"Химия в нашей жизни. Вода, водные растворы."
рабочая программа по теме
Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естественно-научной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_-_himiya_v_zhizni.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Города Троицка Челябинской области
Рабочая программа по дополнительному образованию
« Химия в нашей жизни. Вода, водные растворы»
Автор: Турханова Людмила Степановна,
Учитель химии, высшей категории.
г. Троицк, 2012г.
Пояснительная записка
Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-
научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естественно-научной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
В послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев обратил внимание, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В рамках деятельностного подхода стало возрождаться и развиваться такое направление образовательных технологий, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребёнка, преодолеть рутину повседневности, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, образовательную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у обучающихся.
Воспитанники среднего звена должны быть ориентированы на усвоение минимума стандарта химического образования (уменьшение часов на обучение, поэтому интерес детей недостаточно формируется) и проведения экзамена в форме ЕГЭ, который невозможен без углубленного изучения предмета химии. Поэтому выступает задача подготовке детей к ЕГЭ в системе учреждений дополнительного образования, которое наиболее эффективно проявляется по предмету химия в исследовательской деятельности. Ребята смогут лучше усвоить химическую науку для контроля знаний, умений, навыков по ЕГЭ.
Обучение по программе играет роль дополнения программы общеобразовательных учреждений по предмету химия, так как необходимость углубленного изучения предмета химии встаёт у обучающихся в связи с менее обширным объёмом обязательной школьной программы.
С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Челябинской области в данной программе используются три авторские линии УМК, соответствующие концентрическому построению образовательного курса: линия О.С. Габриеляна, линия Н.Е. Кузнецовой и линия Г.Е. Рудтзитиса и Ф.Г. Фельдмана.
Наиболее эффективный результат в достижении поставленной мною цели даст использование личностно-ориентированных технологий.
В данной программе я руководствуюсь следующим опытом работ:
- Современные образовательные технологии (Селевко Г.К.)
- Концептуальные основы современных педагогических технологий (Гульчевская В.Г., Скачков А.В.)
- Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы (Гара Н.Н.)
- Концепция исследовательской деятельности учащихся (Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А, В)
Особенностью программы является выявление и развитие интереса обучающихся к научным методам познания природы и дальнейшее изучение приёмов наблюдения, экспериментирования, анализа.
Направленность программы – социально – педагогическая.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Цель: формирование у обучающихся мотивации к углубленному изучению химии.
Задачи:
- Воспитание познавательной культуры у обучающихся.
- Расширение, углубление и обобщение ЗУН в области естествознания.
- Развитие внимания, логического мышления, творческой активности.
Организационные условия реализации программы:
Форма занятий - групповая
Состав – постоянный.
Режим занятий – 1 раз в неделю - 1 час.
Количество обучающихся: до 25 человек
Количество учебных часов на год –37.
Сроки реализации программы –1 год.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
- правила техники безопасности;
- правила поведения на занятиях и в общественных местах;
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства, периодический закон;
Уметь:
- пользоваться в библиотеке научно – исследовательской литературой;
- называть: химические элементы, соединения изученных классов; владеть химическим языком, терминами, использовать их в речи и при составлении, написании - сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веще6ств;
- определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, тип химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю веще6ства в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакций;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Способы проверки – тестирование, практические задания, решение проблемных ситуаций, творческие задания, наблюдение за детьми, контрольное тестирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: итоговое аттестационное занятие, участие в школьных, городских, региональных олимпиадах и конференциях, ЕГЭ. Учебно – тематический план
10 « а» класса на 2012-2013 учебный год
№ занятия Время проведения | Перечень разделов, тем | Кол-во часов | ||
общее | теория | практика | ||
I Раздел. Адаптационный. | 3 | 2 | 1 | |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Вводный мониторинг естественно-научных знаний, умений, навыков. | 1 | 1 | |
3 | Мониторинг практических умений и навыков в лаборатории. | 1 | 1 | |
II Раздел. Исследование воды (проекты). | 4 | 1 | 3 | |
4 | Процесс исследовательской деятельности. | 1 | 1 | |
5 | Разработка этапов научного исследования воды. | 1 | 1 | |
6 | План работы групп над проектами по исследованию воды. | 1 | 1 | |
7 | Контрольное занятие. | 1 | 1 | |
III Раздел. Анализ воды. | 9 | 6 | 3 | |
8 | Органолептический анализ воды. | 1 | 1 | |
9 | Техника безопасности при проведении опытов .Закладка опытов и их продолжительность. | 1 | 1 | |
10 | «Жёсткая» и «мягкая» вода. | 1 | 1 | |
11 | Определение карбонатной жесткости воды и методы ее устранения. | 1 | 1 | |
12 | Титраметрический метод. | 1 | 1 | |
13 | Анализ мокрым и сухим путём. | 1 | 1 | |
14 | Весовой анализ. | 1 | 1 | |
15 | Виды растворов и их отличие. | 1 | 1 | |
16 | Контрольное занятие. | 1 | 1 | |
IV Раздел. Качественные методы. | 5 | 2 | 3 | |
17 | Качественная реакция обнаружения катионов. | 1 | 1 | |
18 | Качественные реакции обнаружения анионов. | 1 | 1 | |
19 | Действие катионов на опытные растения и живые организмы. | 1 | 1 | |
20 | Действие анионов на опытные растения и живые организмы. | 1 | 1 | |
21 | Контрольное тестирование. | 1 | 1 | |
V Раздел. Вода в природе. | 6 | 3 | 3 | |
22 | Без воды нет жизни на земле. | 1 | 1 | |
23 | Круговорот воды в природе. | 1 | 1 | |
24 | Вода в организме человека. | 1 | 1 | |
25 | Состояния и свойства воды | 1 | 1 | |
26 | Природные воды. | 1 | 1 | |
27 | Контрольное занятие. | 1 | 1 | |
VI Раздел. Вода в жизнедеятельности человека и растений. | 10 | 4 | 6 | |
28 | Состав и строение молекулы воды, тип связей. Вода – растворитель. | 1 | 1 | |
29 | Презентация рефератов. | 1 | 1 | |
30 | Основные виды загрязнений природных вод. | 1 | 1 | |
31 | Предельно допустимый коэффициент растворённых веществ в питьевой воде. | 1 | 1 | |
32 | Санитарно- эпидемиологическая служба города Троицка. | 1 | 1 | |
33 | «Довольны ли вы качеством питьевой воды?» | 1 | 1 | |
34 | Влияние воды и водных процедур на здоровье человека. | 1 | 1 | |
35 | Бассейн «Энергетик» | 1 | 1 | |
36 | Подготовка полученных результатов исследований к презентации. | 1 | 1 | |
37 | Итоговое аттестационное занятие. Презентация полученных результатов исследований. | 1 | 1 | |
Итого: | 37 | 18 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал «Химия в нашей жизни».
Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас....
элективный курс «Химия в нашей жизни»
Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными вещ...
проверочная работа по теме : "Роль химии в нашей жизни" , по химии в 8 классе
Работа нацелена, как текущий контроль по теме : " Роль химии в нашей жизни"....
презентация по химии 8 класс "Роль химии в нашей жизни"
Дополнительная наглядность при объяснении нового материала никогда не бывает лишней....
Разработка плана урока химии в 8 классе "Среда водных растворов электролитов. рН-показатель"
Разработка плана урока химии в 8 классе "Среда водных растворов электролитов. рН-показатель". В разработке реализуется деятельностный подход в изучении химии....
Контрольная работа №4 «Вода. Водные растворы»
Контрольная работа для 8 класса по учебнику Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман....
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни...