МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в состав темы "Важнейшие классы неорганических веществ" и ориентирован на получение учащимися новых знаний, отработку ранее изученного учебного материала, применения полученных знаний для решения теоретических, экспериментальных и расчетных задач. К технологической карте прилагается индивидуальная рабочая карта урока и дополнительный учебный материал для проведения занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии в 8 классе.
Тема урока: «Кислород. Химический элемент кислород. Кислород в природе.
Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода».
2 урока в неделю, учебник А.А. Журина (линия учебно-методических комплексов «СФЕРЫ» по химии)
10.11.2017 ГБОУ школа 569 Невского района СПБ
Характеристика класса:
В классе 27 учеников, класс в рамках эксперимента опережающего внедрения ФГОС ООО, неоднородный по уровню способностей, уровень сформированности метапредметных результатов высокий – 15 человек, выше среднего 5 человек, средний – 7 человек(по результатам метапредметной работы). Внимание не всегда устойчивое. Скорость и темп обучения средний. Средний учебный балл по результатам 1 учебной четверти 3,9.
Характеристика темы:
Урок входит в состав темы: «Важнейшие классы неорганических веществ» и является вторым уроком по характеристике простых веществ металлов и неметаллов. Урок ориентирован на получение учащимися новых знаний, отработку ранее изученного материала, применения полученных знаний для решения теоретических, экспериментальных, расчетных задач.
Тип урока: урок – изучение нового
Цель урока: создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках освоения учебного материала: кислород как химический элемент и простое вещество.
Задачи:
- Продолжить формировать умение добывать необходимые знания в ходе организации работы с различными источниками учебной информации, химического эксперимента и наблюдения за ним; осуществлять поиск и преобразование необходимой информации;
- Создать условия для освоения предметного содержания РП: кислород – химический элемент и простое вещество. Состав воздуха. Физические свойства кислорода. Получение кислорода в промышленности и в лаборатории;
- Учить выполнять различные роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, развивать речь, умение делать выводы, четко формулировать свои высказывания;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, лабораторная работа (исследовательская деятельность)
Методы обучения: частично – поисковое, проблемное
Формы реализации методов: беседа, самостоятельная работа по решению заданий, обсуждение результатов решения в группе, лабораторная работа.
Средства обучения и воспитания: опорная схема – конспект урока, мультимедийная установка, программное обеспечении по работе с интерактивной доской, таблицы (ПСХЭ Менделеева; растворимости).
Оборудование и химические реактивы: перекись водорода, оксид марганца IV, лучина, спички
Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.
Реализуемая технология: технология деятельностного подхода
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
формирование представлений о кислороде как химическом элементе и простом веществе, воздухе как смеси газов, получении и применении кислорода; составление характеристики химического элемента по плану; описание физических свойств кислорода по плану; формирование навыков осуществления элементарных приемов экспериментальной деятельности (получение кислорода путем разложения перекиси водорода и его качественное обнаружение); развитие умения описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты. | -устанавливать причинно-следственные связи при изучении зависимости применении вещества от его свойств, сравнивать и делать выводы, работать с информацией, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; -строить речевые высказывания в устной форме, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; - в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; | формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению природы, осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки, формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле. |
Подготовительный этап: назначение модератора урока; разработка, распределение и проверка выполнения индивидуальных д/з; распределение на группы по 4 человек (6 групп); подготовка лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента
Индивидуальные домашние задания:
- Составление задания-загадки о веществе кислород
- Сообщение на тему: «Кислород в природе»
- Сообщение на тему: «Получение кислорода в промышленности и в лаборатории»
№ | Этапы урока | Система заданий |
1 | Актуализация ранее полученных знаний Проблематизация урока Постановка цели урока Формулировка темы урока | Объект в черном ящике. Используя знания, полученные ранее на уроках биологии, географии, химии распознаем загаданное вещество (кислород) по косвенным подсказкам. Запиши уже известные тебе характеристики вещества из «черного ящика» (дополняем информацию о веществе, заполняя таблицу, имеющимися сведениями). Фиксируем количество правильных суждений о кислороде. Какими сведениями еще можно дополнить характеристику этого вещества? Формулируем тематическое содержание урока (тему, пункты плана урока). |
2 | Изучение нового
| Система и последовательность заданий в индивидуальной рабочей карте ученика. Раздели вещества из предложенного списка на две группы. Что объединяет эти вещества по составу? Составление плана характеристики химического элемента по положению его в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Описание химического элемента кислорода по плану. Привлекая различные информационные ресурсы (текстовые, табличные, графические, видео), а также результаты экспериментальной работы делаем умозаключения о кислороде как химическом элементе и простом веществе, физических свойствах вещества, получении и нахождении вещества кислорода в природе. Используя текст учебника перевести текстовую информацию о нахождении элемента кислорода в природе в графическую. Экспериментальная часть. Получение кислорода по инструкции из перекиси водорода. Доказательство наличия газа. Наблюдение. Описание физических свойств вещества и его качественного обнаружения. Работа с дополнительной информацией по выявлению важнейших свойств кислорода (дыхание и горение и поддержание горения) Оформление результатов работы в индивидуальной карте урока Дополняя новыми сведениями, почерпнутыми с урока, таблицу из задания № 1 систематизируем новую информацию урока. Какими новыми сведениями о химическом элементе и веществе кислороде вы могли бы дополнить таблицу? Фиксирование правильных суждений о кислороде в таблице 1. |
3 | Самоанализ учебной деятельности | Сравнение количества правильных высказываний о кислороде в начале и конце урока. Как изменились ваши познания в этой теме. Подсчет количества набранных за участие в устных ответах и групповых обсуждениях жетонов. Оценка работы каждого в группе. |
4 | Рефлексия (осознание содержания пройденного, оценка эффективности собственной работы на уроке) | Проанализируй степень достижения поставленной цели урока? На какие вопросы ты не получил ответа? Почему не все вопросы нашли решение в ходе урока? В чем причина этого? Завершение работы с индивидуальной картой ученика. |
5 | Запись домашнего задания | Зная важнейшие свойства кислорода поддерживать дыхание и горение, спрогнозируйте основные области применения этого газа. Результат оформите в виде схемы-рисунка. |
Индивидуальная рабочая карта учащегося на уроке химии 10.11.2017
ФИ _______________________________________________
Задание 1.
Вещество в черном ящике - _____________________________
Запиши известные тебе характеристики этого вещества в таблицу.
1 | 7 | ||
2 | 8 | ||
3 | 9 | ||
4 | 10 | ||
5 | 11 | ||
6 | 12 |
Запишите тему урока: ____________________________________________________________________________________
Задание 2.
Раздели предложенные вещества на две группы: H2O, O2 , CO2 , O3, SiO2
По какому признаку осуществили деление веществ? _____________________________________
Что общего по составу у этих веществ? _______________________________________________
Задание 3.
Какие сведения о хим. элементе можно получить, зная его положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
Составьте план характеристики химического элемента по его положению в ПСХЭ.
№ | план характеристики химического элемента | характеристика химического элемента __________________ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Задание 4.
Используя текст и диаграммы учебника на стр 36 (абзац 2), заполните схему:
Воздух – смесь газов (каких?) Заполните таблицу:
доля газа в воздухе по объему | 78% | 21% | 1% |
газ (газы) |
Задание 5.
Получение в лаборатории газа кислорода, его обнаружен6ие и описание его физических свойств. Экспериментальная часть.
Действие | Наблюдение | Вывод |
Налить в пробирку 2 мл перекиси водорода. Добавить несколько крупинок MnO2 | ||
Внести в пробирку тлеющую лучинку |
Запиши ответы на вопросы опираясь на наблюдения опыта.
Кислород легче или тяжелее воздуха? Обоснуйте ответ __________________________________
___________________________________________________________________________________
Запиши важнейшие физ. свойства простого вещества кислорода: ________________________
Как доказать наличие газа кислорода в пробирке?________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 6.
Используя дополнительную информацию, выпишите важнейшие свойства кислорода.
___________________________________________________________________________________
Задание 7.
Вернитесь к заданию № 1.
Какими новыми сведениями о химическом элементе и веществе кислороде вы могли бы дополнить таблицу?
Удалось ли Вам заполнить таблицу полностью? _______________
Если нет, то почему? ______________________________________
Какие вопросы этой темы требуют доработки ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 8.
Сосчитайте количество набранных за урок жетонов ______, оцените свою работу на уроке по пятибальной шкале______, получите оценку своей деятельности от группы _______.
Запишите домашнее задание.
Зная важнейшие свойства кислорода поддерживать дыхание и горение, спрогнозируйте основные области применения этого газа. Результат оформите в виде схемы-рисунка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема урока: «Кислород. Химический элемент кислород. Кислород в природе.
Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода».
Вопросы о веществе из «черного ящика»
По предложенным признакам распознать загаданное вещество:
- Это вещество можно получить электролизом хлоратов и перхлоратов. Этот способ его получения применим на объектах, где невозможно хранение воды в больших количествах.
- Аллотропное видоизменение этого вещества образует озоновый слой Земли, защищающий планету от воздействия ультрафиолетового солнечного излучения.
- Ежедневное потребление этого вещества человеком составляет около 40 кг.
- Это вещество растворимо в воде и многие организмы, обитающие в ней, потребляют его в разных количествах.
- Все виды топлива способны к горению только в его присутствии.
- В год одно дерево вырабатывает 125 кг этого вещества.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
КИСЛОРОД В ПРИРОДЕ
МЕТОД ВЫТЕСНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОД ВЫТЕСНЕНИЯ ВОДЫ
Важнейшие свойства кислорода.
Среди всех веществ на Земле особое место занимает то, что обеспечивает жизнь, - газ кислород. Именно его наличие делает нашу планету уникальной среди всех других, особенной. Благодаря этому веществу в мире живет столько прекрасных созданий: растения, животные, люди.
Кислород - это совершенно незаменимое, уникальное и чрезвычайно важное соединение. Помимо того, что он является активным участником дыхания, кислород еще проводит бесчисленное количество реакций окисления (горения), в результате которых высвобождается энергия для жизни.
Основными поставщиками этого уникального газа в природе являются зеленые растения и некоторые виды бактерий. Сложно назвать хотя бы один процесс, в котором не принимает участие этот великий газ, уникальное вещество - кислород.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"
Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"
Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...
Методическая разработка по химии 9 класс по теме «Галогены в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Физические и химические свойства»
Методическая разработка урока...
Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"
Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....