Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа по химии (6 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся 6 класса. Пропедевтический курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya-_issledovatel.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31 им. В.Я. Клименкова
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6а классе
"Я - исследователь"
учитель Черногорова Л.В.
Липецк 2017
Пояснительная записка
В современном образовательном процессе становится важным воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Одной из форм формирования выше перечисленных способностей является вовлечение учащихся в проектно - исследовательскую деятельность. Методы проектно - исследовательской деятельности учащихся определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования как одно из условий реализации образовательной программы нового поколения. Современные образовательные программы включают исследовательскую и проектную деятельность в содержание учебных курсов, а также во внеурочную деятельность.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для учащихся 6 класса и соответствует организации по направлению развития личности – общеинтеллектуального. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём успешного освоения основ исследовательской и проектной деятельности, формирования и совершенствования исследовательских способностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать понятие о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, способах обработки результатов и их презентации;
- сформировать первоначальные знания и умения школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
Воспитательные:
воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
Развивающие:
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, умения организовывать собственное исследование, проводить эксперимент, наблюдать и описывать наблюдаемое, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, аргументировать собственную точку зрения;
- развивать опыт творческой деятельности, взаимодействия, сотрудничества.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" включает два раздела:
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 часов)
Введение в исследовательскую деятельность. Что такое исследование? Основные этапы исследования. Проектная деятельность. Выбор и формулирование темы. Формулирование проблемы. Актуальность и практическая значимость исследования.
Цели, задачи, гипотеза исследования. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Планирование исследования.
Правила написания введения.
Обзор информационных источников. Структурирование информации. Виды обобщения информации.
Общие правила к оформлению текста исследовательской работы. Написание основной части исследования. Написание заключения. Составление библиографического списка. Оформление приложений к исследовательской работе.
Составление защитной речи. Составление презентации выступления. Защита проектов.
Раздел 2. Исследовательская практика (14 часов)
Определение витамина С в различных фруктах. Мыльные пузыри своими руками. Изготовление экологически чистых красок. Изготовление мыла. Выращивание кристаллов. Изготовление цветных школьных мелков. Изготовление индикаторов из растительного сырья.
Резерв учебного времени (4 часа)
Литература:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
- Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
- Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - М.: 5 за знания, 2007.
- http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- http://detskiy-mir.net/rating.php
- http://ru.wikipedia.org
- http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp
- http://www.encyclopedia.ru
Название программы | Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". Составитель Черногорова Л.В., учитель химии МБОУ СШ № 31 г. Липецка |
Количество уроков за год | 35 |
Количество уроков в неделю | 1 |
Количество резервных уроков | 4 |
Классы | 6 |
Учитель | Черногорова Лариса Викторовна |
Четверть, неделя | № урока в курсе | № урока в теме | Тема курса, тема урока | Коррекция планирования |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 часов) | ||||
I четверть 1 | 1 | 1 | Введение в исследовательскую деятельность. Что такое исследование? Основные этапы исследования. Проектная деятельность. Выбор и формулирование темы. Формулирование проблемы. Актуальность и практическая значимость исследования. | |
2 | 2 | 2 | Цели, задачи, гипотеза исследования. Объект и предмет исследования. | |
3 | 3 | 3 | ||
4 | 4 | 4 | Методы исследования. Планирование исследования. | |
5 | 5 | 5 | Правила написания введения. | |
6 | 6 | 6 | ||
7 | 7 | 7 | Обзор информационных источников. Структурирование информации. Виды обобщения информации. | |
8 | 8 | 8 | ||
9 | 9 | Резерв | ||
II четверть 1 | 10 | 9 | Выполнение исследования. Определение витамина С в различных фруктах. | |
2 | 11 | 10 | ||
3 | 12 | 11 | Выполнение исследования. Мыльные пузыри своими руками. | |
4 | 13 | 12 | ||
5 | 14 | 13 | Выполнение исследования. Изготовление экологически чистых красок. | |
6 | 15 | 14 | ||
7 | 16 | Резерв | ||
Раздел 2. Исследовательская практика (14 часов) | ||||
III четверть 1 | 17 | 15 | Выполнение исследования. Изготовление мыла. | |
2 | 18 | 16 | ||
3 | 19 | 17 | Выполнение исследования. Выращивание кристаллов. | |
4 | 20 | 18 | ||
5 | 21 | 19 | Выполнение исследования. Изготовление цветных школьных мелков. | |
6 | 22 | 20 | ||
7 | 23 | 21 | Выполнение исследования. Изготовление индикаторов из растительного сырья. | |
8 | 24 | 22 | ||
9 | 25 | 23 | Общие правила к оформлению текста исследовательской работы. | |
10 | 26 | Резерв | ||
11 | 27 | Резерв | ||
IV четверть 1 | 28 | 24 | Написание основной части исследования. Написание заключения. | |
2 | 29 | 25 | ||
3 | 30 | 26 | ||
4 | 31 | 27 | Составление библиографического списка. | |
5 | 32 | 28 | Оформление приложений к исследовательской работе. | |
6 | 33 | 29 | Составление защитной речи. | |
7 | 34 | 30 | Составление презентации выступления. | |
8 | 35 | 31 | Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...