Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по теме «Кислоты» разработан для обучающихся 8 класса и изучается в главе «Соединения химических элементов».
Тип урока- урок «открытия» нового знания.
Данный урок посвящён изучению нового класса неорганических соединений «Кислоты». Основная цель урока - сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Урок разделён на три части. В первой части урока обучающимся предлагается вспомнить ранее изученные классы неорганических соединений. С этой целью ребята выполняют химический диктант. Во второй части урока учитель организует работу в группах для самостоятельного изучения материала. Учащиеся работают в парах с учебником. В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний путём работы ребят индивидуально, игры «Светофор» и теста «Рисунок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_kisloty.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Кислоты»
Класс: 8
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение классу «Кислоты», различать изученные классы неорганических соединений, знать формулы кислот и называть их, классифицировать, описывать физические свойства кислот, уметь с помощью индикаторов определять кислую среду растворов.
Метапредметные :
регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Основные понятия: Классификация кислот. Кислотные остатки и основность кислот. Сложные и простые ионы. Изменение окраски индикатора в кислой среде.
Межпредметные связи: биология.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация. | Создать благоприятный психологичес кий настрой на работу | Прозвенел звонок, Начинается урок. Тише-тише присели девочки, Ещё тише мальчики. В начале урока учитель угощает ребят витамином С. - Вкус витаминок, ребята, вам знаком с самого раннего детства. Почему витамин С кислый на вкус? С какими классами веществ мы уже познакомились? Учитель организует работу в группах. | 1.Ученики угощаются витаминками, отвечают на вопрос учителя. 2.Предлагают работать в группах. | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения. | Учащимся предлагается химический диктант с целью проверить, не образовался ли у них «винегрет» из формул веществ уже изученных классов неорганических соединений: HCL, NaOH, CuO, HNO3, H2SO4, AL2O3, H2CO3, CO2, KOH, Zn(OH)2. Приложение 1. | Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Выявление места и причины затруднения. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Все ли предложенные формулы веществ вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения ? Проблемная ситуация - Как Вы думаете, к какому классу принадлежат эти соединения? Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какой новый класс неорганических соединений будет объектом нашего изучения? Какая цель нашего урока? | Приходят к выводу, что не относятся HCL, HNO3, H2SO4, H2CO3 к изученным классам неорганических соединений. Предлагают тему урока. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу. | Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Включение учащихся в деятельность | Учитель показывает слайд, на котором изображено яблоко, лимон, щавель. - Что общего между картинками? Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. Организует работу в парах, предлагает ответить на следующие вопросы:
| Отвечают на вопрос учителя. Работают с учебником §20, таблицей №4 стр. 101 ( §19 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды»), стр.102 , с таблицей растворимости кислот, оснований, солей. | Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Умение выделять существенные характеристики объектов. Коммуникативные УУД. Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений |
Первичное закрепления с прогова- риванием. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Организует работу учащихся в мини-группах для проговаривания материала. -Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик- это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот. Проводит с ребятами эксперимент. | Дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток; делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое практическое значение. Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным. | Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности. |
Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали. | ||||
Самостоятель- ная работа с проверкой по эталону. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Индивидуальная работа Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам, формулы которых: CO2, P2O5, SiO2, SO2, SO3. Дайте названия всех веществ. Приложение 2. | Работают с учебником §20. Записывают в тетрадях формулы кислот. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют Взаимопроверку. | Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Включение в систему знаний и повторения. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Проводит игру «Светофор». Задание: распределите вещества на изученные классы: H2S, Н2SO3, KOH, SO3, Fe(OH)3, FeO, N2O3, Cu2O, P2O5, H3PO4, Н2CO3. Кислоты: красный, основания: синий, оксиды: жёлтый. Приложение 3. Проводит тест «Рисунок». Приложение 4. | Принимают участие в игре, услышав формулу вещества, определяют принадлежность его к определённому классу и поднимают соответствующий цвет. Работают в парах, выполняют задания, сверяют ответы, выставляют оценки. | Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Регулятивные УУД. Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния. Формирование интереса к химии, аккуратность, желание выполнить работу на хорошо и отлично. |
Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Подведем итоги нашей работы. Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель? -Ребята, быстро, лаконично проанализируем занятие, посетив ресторан. ( на магнитной доске рисунок повара и неоконченные предложения. Приложение 5. Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Называют цель урока. Работают с незаконченными предложениями. | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, уметь обобщать и применять полученные знания. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §20,выучить наизусть формулы кислот, синквейн. Поясняет выполнение заданий. Приложение 6. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Приложение 1
Химический диктант.
Оксиды | Основания |
CuO | NaOH |
AL2O3 | Zn(OH)2 |
CO2 | KOH |
HCL, HNO3, H2SO4, H2CO3.
Приложение 2
Индивидуальная работа.
CO2 - H2CO3
P2O5- H3PO4
SiO2- H2SiO3
SO2 – H2SO3
SO3- H2SO4
Приложение 3
«Светофор»
Приложение 4.
Тест «Рисунок».
- Выберите кислоты:
а) H2SO4 б) HNO3 в) H2SiO3
- Окраска лакмуса в кислой среде:
а) красная б) малиновая в) бесцветная
- Двухосновной и кислородосодержащей кислотами являются:
а) сернистая б) угольная в) серная
- Укажите формулу оксида, который отвечает азотистой кислоте:
а) N2O5 б) NO2 в) N2O3
5. Формулы растворимых кислот:
а) H2S б) HNO3 в) H2SO4
Приложение 5
Я съел бы ещё этого…
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Приложение 6.
Синквейн( "синквейн" – от фр. слова, означающего "пять") – это стихотворение из 5 строк по определенной теме. Правила написания синквейна:
1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий её суть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....