Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа по химии (6 класс) на тему

Программа предназначена для учащихся 6 класса. Пропедевтический курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya-_issledovatel.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31 им. В.Я. Клименкова

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6а классе

"Я - исследователь"

                                                                учитель Черногорова Л.В.

Липецк 2017

Пояснительная записка

        В современном образовательном процессе  становится важным воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Одной из форм формирования выше перечисленных способностей является вовлечение учащихся в проектно - исследовательскую деятельность. Методы проектно - исследовательской деятельности учащихся определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования как одно из условий реализации образовательной программы нового поколения. Современные образовательные программы включают исследовательскую и проектную деятельность в содержание учебных  курсов, а также во внеурочную  деятельность.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для учащихся 6 класса и соответствует организации по направлению развития  личности – общеинтеллектуального. Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.           

        Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём успешного освоения основ исследовательской и проектной деятельности, формирования и совершенствования исследовательских способностей. 

        Задачи программы:

Образовательные:

  • дать понятие о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, способах обработки результатов и их презентации;
  • сформировать первоначальные знания и умения школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из  СМИ);

Воспитательные:

воспитать  у школьников  понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся,  умения организовывать собственное исследование, проводить эксперимент, наблюдать и описывать наблюдаемое, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, аргументировать собственную точку зрения;
  • развивать опыт творческой деятельности, взаимодействия, сотрудничества.

Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

        Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

        Личностные универсальные учебные действия:

        У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

        Учащийся  получит возможность для формирования:

- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

        Учащийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

        Учащийся  получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

        Познавательные универсальные учебные действия:

        Учащийся  научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-  устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

        Учащийся  получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

        Коммуникативные универсальные учебные действия:

        Учащийся  научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- работать в паре, группе;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

        Учащийся  получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

        Содержание курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" включает два раздела:

        

        Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 часов)

        Введение в исследовательскую деятельность. Что такое исследование? Основные этапы исследования. Проектная деятельность. Выбор и формулирование темы. Формулирование проблемы. Актуальность и практическая значимость исследования.

        Цели, задачи, гипотеза исследования. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Планирование исследования.

        Правила написания введения.

        Обзор информационных источников. Структурирование информации. Виды обобщения информации.

        Общие правила к оформлению текста исследовательской работы. Написание основной части исследования. Написание заключения. Составление библиографического списка. Оформление приложений к исследовательской работе.

        Составление защитной речи. Составление презентации выступления. Защита проектов.

        Раздел 2. Исследовательская практика (14 часов)

        Определение витамина С в различных фруктах. Мыльные пузыри своими руками. Изготовление экологически чистых красок. Изготовление мыла. Выращивание кристаллов. Изготовление цветных школьных мелков. Изготовление индикаторов из растительного сырья.

        Резерв учебного времени (4 часа)

        Литература:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.
  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
  3. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
  6. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - М.: 5 за знания, 2007.
  7. http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  8. http://detskiy-mir.net/rating.php 
  9. http://ru.wikipedia.org
  10. http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp
  11. http://www.encyclopedia.ru

Название программы

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". Составитель Черногорова Л.В., учитель химии МБОУ СШ № 31 г. Липецка

Количество уроков за год

35

Количество уроков в неделю

1

Количество резервных уроков

4

Классы

6

Учитель

Черногорова Лариса Викторовна

Четверть,

неделя

урока

в курсе

урока

в теме

Тема курса, тема урока

Коррекция планирования

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 часов)

I четверть

1

1

1

Введение в исследовательскую деятельность. Что такое  исследование? Основные этапы исследования. Проектная деятельность. Выбор и формулирование темы. Формулирование проблемы. Актуальность и практическая значимость исследования.

2

2

2

Цели, задачи, гипотеза исследования. Объект и предмет исследования.

3

3

3

4

4

4

Методы исследования. Планирование исследования.

5

5

5

Правила написания введения.

6

6

6

7

7

7

Обзор информационных источников. Структурирование информации. Виды обобщения информации.

8

8

8

9

9

Резерв

II четверть

1

10

9

Выполнение исследования. Определение витамина С в различных фруктах.

2

11

10

3

12

11

Выполнение исследования. Мыльные пузыри своими руками.

4

13

12

5

14

13

Выполнение исследования. Изготовление экологически чистых красок.

6

15

14

7

16

Резерв

Раздел 2. Исследовательская практика (14 часов)

III четверть

1

17

15

Выполнение исследования. Изготовление мыла.

2

18

16

3

19

17

Выполнение исследования. Выращивание кристаллов.

4

20

18

5

21

19

Выполнение исследования. Изготовление цветных школьных мелков.

6

22

20

7

23

21

Выполнение исследования. Изготовление индикаторов из растительного сырья.

8

24

22

9

25

23

Общие правила к оформлению текста исследовательской работы.

10

26

Резерв

11

27

Резерв

IV четверть

1

28

24

Написание основной части исследования.

Написание заключения.

2

29

25

3

30

26

4

31

27

Составление библиографического списка.

5

32

28

Оформление приложений к исследовательской работе.

6

33

29

Составление защитной речи.

7

34

30

Составление презентации выступления.

8

35

31

Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса

Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...