Программа элективного курса химия в повседневной жизни.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Фонштейн Екатерина Юрьевна

 

            Элективный курс «Химия в повседневной » предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он рассчитан на 17 часов и ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_povsednevnoy_zhizni.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

 «Химия в повседневной жизни»

17 часа

разработала

учитель химии

Фонштейн Е. Ю.

ПРОГРАММА КУРСА «ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

для учащихся 9-х классов

        Элективный курс «Химия в повседневной » предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он рассчитан на 17 часов и ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

        Цели: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

        Задачи: предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить свои знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.

Программа курса

 1. Введение (1 ч.)

 2.  Химчистка (3 ч) 

Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, продуктов, крови, краски и т.д.

Практическое занятие № 1: «Химчистка (удаление различных пятен)».

3. Моющие средства (5  ч) 

Моющие средства. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

Практическое занятие № 2: «Моющие средства (определение жесткости воды; умягчение воды; удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования; удаление ржавчины)»,

4. Средства ухода за лицом (1 ч)

Декоративная косметика. Помады. Кремы. Лаки

5. Строительные материалы (2 ч.)

Краски. Лаки и лакокрасочные материалы. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.

Практическое занятие № 3: «Строительные материалы».

6. Минеральные удобрения (3 ч)

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ у растений.

Практическое занятие № 4 «Минеральные удобрения».

7. Пищевые продукты (2 ч)

Белки, жиры, углеводы, соли.

Практическое занятие № 5: «Пищевые продукты».

Структура тематического планирования

№ п.

Разделы и темы

Количество часов

класс

9

1

Введение

1

2

Химчистка

3

3

Моющие средства

5

4

Средства ухода за лицом

1

5

Строительные материалы

2

6

Минеральные удобрения

3

7

Пищевые продукты

2

итого

17 часов

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по элективному учебному курсу

  1. Оценка устного ответа:

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

 2. Оценка экспериментальных умений:

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ:

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ:

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — отметка «5»;

• одна ошибка - отметка «4»;

• две ошибки — отметка «З»;

• три ошибки — отметка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — отметка «5»;

• 19—24 правильных ответов — отметка «4»;

• 13—18 правильных ответов — отметка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — отметка «2».

6. Оценка реферата:

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование и реактивы:

ПХСЗ, таблица «Растворимости кислот, оснований, солей в воде»; мультимедийное оборудование;

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента:

нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка); доска для сушки посуды; набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии; штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21; штатив металлический ШЛБ; набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента; набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл); набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов; набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16); кислота серная; кислота соляная; натрия гидроксид; меди (II) сульфат; белок.

Интернет ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/collection/;
  2. hemistry-chemists.com/Video.html.
  3. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

Литература для учащихся

1.  Артюнин А.М., Державин Л.М. Краткий справочник по удобрениям. - М.: Колос, 1984.

2.  Балуева Г.Д., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М.: Химия, 1979.

3.  Белин В.Ф. Ваш огород (маленькая энциклопедия). - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.

4.  Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1974.

5.  Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание, 1980.

6.  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1985.

7.  Крикнин Н.Я. и др. Ваш сад. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.

8.  Мусская И.А. Домоводство. - Ижевск: ДОКУрал-Би-Си, 1991.

9.  Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. - М.: Просвещение, 1984.

10.  Шепелев А.М. Как построить сельский дом, - М.: Россельхозиздат, 1984.

11.  Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. - М.: Московский рабочий, 1979.

12.  Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1976.

Литература для учащихся

13.  Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003.

14.  Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. - М.: Дрофа, 2001-2003.

15.  Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992.

16.  Смирнов Ю.Н. Мир химии. - СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

17.  Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984.

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Оборудование и реактивы

по плану

фактически

по плану

фактически

1

Введение

1

Интерактивная доска, презентация «Химия в быту»

1

Химчистка

3

2.

Пятновыводители.

1

Интерактивная доска, презентация «Химчистка»

3.

Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, продуктов, крови, краски и т.д.

1

Интерактивная доска, презентация «Рекомендации по удалению различных видов загрязнений»

4.

Практическое занятие № 1: «Техника безопасности. Химчистка (удаление различных пятен)»

 [Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 12]

1

Виды тканей с жировыми пятнами, ацетон, различные растворитель

2

Моющие средства

5

5

Моющие средства

1

Интерактивная доска, презентация «СМС»

6

Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины.

1

Интерактивная доска, презентация «Жесткость воды»

7.

Средства для удаления накипи и ржавчины.

1

Уксус, лимонная кислота, ткань со следами ржавчины

8-9

Практическое занятие № 2: «Техника безопасности. Моющие средства (определение жесткости воды; умягчение воды; удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования; удаление ржавчины»,

[Литература: 2, 5, 6, 12, 15]

2

образцы воды: жесткая и

мягкая, сода, спиртовка, спички, пробирка

3

Средства ухода за лицом

1

10

Декоративная косметика. Помады. Кремы. Лаки.

1

Интерактивная доска, презентация «Средства ухода за телом»

4

Строительные материалы

2

11

Краски. Лаки и лакокрасочные материалы. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи

1

Интерактивная доска, презентация «Краски. Лаки. Клеи»

12

Практическое занятие № 3: «Техника безопасности. Строительные материалы».

[Литература: 5, 9, 10, 11, 15]

1

цемент, вода, гипс

5

Минеральные удобрения

3

13

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование.

1

Интерактивная доска, презентация «Удобрения»

14

Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ у растений

1

Интерактивная доска, презентация

15

Практическое занятие  № 4: «Техника безопасности. Минеральные удобрения»

1

Вода, различные удобрения  стеклянная палочка, стакан и др.

7

Пищевые продукты

2

16

Белки, жиры, углеводы, соли

1

Интерактивная доска, презентация «Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Искусственная пища.»

17

Практическое занятие № 5: «Техника безопасности. Пищевые продукты»

[Литература: 13, 14, 16, 17]

1

сода, уксус, инвертный сахар, и др.

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

Элективный курс "Химия в повседневной жизни"

курс содержит рабочую программу и тематическое планирование...

Элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни» предназначена для учащихся девятого класса. Курс рассчитан на 18 часов, из них 11 часов отводится на теоретические занятия и 7 часо...

Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивн...

Элективный курс "Химия в повседневной жизни".

Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества, их роль в жизни человека и правильное использо...