элективный курс "Химия в повседневной жизни"
элективный курс по химии (10 класс) по теме
Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_himiya_v_povsednevnoy_zhizni.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление системой образования Волоколамского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоколамская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрена Согласовано Утверждено
ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей естественного цикла Аверьянова Н.В. ______ Алексеева Т.К. _______
протокол №___ от ____ дата ________________ дата ______________
Программа элективного курса
Химия
( наименование учебного предмета)
10 - 11 класс
( уровень, ступень образования)
1 год
Составлена на основе авторской программы элективного курса
«Химия в повседневной жизни» С.В. Бочаровой
(С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни».
Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.)
Колядкина Ирина Викторовна
___________________________________________________
( Ф.И.О. учителя, составившего программу)
Волоколамск
2010
Элективный курс "Химия в повседневной жизни".
Пояснительная записка.
Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества, их роль в жизни человека и правильное использование в повседневной жизни. Питание должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Гигиенические вещества нужно уметь выбирать, а с вредными привычками уметь бороться и знать их психологические аспекты.
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни" предназначена для учащихся 10-11-х классов (34ч.). Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии, а также является хорошей базой для тех, кто станет и далее изучать естественные науки после школы.
Содержание курса строится на следующих принципах:
во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом не ставится задача изложение основ науки химии и биологии, а необходимость обеспечить биологическую и химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;
во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;
в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).
Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.
Задачи программы:
образовательные:
- подготовить фундамент для практической деятельности человека;
- дать понятие взаимосвязи строения и свойств химических веществ; заложить основы понятия "экология организма";
- определить важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.
развивающие:
- овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу;
- развитие навыка работы в группе.
воспитательные:
- решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников;
- привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности;
- подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.
Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных ситуаций. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному "открытию" школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору "Химия в повседневной жизни" представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, психологией. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта.
Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний.
Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых
- объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
- экологически грамотного поведения в окружающей среде
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту
- распознавания важнейших веществ и материалов
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Тематическое планирование
Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | |
1. Введение | |||
1 | Химия в повседневной жизни. | Лекция | 1 |
2.Вещества, которые нас окружают (9ч.) | |||
1 | Вода-источник жизни | Беседа | 1 |
2 | Спички | Комбинированный урок | 1 |
3 | Бумага | Комбинированный урок | 1 |
4 | Загадки камней и минералов. | Комбинированный урок | 1 |
5 | Волшебная радуга цвета (краски) | Комбинированный урок | 1 |
6 | Строительные материалы | Комбинированный урок | 1 |
7 | Керамика | Комбинированный урок | 1 |
8 | Стекло | Комбинированный урок | 1 |
9 | Обобщение темы | Семинар | 1 |
2.Химия стирки (6ч) | |||
1 | Маленькие секреты большой стирки | Комбинированный урок | 1 |
2 | Удаление пятен с одежды | Комбинированный урок | 1 |
3 | Распознавание волокон и тканей | Практическая работа | 1 |
4 | Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств | Практическая работа | 1 |
5 | "Химчистка на дому" | Практическая работа | 1 |
9 | Обобщение темы | Семинар | 1 |
3.Химия пищи (10ч) | |||
1 | Основные химические вещества пищи | Лекция | 1 |
2 | Поваренная соль. Сода. | Комбинированный урок | 1 |
3 | Белки | Комбинированный урок | 1 |
4 | Жиры | Комбинированный урок | 1 |
5 | Углеводы | Комбинированный урок | 1 |
6 | Витамины. | Комбинированный урок | 1 |
7 | Пищевые добавки | Комбинированный урок | 1 |
8 | О чем говорит информация на этикетке | Практическая работа | 1 |
9 | Белки пищи | Практическая работа | 1 |
10 | Обобщение темы | Семинар | 1 |
4.Вредные привычки и как с ними бороться (4ч) | |||
1 | Жевательная резинка: за и против | Комбинированный урок | 1 |
2 | Курить - здоровью вредить | Комбинированный урок | 1 |
3 | Действие алкоголя на организм человека | Комбинированный урок | 1 |
4 | Нация и ее здоровье | Деловая игра | 1 |
5.Химия и красота (2ч) | |||
1 | Химические средства гигиены и косметики | Лекция | 1 |
2 | Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии. | Комбинированный урок | 1 |
6. Итоговая конференция. Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся | |||
Итого 34 часа (в том числе 1ч резервный) |
На итоговых уроках учащиеся представляют и защищают проекты по предложенным темам, при изучении курса «Химия в повседневной жизни».
№ п/п | Тема проекта | Раздел курса | сроки |
1 | Вода – источник жизни. | тема 1 | 20.12.11 – 25.12.11 |
2 | Чудесный мир бумаги. | тема 1 | |
3 | Современные строительные материалы в архитектуре нашего города. | тема 1 | |
4 | Маленькие секреты большой стирки. | тема 2 | 17.03.11 – 23.03.11 |
5 | Химчистка на дому | тема 2 | |
6 | Пищевые добавки. | тема 3 | |
7 | Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков. | тема 3 | |
8 | Жевательная резинка: за и против. | тема 4 | 16.05.11 – 21.05.11 |
9 | Химические средства гигиены и косметики. | тема 5 | |
10 | Отравление препаратами бытовой химии. | тема итоговая | |
11 | Химия в моей квартире. | тема итоговая |
Критерии оценки проекта:
I. Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность.
3. Уровень творчества.
4. Качество оформления проекта.
5. Качество и полнота рецензии.
II. Процедура защиты:
1. Качество доклада.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Культура речи, манера держаться перед аудиторией.
4. Ответы на вопросы.
Список использованной литературы.
1. О.С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ. Базовый уровень.10 и 11 класс – М.: Дрофа, 2007
2. О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. Химия. 10-11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. – М: Дрофа, 2009.
3. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия 10-11 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2005
4. Макарова Н.А. "Валеология и органическая химия" М. "Эверест-Химия"1997.
5. Мир химии. СПб, М.: М-Экспресс, 1995.
6. Органическая химия и человек. А.И. Артеменко. – М.: Просвещение, 2000.
7. Полезная химия. Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – М.: Дрофа, 2005.
8. Химия в быту. – М., 1998.
9. С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни». – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Элективный курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....
Элективный курс "Химия и повседневная жизнь человека"
Элективный курс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Элективный курс "Химия в повседневной жизни"
курс содержит рабочую программу и тематическое планирование...