Методическая разработка урока химии в 11 классе "Газообразные вещества"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок изучается в теме "Строение вещества". По типу урок относится к урокам объяснения нового материала. Методы , используемые на уроке: информационно - коммуникативные, обучение в сотрудничестве, личносто - ориентированные, проблемно - поисковые. Целью урока было обобщение знаний о газообразных веществах, выявление отличий свойств газообразных веществ от твердых и жидких. При проведении урока было использовано мультимедийное оборудование, видеофрагменты опытов, воздушный шар, аэрозоль, набор минералов, химическая посуда, реактивы для демонстрационных опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_seminar.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии 11 класс по теме «Газообразные вещества»
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное и проблемно-поисковое обучение.
Цель: Обобщить знания о газообразных веществах, установить отличия от твердых и жидких веществ, повторить з-н Авогадро, систематизировать знания о способах получения и применения наиболее известных газов.
Задачи:
- Образовательные - закрепить знания о газообразных веществах, рассмотреть основных представителей, выявить распространение в природе.
- Развивающие - развивать познавательный интерес, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные - воспитывать умение работать в сотрудничестве, совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения заданий, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, заинтересовать процессами, происходящими в окружающем мире.
- Коррекционные - развивать слуховое восприятие, корректировать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации, установление причинно-следственной связи. Коррекция восприятия, памяти и внимания, сенсорных представлений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты опытов, карточки с формулами газов, воздушный шарик, чайник с паром, бутылка газводы, аэрозоль.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и активация мотивации учащихся.
Мотивация.
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.
Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задания, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.
Девиз урока: Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять – великое искусство.
Учитель: У меня к вам вопрос, что объединяет столь разнородные предметы на моем столе (воздушный шарик, газированная вода, чайник с паром, аэрозоль в баллоне)? Возможна негромкая музыка.
Ученики: газ, газообразные вещества.
Учитель: тогда прошу назвать тему нашего урока - газообразные вещества. Записываем в рабочие листы тему.
3. Основная часть урока.
Вступительное слово учителя: вспомним физику, сколько агрегатных состояний вещества вы знаете?
Ученики: твердые, жидкие, газообразные.
Учитель: хорошо, можно еще добавить, 4 состояние вещества – плазма (в-ва находятся в атомарном состоянии). Пример: пламя. Что характерно для каждого агрегатного состояния?
Учитель+ ученики: твердые тела – молекулы расположены очень близко друг к другу. Такие вещества сохраняют форму, объем. Жидкие - имеют объем, но не имеют формы. Молекулы жидких веществ находятся чуть дальше друг от друга, поэтому жидкости текучие, но имеют объем. Их трудно сжать.
Демонстрация, учитель: твердое вещество - кусок мрамора; воду переливаем в сосуды разной формы, тем самым показывая изменения формы, но сохранение объема.
А теперь, давайте подумаем, если это вещество – газ? Какими свойствами оно должно обладать? Давайте обратимся к нашим рабочим листам и попробуем заполнить схему: свойства газов.
В центре страницы слово ГАЗ и от него стрелочки.
1.Свойство: газ не имеет ни формы, ни объема, принимает любую форму, занимает любой объем (сдуем немного шарик и можем изменить его форму и размер). Почему? Потому, что молекулы газов находятся очень далеко друг от друга и слабые силы притяжения между ними не могут удержать их рядом. Поэтому объем любого сосуда в сотни тысяч раз больше объема любого газа в сосуде. Отсюда вытекает з-н Авогадро: в равных V любого газа содержится одно и то же число молекул при одинаковых условиях. Следствие этого закона: 1 моль любого газа = 22,4 л. Его называю молярным Vm. Vm =22, 4л.
Учитель: если молекулы расположены далеко, их можно приблизить? Как это сделать?
Ученики: сжать, сделать жидким.
Учитель: верно, записываем еще одно свойство – легко сжимаются, сжижаются. Что при этом происходит с молекулами? Изменяется расстояние между ними. Где человек использует эти свойства газов?
Ученики: газовые баллоны, аэрозоли, сухой лед …
3.Чтобы узнать 3 свойство газообразных веществ обратимся к иллюстрации. Что это? Атмосфера, что из себя представляет атмосфера? Смесь газов. Кто напомнит состав атмосферы с математической точки зрения, процентное соотношение компонентов? А с исторической точки зрения: атмосфера всегда имела такой состав? Первичная атмосфера Земли состояла в основном из CH4,CO2, NH3.Кто изменил на протяжении миллионов лет состав атмосферы? Верно, - растения, они выделяли и продолжают выделять O2. Значимость O2 в чем? Нужен для дыхания (обмена веществ) всех живых организмов. Без него невозможен процесс горения (не работали бы двигатели внутреннего сгорания, турбины и т.п.)
Третье свойство - равномерно смешиваться в любых пропорциях.
Учитель: для того чтобы продолжить работу на уроке вам необходимо, из имеющихся формул выбрать формулы только газообразных веществ. Формулы веществ записаны на доске. Прошу вас рассказать о тех веществах, формулы которых вы выбрали. Это именно те газы, с которыми мы сталкиваемся чаще всего, используем их в самых разных областях. Они важные составляющие природы, участники многих процессов жизнедеятельности.
1 ученик – H2. Самый легкий газ. Рассказывает о водороде. В лабораторных условиях его получают:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. чтобы распознать водород, подносим горящую лучину к сосуду и слышим хлопок (образуется гремучий газ 2 V H2 и V O2).( Заполняем рабочий лист)
В некоторых реакциях водород может являться побочным продуктом. Например, при взаимодействии металлического натрия с водой.Na+H2O=NaOH+H2.(демонстрационный опыт)
2 ученик – O2. Газ, без которого невозможна жизнь. Окислитель органических веществ. Вещество, поддерживающее горение. Сообщение.
Учитель - Способы получения: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑; либо 2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ . Как можем его распознать? Поддерживает горение. Тлеющая лучина. Видеофрагмент (заполняем рабочий лист)
3 ученик – CO2, Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑. В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка: CaCO3 = СаО + СО2↑ (демонстрационный опыт)
Учитель - Как можем распознать углекислый газ? Не поддерживает горение, при пропускании через раствор известковой воды он вызывает помутнение в следствии образования угольной кислоты и гидрокарбоната кальция .
4 ученик - Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде, в промышленном масштабе: 3H2 + N2 = 2NH3 .В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония: NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑. Распознают аммиак по запаху (всем знаком нашатырь). (демонстрация видеофрагмента)
5 ученик – C2H4 на уроках органической химии мы познакомились с газом этиленом. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана (отъем H2): СН3 − СН3 > СН2 = СН2 + Н2. В химической лаборатории: путем дегидратации этилового спирта: С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.
4. Рефлексия. Закрепление материала.
1. Какое вещество существует на Земле в 3-х агрегатных состояниях?
2. Какой газ, находящийся в атмосфере защищает нас от УФО?
3. Атмосфера – смесь газов. Назовите еще одну природную смесь газов?
У нас осталось последнее задание – ответить на вопросы теста.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
2017 год был объявлен Годом экологии. Как вы считаете, состояние атмосферы, процентное соотношение газов в ней, как то влияет на экологию Земли? Какие газы загрязняют атмосферу, и какие оказывают положительное воздействие? Что влияет на озоновый слой?
Д/З: эссе на тему «Человек и атмосфера».
Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица, которая имеет следующий вид:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.( Рабочий лист)
Рабочий лист ___________________________________(тема урока)
Ф.И. ученика___________________________________
1.Агрегатные состояния вещества:
2.Газ (физические свойства)
3.Заполнить таблицу
Газ (характеристика) | Получение (уравнение реакций) | Способ собирания | Распознавание |
Водород | |||
Кислород | |||
Углекислый газ | |||
Аммиак |
Вариант 1
1.Не существует агрегатное состояние вещества
А) газообразное Б) жидкое В) твердое Г) аморфное
2. Переход вещества из жидкого в газообразное
А) диффузия Б) конденсация В) испарение Г) кипение
4. Для обнаружения кислорода можно использовать:
А) бромную воду Б) тлеющую лучинку В) хлороводород Г) известковую воду
5. Укажите верное высказывание: «кислород …
А) самый легкий газ Б) хорошо растворим в воде В) бесцветный газ, без вкуса и запаха Г) горит
6. Газ, имеющий наименьшую относительную молекулярную массу:
А) аммиак Б) углекислый газ В) озон Г) этилен.
7. Соотнесите газы и их физические характеристики
А) О3 1) поддерживает горение
Б) Н2 2) едкий запах
В) NН3 3) сиреневый цвет
Г) О2 4) взрывоопасен
8. На сколько граммов масса 1 л озона больше массы 1 л кислорода?
Ответ: ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"
Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Методическая разработка урока химии по теме "Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей растворенного вещества»
Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.Задачи:· познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"
Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...