Урок химии
план-конспект урока по химии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока 9 класс химия.
Тема: Кислород.
Цели: 1) Углубить и расширить знания учащихся о наиболее
распространенном и жизненно важном веществе – кислороде;
2) Формировать знания о физико - химических свойствах кислорода;
3) Способствовать развитию логического мышления;
4) Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Дидактические и материальные оснащения: интерактивная доска, мультимедейный проектор, ноутбук, кристаллизатор, спиртовка, пробирки, газоотводная трубка, коническая колба, вата, KMnO4.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Кислород является центром, вокруг
которого вращается вся химия.
Й. Берцилиус.
История открытия кислорода.
Открытие кислорода связана с именами 4 ученых: шведа К.В.Шееле, француза П.Байена, англичанина Д.Пристли, француза А.Л.Лавуазье.
К.В.Шееле родился на севере Германии, принадлежавшей в середине XVIII в. Швеции. Любовь к экспериментированию и самостоятельной работе в лаборатории привела его в аптеку, где царил волшебный дух химии. Уже в 15 лет Карл стал учеником аптекаря, а в возрасте 26 лет ему доверили ответственейший пост управляющего аптекой в Стокгольме. В 1772 году он выделил кислород:
2MnO2 + 2H2SO4 = 2MnSO4 + 2H2O + O2
Газ, в котором вспыхивают и тлеющая лучина, и раскаленная железная проволока, Шееле назвал огненным воздухом. За свои уникальные эксперименты скромный аптекарь в 1775 году был избран академиком Стокгольмской академии наук.
В 1774 году во Франции П.Байен получил особый вид «воздуха» при нагревании оксида ртути.
2HgO = 2Hg + O2
Это был кислород! Байен назвал его «упругим флюидом» и определил некоторые его свойства:
- Тяжелее обычного воздуха;
- Действует на ртуть, превращая ее в красную окись (HgO)
- Присоединяется к металлам и делает их тяжелее;
В Англии одновременно с Шееле и Байеном кислород исследовал Д.Пристли. В 1774 году он выделил «воздух» из HgO. В этот момент в лаборатории горела свеча, и Пристли поместил ее в новый «воздух» - свеча неожиданно вспыхнула ярким пламенем.
Пристли предположил, что новый «воздух» может поддерживать жизнь, и для проверки наполнил один стеклянный колокол обычным воздухом, другой – «воздухом», полученным при разложении оксида ртути (II). Через 15 мин мышь, помещенная в первый колокол, погибла, а мышь второго колокола только через полчаса стала терять признаки жизни. Ученый обнаружил, что растения тоже выделяют этот газ на свету. Тогда он решился на отчаянный шаг – вдохнул этот газ сам… Дышать было «чрезвычайно свободно и легко».
Пристли проделывал опыты не только с мышами, но и растениями. Он поставил горшок с цветами под колокол, а рядом поместил зажженную свечу. Вскоре свеча потухла, прошло несколько часов, но растение ничуть не изменилось. На следующий день Пристли с удивлением заметил, что цветок не только не завял под колоколом, но на нем появился еще один бутон. Пристли зажег свечу и быстро внес ее под колокол. Свеча продолжала гореть точно так же, как при заполнении колокола чистым воздухом. Значит, растения не только поглощают «связанный воздух», но и выделяют «жизненный воздух», поддерживающий дыхание животных и горение.
А.Л.лавуазье подчиняясь воле отца, стал юристом, но гораздо больше его привлекали естественные науки, особенно химия. Начало его исследовательской деятельности было очень удачным. Он принял участие в конкурсе на лучший способ освещения улиц Парижа, в апреле 1765г. получил золотую медаль академии, а в сентябре сделал первое научное сообщение – доклад о составе гипса.
Лавуазье повторил опыты с животными и пришел к блестящим выводам:
- При дыхании расходуется лишь наиболее годная часть воздуха, а остающийся газ представляет собой «инертную» среду (сейчас известно, что это азот и другие газы), в воздухе примерно 1/5 часть кислорода;
- Горение есть процесс соединения тел с кислородом. Получающиеся в результате продукты – не простые вещества, а сложные, состоящие из тела и кислорода. При горении вес тела увеличивается.
- Дыхание животных тождественно горению, только идет медленнее, и образующаяся при этом теплота поддерживает постоянную температуру тела.
А.Л.Лавуазье дал название кислороду, в переводе от латинского слова «оксигениум» - рождающий кислоты.
Кислород – химический элемент.
- Химический знак – О
- Относительная атомная масса = 16
- Степень окисления (-2), в соединении OF2 (+2);
- Нахождение в природе.
Кислород – самый распространенный химический элемент на Земле. Из каждых 100 атомов земной коры 58 – атомы кислорода.
В атмосфере Земли – 21% кислорода (по объему).
В твердой оболочке Земли – 47% кислорода (по массе).
В гидросфере – 86% кислорода (по массе).
В виде простого вещества входит в состав воздуха. В виде соединений кислород входит в состав многих веществ. Массовая доля кислорода в организме человека составляет 65%.
Кислород – простое вещество.
- Химическая формула – О2
- Относительная молекулярная масса = 32
- Молярная масса = 32г/моль
- Физические свойства.
Кислород – газ без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, при t = -1830 С сжижается, а при t = -218,80 С затвердевает – жидкий и твердый кислород – светло-голубого цвета.
- Химические свойства.
а) Горение (сопровождается выделением теплоты и света)
1) Простых веществ
S + O2 = SO2
4P + 5O2 = 2P2O5
2) Сложных веществ
СН4 + 2О2 =СО2 + 2Н2О
б) Окисление (сопровождается выделением теплоты)
2Сu + O2 = 2CuO
в) Реакции, протекающие с поглощением теплоты
N2 + O2 = 2NO – Q
Если бы в атмосфере содержалось менее 15% кислорода, обычный процесс горения был бы невозможен. При концентрации свыше 30% первый же удар молнии сжег бы все на Земле – при таких условиях даже сырая древесина горит, как порох. Увеличение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе приводит к ускорению процессов обмена веществ в организме, и если это происходит в течение длительного периода, то организм может погибнуть – «сгореть». Поэтому в тех случаях, когда искусственно создают атмосферу для дыхания, то содержание кислорода в ней стремятся обеспечить, отвечающее естественному.
- Получение.
а) в промышленности
В промышленности кислород получают из воздуха.
б) в лаборатории:
1. 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Эл. ток
2. 2H2O ======= 2H2 + O2
3. 2KCIO3 ==== 2KCI + 3O2
4. 2HgO ===== 2Hg + O2
MnO2
5. 2H2O2 ========== 2H2O + O2
Кислород можно собрать вытеснением воздуха, т.к. – тяжелее воздуха;
Вытеснением воды, т.к. – малорастворим в воде.
в) в природе:
В природе кислород образуется в процессе фотосинтеза:
свет, зеленый лист
6 CO2 + 6H2O ============= С6Н12О6 + 6О2
7. Применение.
- В металлургии
- В авиации для дыхания
- Для сварки металлов
- Для резки металлов
- Как окислитель ракетного топлива
- В медицине
- При взрывных работах
Кислород является жизненно важным элементом для всех организмов. При его участии происходит один из важнейших процессов – дыхание.
При участии кислорода происходит – гниение, тление погибших животных.
IV. Применение знаний, умений, навыков.
Выполнение упражнений 1-3.
V. Д/З s 18, упр. 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...