Методическая разработка урока химии в 11 классе "Газообразные вещества"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Турбина Наталья Ивановна

Урок изучается в теме "Строение вещества". По типу урок относится к урокам объяснения нового материала. Методы , используемые на уроке: информационно - коммуникативные, обучение в сотрудничестве, личносто - ориентированные, проблемно - поисковые. Целью урока было обобщение знаний о газообразных веществах, выявление отличий свойств газообразных веществ от твердых и жидких. При проведении урока было использовано мультимедийное оборудование, видеофрагменты опытов, воздушный шар, аэрозоль, набор минералов, химическая посуда, реактивы для демонстрационных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии 11 класс по теме «Газообразные вещества»

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное и проблемно-поисковое обучение.

Цель: Обобщить знания  о газообразных веществах, установить отличия от твердых и жидких веществ, повторить з-н Авогадро, систематизировать знания о способах получения и применения наиболее известных газов.

Задачи:

  1. Образовательные - закрепить  знания о газообразных веществах, рассмотреть основных представителей, выявить распространение в природе.
  2. Развивающие - развивать познавательный интерес, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитательные - воспитывать умение работать в сотрудничестве,  совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения заданий, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, заинтересовать процессами, происходящими в окружающем мире.
  4. Коррекционные - развивать слуховое восприятие, корректировать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации, установление  причинно-следственной связи. Коррекция восприятия, памяти и внимания, сенсорных представлений.  

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты опытов, карточки с формулами газов, воздушный шарик, чайник с паром, бутылка газводы, аэрозоль.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и активация мотивации учащихся.

Мотивация.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задания, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.

Девиз урока: Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость,

А умело применять – великое искусство.

Учитель: У меня к вам вопрос, что объединяет столь разнородные предметы на моем столе (воздушный шарик, газированная вода, чайник с паром, аэрозоль в баллоне)? Возможна негромкая музыка.

Ученики: газ, газообразные вещества.

Учитель: тогда прошу назвать тему нашего урока - газообразные вещества. Записываем в рабочие листы тему.

3. Основная часть урока.

Вступительное слово учителя: вспомним физику, сколько агрегатных состояний вещества вы знаете?

Ученики: твердые, жидкие, газообразные.

Учитель: хорошо, можно еще добавить, 4 состояние вещества – плазма (в-ва находятся в атомарном состоянии). Пример: пламя.  Что характерно для каждого агрегатного состояния?

Учитель+ ученики: твердые тела – молекулы расположены очень близко друг к другу. Такие вещества сохраняют форму, объем. Жидкие - имеют объем, но не имеют формы. Молекулы жидких веществ находятся чуть дальше друг от друга, поэтому жидкости текучие, но имеют объем. Их трудно сжать.

Демонстрация, учитель: твердое вещество - кусок мрамора; воду переливаем в сосуды разной формы, тем самым показывая изменения формы, но сохранение объема.

А теперь,  давайте подумаем, если это вещество – газ? Какими свойствами оно должно обладать? Давайте обратимся к нашим рабочим листам и попробуем заполнить  схему: свойства газов.

В центре страницы слово ГАЗ и от него стрелочки.

1.Свойство: газ не имеет ни формы, ни объема, принимает любую форму, занимает любой объем (сдуем немного шарик и можем  изменить его форму и размер). Почему? Потому, что молекулы газов находятся очень далеко друг от друга и слабые силы притяжения между ними не могут удержать их рядом.  Поэтому объем любого сосуда в сотни тысяч раз больше объема любого газа в сосуде. Отсюда вытекает з-н Авогадро: в равных V любого газа содержится одно и то же число молекул при одинаковых условиях.  Следствие этого закона: 1 моль любого газа = 22,4 л. Его называю молярным Vm.     Vm =22, 4л.

Учитель: если молекулы расположены далеко, их можно приблизить? Как это сделать?

Ученики: сжать, сделать жидким.

Учитель: верно, записываем еще одно свойство – легко сжимаются, сжижаются.  Что при этом происходит с молекулами? Изменяется расстояние между ними. Где человек использует эти свойства газов?

 Ученики: газовые баллоны, аэрозоли, сухой лед …

3.Чтобы узнать 3 свойство газообразных веществ обратимся к иллюстрации. Что это? Атмосфера, что из себя представляет атмосфера? Смесь газов. Кто напомнит состав атмосферы с математической точки зрения, процентное соотношение компонентов?  А с исторической точки зрения: атмосфера всегда имела такой состав?   Первичная атмосфера Земли состояла в основном из CH4,CO2, NH3.Кто изменил на протяжении миллионов лет состав атмосферы? Верно, - растения, они выделяли и продолжают выделять O2. Значимость O2 в чем? Нужен для дыхания (обмена веществ) всех живых организмов.  Без него невозможен процесс горения (не работали бы двигатели внутреннего сгорания, турбины и т.п.)

Третье свойство - равномерно смешиваться в любых пропорциях.

Учитель: для  того чтобы продолжить работу на уроке вам необходимо, из имеющихся формул выбрать формулы только газообразных веществ. Формулы веществ записаны на доске. Прошу вас рассказать о тех веществах, формулы которых вы выбрали. Это именно те газы, с которыми мы сталкиваемся чаще всего, используем их в самых разных областях. Они важные составляющие природы, участники многих процессов жизнедеятельности.

1 ученик – H2. Самый легкий газ. Рассказывает о водороде. В лабораторных условиях его получают:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.  чтобы распознать водород, подносим горящую лучину к сосуду и слышим хлопок (образуется гремучий газ 2 V H2 и V O2).( Заполняем рабочий лист)

В некоторых реакциях водород может являться побочным продуктом. Например,  при взаимодействии металлического натрия с водой.Na+H2O=NaOH+H2.(демонстрационный опыт)

2 ученик – O2. Газ, без которого невозможна жизнь. Окислитель органических веществ. Вещество, поддерживающее горение. Сообщение.

Учитель - Способы получения: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;  либо 2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .  Как можем его распознать? Поддерживает горение. Тлеющая лучина. Видеофрагмент (заполняем рабочий лист)

3 ученик – CO2, Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.  В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка: CaCO3 = СаО + СО2   (демонстрационный опыт)   

Учитель - Как можем распознать углекислый газ? Не поддерживает горение, при пропускании через раствор известковой воды он вызывает помутнение в следствии образования угольной кислоты и гидрокарбоната кальция .

4 ученик - Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде, в промышленном масштабе:  3H2 + N2 = 2NH3 .В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония: NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑. Распознают аммиак по запаху (всем знаком нашатырь). (демонстрация видеофрагмента)

5 ученик – C2H4 на уроках органической химии мы познакомились с газом этиленом.   Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана (отъем H2): СН3 − СН3 > СН2 = СН2 + Н2. В химической лаборатории: путем дегидратации этилового спирта: С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.

4. Рефлексия. Закрепление материала.

 1. Какое вещество существует на Земле в 3-х агрегатных состояниях?

2. Какой газ, находящийся в атмосфере защищает нас от УФО?

3. Атмосфера – смесь газов. Назовите еще одну природную смесь газов?

У нас осталось последнее задание – ответить на вопросы теста.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

 2017 год был объявлен Годом экологии. Как вы считаете, состояние атмосферы, процентное соотношение газов в ней, как то влияет на экологию Земли? Какие газы загрязняют атмосферу, и какие оказывают положительное воздействие? Что влияет на озоновый слой?

Д/З: эссе на тему «Человек и атмосфера».

Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица, которая имеет следующий вид: 


Газ(краткая характеристика)


Получение (уравнения реакций)


Собирание


Распознавание


Водород (Н
2) – самый

легкий, бесцветный,

не имеет запаха.


Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:

Zn + 2HCl = ZnCl
2 + H2 ↑.


В перевернутую вверх дном пробирку.


При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.


Кислород (О
2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.


1.Разложением перманганата калия:

2KMnO
= K2MnO+ MnO+ О↑;

2.Разложением пероксида водорода

2H
2O= 2Н2О + О2 ↑ .


1.Вытеснением воздуха.

2.Вытеснением воды.


Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.


Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО
2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде.


1.В промышленности:
CaCO
3 = СаО + СО2;

2.В лаборатории:
CaCO
3 + 2HCl = CaCl2+ H2O + CO2↑.


Вытеснением воздуха.


1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО
2.

2.По помутнению известковой воды:

СО
+ Са(ОН)2 =  СаСО3v + Н2О


Аммиак (NН
3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.


1.В промышленности:
3H
2 + N2 = 2NH3 ;

2.В лаборатории:
NH
4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.


В перевернутую вверх дном пробирку.


1.По запаху.

2.По изменению цвета влажной лакмусовой бумажки (синеет).

3.По появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.


Этилен (С
2Н4 или СН2 = СН) без цвета и запаха, тяжелее воздуха.


1.В промышленности дегидрированием этана:

СН
3 − СН3 → СН2 = СН+ Н2;

2.В лаборатории:

а)деполимеризацией этилена

(-СН
2 – СН2 – )n → nСН2 = СН;

б)дегидратацией этилового спирта

С
2Н5ОН → С2Н4 + Н2О


Вытеснением воздуха.


1.Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия.

2.Обесцвечивание бромной воды.


Приложение 1.( Рабочий лист)

Рабочий лист ___________________________________(тема урока)

Ф.И. ученика___________________________________

1.Агрегатные состояния вещества:

2.Газ (физические свойства)

3.Заполнить таблицу

Газ (характеристика)

Получение (уравнение реакций)

Способ собирания

Распознавание

Водород

Кислород

Углекислый газ

Аммиак

Вариант 1

1.Не существует агрегатное состояние вещества

А) газообразное    Б) жидкое    В) твердое    Г) аморфное

2. Переход вещества из жидкого в газообразное

А) диффузия  Б) конденсация  В) испарение  Г) кипение

4. Для обнаружения кислорода можно использовать:

А) бромную воду  Б) тлеющую лучинку   В) хлороводород   Г) известковую воду

5. Укажите верное высказывание: «кислород …

А) самый легкий газ   Б) хорошо растворим в воде  В) бесцветный газ, без вкуса и запаха  Г) горит

6. Газ, имеющий наименьшую относительную молекулярную массу:

А) аммиак   Б) углекислый газ   В) озон   Г) этилен.

7. Соотнесите газы и их физические характеристики

        А) О3                1) поддерживает горение

        Б) Н2                2) едкий запах

        В) NН3        3) сиреневый цвет

        Г) О2                4) взрывоопасен

8. На сколько граммов масса 1 л озона больше массы 1 л кислорода?

Ответ:  ________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Методическая разработка урока химии по теме "Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей растворенного вещества»

Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.Задачи:·         познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешива...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"

Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...