Рабочая прграмма 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Машкина Евгения Юрьевна
Пояснительная записка и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8_kl.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno_tematich_8_kl.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Рабочая программ по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора Габриеляна О.С. (М.: Дрофа).

  Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям. Второй раздел посвящен изучению электронной теории на ее основе рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, строения и свойств веществ.

  Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения, познавательный интерес к предмету. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, демонстрационного эксперимента, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности, охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

Задачи обучения.

-Формирование знаний основ химической науки- важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;

-развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, устанавливать причины явлений, делать обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;

-знакомство с применением химических знаний на практике,

-формирование навыков обращения с веществами, выполнения опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;

-формировать умение сопоставлять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

-воспитание у школьников экологической и информационной культуры;

-формирование воспитательных моментов: вклад российских ученых в развитие науки и роль химии в научной картине мира.


План контрольных работ для 8 класса.

главы

Название главы

Кол-во

часов

Практические

работы

Контрольные работы

Введение

5

-

-

1.

Атомы химических элементов

11

1

Контрольная работа №1

2.

Простые вещества

6

-

Зачет

3.

Соединения химических элементов

12

-

Контрольная работа №2

4.

Изменения, происходящие с веществом

14

4

Контрольная работа №3

5.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена

21

2

Контрольная работа №4

Повторение по курсу химии за 8 класс

1

Итого

70

7

4

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-химическую символику (знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций);

-важнейшие химические понятия:   химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ,

моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.

-основные законы химии:  закон сохранения массы веществ, закон постоянства вещества, закон Авагадро, периодический закон Д.И. Менделеева.

Учащиеся должны уметь:

-называть химические элементы, соединения изученных классов, типы химических реакций, виды химической связи, типы кристаллических решеток;

-объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ, закономерности изменения свойств элементов в малых периодах и главных подгруппах;

-давать характеристику химических элементов на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ;

-определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элементов в соединении, вид химической связи в соединении, признаки химических реакций;

-составлять формулы неорганических соединений изученных классов,схемы строения атомов 20 элементов ПСХЭ, уравнения химических реакций;

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества;

-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

-безопасно обращаться с веществами и материалами;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-оценка информации о веществах, используемых в быту;

-приготовления раствора заданной концентрации.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классах

(2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 70)

на 2018 – 2019 учебный год

  Программа основного общего образования по химии

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений Габриеляна О.С. , изд. «Дрофа», М., 2016. Сборник программ общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 класс. Министерство образования РФ.

по учебнику: Габриелян О.С. Химия 8 класс, изд. «Дрофа». М., 2016 г.

четверть

Недель

часы

Контрольные работы

Проверочные работы

Практические работы

1

8

16

1

3

1

2

8

16

1

3

-

3

10

20

1

7

3

4

9

18

1

5

3

Итого за год

35

70

4

18

7

№ темы

Раздел.                  Тема урока

Элементы содержания

Практическая часть Демонстрационный опыт

        Форма организации урока

Домашнее задание

Срок выполнения

1

2

3

4

5

5

7

8

1. Введение (5 ч.)

1.

1.1

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Техника безопасности в кабинете химии. Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента

Коллекция стеклянных и алюминиевых предметов

Лекция с элементами беседы

§ 1 упр. 3,4,5

2.

1.2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Исторические сведения по химии

Химические явления (реакции), отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование

1. Взаимодействие соляной кислоты с мелом

2. Щелочи с фенолфталеином  

3. Щелочи с сульфатом меди (II)

Лекция с элементами беседы

§ 2,3, № 1,2,3,4,6,7,8

1

2

3

4

5

6

7

8

3.

1.3

Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

Структура Периодической системы: периоды и группы. Обозначение химических элементов, их названия,  происхождение названий

Таблица Д.И.Менделеева и карточки с химическими элементами

Лекция

§ 4 упр. 1 – 4

4.

1.4

Химические формулы. Относительные атомные массы.

Химическая формула, запись и чтение формул. Индексы и коэффициенты. Масса атомов. Относительная атомная масса и  молекулярная масса

Таблица Д.И.Менделеева и карточки с химическими элементами, с формулами веществ

Объяснение нового материала.        

§ 5 упр. 1,2

5.

1.5

Молекулярная масса. Массовая доля элементов в формуле

Масса молекул. Относительная молекулярная масса. Массовая доля хим.элементов. Вычисление относительной молекулярной массы по формуле. Вычисление массовой доли элемента в хим.соединении и установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Карточки с химическими элементами и формулами веществ

Проверочная работа

§ 5 упр. 3,4,5

2. Атомы химических элементов (11 ч.)

6.

2.1

Основные сведения о строении атома. Изотопы

История открытия строения атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса. Физический смысл порядкового номера Современное определение понятия «Химический элемент». Изотопы

Таблицы и схемы строения атома

Лекция, презентация «Строение атома»

§ 6,7 упр.5 с.25

1

2

3

4

5

6

7

8

7. – 8.

2.2 2.3

Строение электронных оболочек атомов химических элементов малых периодов № 1 – 20

Характеристика электрона. Электронное облако, s и p – орбитали. Энергетические уровни. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровня. Физический смысл номера группы и номера периода Электронные формулы

Схемы и модели орбиталей и электронного строения атомов

Лекция

§ 8 упр. 1,2,3

9.

2.4

Периодическая таблица химических элементов. Элементы металлы и неметаллы

Электронное строение элементов металлов и неметаллов. Металлические и неметаллические свойства.  Причины и изменение свойств химических элементов в периодах и группах.

Таблицы и схемы строения металлов и неметаллов, изменение свойств в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Лекция

§ 9 с. 53 – 55

10.

2.5

Химическая связь. Ионная химическая связь. Схема образования  ионной связи.

Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы ионных соединений

Схемы и видеоролик образования ионов и ионной химической связи

Лекция

§ 9 с. 56 – 58 упр. 2

11

2.6

Ковалентная  полярная и неполярная химическая связь. Схемы образования  связи. Электроотрицатель-ность.

Понятие о ковалентной полярной и неполярной связи. Схемы образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2). Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Схемы образования молекул соединений воды, аммиака, хлороводорода.

Схемы и видеоролик образования ковалентной неполярной связи и полярной

Лекция, проверочная работа

§ 10-11, упр. 1-5, упр. 1-4

12

2.7

Металлическая химическая связь и ее свойства.

Понятие о металлической связи

Схемы образования металлической связи

Лекция, самостоятельная работа

§12  упр.1,2

1

2

3

4

5

6

7

8

13

2.8

Определение массовой доли элемента в соединении. Нахождение простейшей формулы вещества.

Знакомство с формулами при решении задач

Схемы оформления задач

Объяснение нового материала

§ 12, задачи

14

2.9

Повторение и обобщение темы: «Атомы химических элементов»

Выполнение заданий теста и подготовка к контрольной работе

§ 4 – 12

15

2.10

Контрольная работа № 1 по теме: Атомы химических элементов.

Контрольная работа

16

2.11

Практическая работа №1

Правила по технике безопасности при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Практическая работа

С. 174 – 180

3. Простые вещества (6 ч.)

17

3.1

Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия

Положение металлов в ПСХЭ . Металлическая связь. Физические свойства металлов. Аллотропия олова

Коллекция металлов

Лекция

§ 13

18

3.2

Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение их атомов. Аллотропы. Ковалентная связь. Физические свойства неметаллов. Химические св-ва

Коллекция неметаллов

Лекция

§ 14

1

2

3

4

5

6

7

8

19

3.3

Количество вещества. Моль

Количество вещества и его единицы: моль, кмоль, моль. Число Авогадро

Набор веществ в количестве 1 моль

Объяснение нового материала, решение задач

§ 15 упр.1

С. 79 – 80

20

3.4

Молярная масса вещества.

Расчет молярных масс по химической формуле. Выполнение упражнений с использованием количество вещества, число Авогадро, масса, молярная масса

Объяснение нового материала, решение задач

§ 15 упр.2

 До конца

21

3.5

Молярный объем газообразных веществ

Понятие о молярном объёме газов, расчеты с использованием молярного объёма

Объяснение нового материала, решение задач

§ 16 упр. 1

22

3.6

Решение задач с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро. (Зачет по теме)

Решение задач и упражнений с использованием количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро

Зачет

Упр. 1,2

4. Соединения химических элементов (12 ч.)

23

4.1

Степень окисления. Правила определения степени окисления.

Понятие о степени окисления. Правила определения степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях

Схема

Лекция

§ 17 упр. 1

24

4.2

Номенклатура бинарных соединений

Оксиды.

Составление бинарных соединений по степени окисления, общий способ построения названия бинарных соединений

Образцы оксидов, сульфидов, хлоридов, бромидов

Лекция

§ 17 упр.2

25

4.3

Оксиды и водородные соединения

Составление формул оксидов, их названий. Характеристика и знакомство с представителями оксидов и водородных соединений

Коллекция оксидов

Проверочная работа

§ 18 упр. 1

26

4.4

Основания. Состав и классификация. Индикаторы

Состав, название и классификация оснований. Представители (Ca(OH)2, NaOH, KOH)

Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Знакомство с индикаторами

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

Лекция

§ 19 упр. 1,2

27

4.5

Кислоты. Состав и название кислот

Состав, название и  классификация кислот. Характеристика серной, угольной, сернистой кислот

Образцы кислот

Изменение окраски индикаторов в кислотах

Лекция

§ 20 упр. 1,2

28-29

4.6 4.7

Соли. Состав и название солей. Составление формул солей.

Состав и название солей. Составление формул солей. Характеристика представителей солей (NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2)

Коллекция солей

Лекция, проверочная работа

§ 21 упр.1,2

30

4.8

Кристаллические решетки, их виды и свойства.

Вещества в жидком, твердом и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки (атомная, молекулярная, ионная и металлическая) и их свойств. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов хим.связи.

Модели кристаллических решеток

Лекция

§ 22 упр.1

31

4.9

Чистые вещества и смеси

Понятие о чисто веществе и смеси, их отличиях. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей и очистки веществ

Способы разделения смесей: фильтрование, с помощью делительной воронки

Лекция

§ 23 упр.1

32

4.10

Решение задач, связанные с понятием «доля»

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли вещества в растворе

Решение задач

§ 24 упр. 2

33

4.11

Обобщение по темам: «Простые вещества» и «Соединения химических элементов»

Решение задач и упражнений теста. Подготовка к контрольной работе

§ 15 – 22 упр.3 с.78

34

4.12

Контрольная работа № 2 по теме: «Соединения химических элементов»

1

2

3

4

5

6

7

8

5. Изменения, происходящие с веществами

35

5.1

Физические явления

Физические явления. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах

Плавление парафина, возгонка йода

Лекция

§ 25 упр.3

36

5.2

Химические реакции. Закон сохранения массы вещества.

Понятие о химических реакциях и отличие от физических явлений. Признаки и условия протекания реакций. Реакции горения. Экзо- и эндотермические реакции

Горение магния, получение Cu(OH)2, взаимодействие мела с HCl

Лекция

§ 26,27 с. 139 – 140

39

5.3

Химические уравнения. Реакции разложения

Понятие о химической реакции. Значение индексов и коэффициентах. Сущность реакции разложения. Составление уравнений по алгоритму. Правила подбора коэффициентов. Катализаторы и ферменты

Разложение Cu(OH)2, KMnO4

Лекция, проверочная работа

§ 27 c. 141 – 145  § 29

40

5.4

Реакции соединения

Сущность реакции соединения. Составление уравнений по алгоритму и расстановка коэффициентов. Каталитические и некаталитические, обратимые и необратимые реакции

S → SO2 → H2SO3 

P → P2O5 → H3PO4

Лекция

§ 30 упр. 1,2

1

2

3

4

5

6

7

8

41

5.5

Реакции замещения

Сущность реакции замещения. Ряд активности металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислотами и солями

Взаимодействие цинка с соляной кислотой, железа и хлорида меди

Лекция, проверочная работа

§ 31 упр. 2

42

5.6

Реакции обмена. Понятие о гидролизе

Сущность реакции обмена. Составление реакций обмена по алгоритму. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций до конца. Понятие о гидролизе.

Взаимодействие оснований и кислот, солей с кислотами и щелочами

Лекция

§ 32 упр.4 §33

37 - 38

5.7 5.8

Расчеты по химическим уравнениям

Нахождение количество вещества, массы, объёма продукта реакции по количеству вещества, массе и объёму исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием понятие массовая доля вещества в растворе или долю примеси

Решение задач

§ 28 упр.2

43

5.9

Обобщение по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Решение задач и упражнений теста. Подготовка к контрольной работе

§ 24 – 33 упр.3

44

5.10

Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

6. Химический практикум

1

2

3

4

5

6

7

8

45

6.1

Практическая работа № 2 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе

С. 180 - 183

46

6.2

Практическая работа № 3  Наблюдение за горящей свечой

С. 183 - 184

47

6.3

Практическая работа №4  Признаки химических реакций

С. 185

7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

48

7.1

Растворение. Растворимость веществ в воде

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. различная растворимость веществ. Зависимость от температуры

Растворение безводного сульфата меди

Лекция

§ 34 упр.1

49

7.2

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Презентация «Электролитическая диссоциация». Испытание веществ и их растворов на электропроводность

Лекция

§ 35 упр.1

50

7.3

Основные положения теории электролитической диссоциации

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по наличию водной оболочки (гидраты и негидраты)

Лекция

§ 36

1

2

3

4

5

6

7

8

51- 52

7.4 - 7.5

Ионные реакции. Ионные уравнения

Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений) при помощи таблицы растворимости

Примеры реакций идущих до конца

Лекция, проверочная работа

§ 37 упр.3,5

53 – 54

7.6- 7.7

Кислоты, их классификация и свойства

Определение кислот, диссоциа ция, классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напря

жений металлов. Взаимодейст

вие кислот с оксидами металлов и основаниями. Реакции нейтрализации.    Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики       химических свойств кислот

Примеры реакций соляной и серной кислот

Лекция

§ 38 упр. 2,4

55- 56

7.8 – 7.9

Основания, их классификация и свойства

Диссоциация растворимых оснований. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами, оксидами неметаллов, солями (работа с табл. раст.). Разложение нерастворимых оснований

Химические свойства оснований NaOH, Cu(OH)2 

Лекция

§ 39 упр.1,2,3

57– 58

7.10 – 7.11

Оксиды, их классификация и свойства

Состав   оксидов.   Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные и основные

оксиды. Свойства основных и

кислотных оксидов

Изучение свойства СаО и СО2 

Лекция

§ 40 упр.1,2,3

1

2

3

4

5

6

7

8

59 - 60

7.12 – 7.13

Соли, их классификация и свойства

Определение солей как электролитов, и диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, особенности  этих  реакций  и взаимодействие солей с солями (работа с табл. растворимости).

Взаимодействие солей с кислотами и щелочами

Химические свойства солей

Лекция

§ 41 упр.2

61– 62

7.14 – 7.15

Генетическая связь между классами веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Mg → MgO → Mg(OH) → MgSO4 

P → P2O5 → H3PO4 → Mg3(PO4)2 

Лекция, осуществление цепочек переходов веществ

§ 42 упр.2,3

63

7.16

Обобщение по теме: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Решение и выполнение заданий теста. Подготовка к контрольной работе.

§ 35 – 42 упр.4

64

7.17

Контрольная работа № 4 по теме: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

65

7.18

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

Различные признаки классификации химических реакций. Алгоритм составления схемы электронного баланса.

Лекция, тест

§ 43 упр.1,2

1

2

3

4

5

6

7

8

66

7.19

Составление

окислительно-восстановительных реакций

Метод электронного баланса. Упражнения по составлению уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса

§ 43 упр.7

8.Химический практикум

67

7.20

Практическая работа № 5 Ионные реакции

С. 237 - 239

68

7.21

Практическая работа №6 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

69

7.22

Практическая работа №7 Свойства кислот, оснований, солей.

С. 242 - 243

70

7.23

Обобщение и систематизация знаний учащихся за курс химии 8 класса.

Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прграмма по биологии 7 класс

Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 9 класс

рабочая прграмма по биологии 9 класс  по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)  по линии Понамаревой...

рабочая прграмма по биологии 11 класс

рабочая прграмма по биологии 11 класс  по линии Понамаревой...

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

Рабочая прграмма и КТП для 5 класса по русскому языку (Львов)

Рабочая прграмма рассчитана на 7 ч. в неделю...