяется от значения _______ до значения ______;
3) высшая степень окисления неметаллических элементов изменяется
от значения _________ до значения ______________;
4) низшая степень окисления элемента определяется с помощью приема
__________________________________________________________________,
и изменяется от значения _________ до значения ______________;
способность атомов неметаллических элементов присоединятьэлектроны ___________________________________________;
5) некоторые исключения:
Оксиген, валентность _____ , степень окисления ___________
Флуор, валентность _______, степень окисления ___________,
Гидроген, валентность ______, степени окисления ___________
ИНСТРУКЦИЯ № 3
3-я группаЗАДАНИЕ. Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО
1) радиус атомов элементов ;
2) значение электроотрицательности элементов;
3) окислительная способность (способность присоединять электроны) неметаллических элементов;
4) активность неметаллических элементов;
5) в каком направлении в главных подгруппах Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность неметаллических элементов усиливается
Таблица № 3
Группы | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Периоды | H …1s1 | He …1s2 | ||||||
B …2s22p1 | C …2s22p2 | N …2s22p3 | O …2s22p4 | F …2s22p5 | Ne …2s22p6 | |||
Si …3s23p2 | P …3s23p3 | S …3s23p4 | Cl …3s23p5 | Ar …3s23p6 | ||||
As …4s24p3 | Se …4s24p4 | Br …4s24p5 | Kr …4s24p6 | |||||
Te …5s25p4 | I …5s25p5 | Xe …5s25p6 | ||||||
At …6s26p5 | Rn …6s26p6 |
ВЫВОДЫ:
В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:
1) радиус атома (Ra) ________________________________________________
2)значение электроотрицательности (ЭО) ______________________________
3) окислительная способность (способность присоединять электроны)
4) активность неметаллических элементов ____________________________
5) В ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ :
Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность неметаллических элементов усиливается в направлении ________________________________
Предварительный просмотр:
Конструирование урока по теме
«Общая характеристика неметаллических элементов. Простые вещества неметаллы. Свойства неметаллов»
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ | ПРИЕМЫ | ФОРМЫ | ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ |
I. Организация класса | Приветствие, пожелание хорошего настроения | |||
II. Мотивация учебной деятельности | Наглядный (слайд-шоу) Проблемный (постановка вопроса) | «Удивляй» «Наведи порядок» | Развитие познавательного интереса, интереса к изучению химии, развитие эмоций (ситуация удивления, использование ярких фактов) | |
III. Изучение нового материала 1. Общая характеристика неметаллических элементов 2. Простые вещества неметаллы -общие физ. свойства | Частично- поисковый Фронтальная беседа | «Моя работа- наша работа» «Проверь себя» «Проверь себя» | Выполнение небольшого практического задания с помощью карточки инструкции в малых группах Заполнение технологической карты (ОС № 1) Самостоятельная работа позаполнению технологической карты (таблица) | Развитие умений составлять таблицы Развитие коммуникативной компетентности Развитие навыков самостоятельной работы Развитие умений составлять таблицы |
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ | ПРИЕМЫ | ФОРМЫ | ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ |
- аллотропия - озоновый слой, его значение | Объяснение учителя (понятие аллотропии, аллотропных модификаций) Проблемный (причины аллотропии Оксигена и Карбона, Алмаза и графита - проблемный вопрос) Наглядный | «Проверь себя» | Самостоятельная работа с учебником (таблица Озон и кислород, ) Составление таблицы Алмаз и графит), Работа в парах Взаимообмен полученной информацией Заполнение технологической карты | Развитие приемов мыслительной деятельности (сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение) Развитие коммуникативной компетентности и др. Развитие представлений о целостности научной картины мира |
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний | Химический тренинг «Верю-не верю» | Фронтальная | Сознательное закрепление знаний | |
V. Первичное применение полученных знаний | «Мозговой штурм» | Фронтальная | Сознательное применение знаний на практике | |
VI. Подведение итогов. Домашнее задание | Творческое дифференцированное задание «Озоновые дыры»: сущность проблемы, причины, пути решения» | Дифференцированное задание | Развитие познавательного интереса, творческих способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.
Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...
Технологичекая карта урока
подвижные игры...
Технологичекая карта урока по теме "Масс Медиа"
Технологическая карта урока по теме "Масс Медиа в англоговорящих странах" для 8 класса основной школы....
Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"
Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД. Даны чертежи для изготовления прихваток в...
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.
Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....
Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"
Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...
Разработка технологичекой карты урока; "Новая экономическая политика" 9 класс
Технологическая карта урока...