Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Онучина Евгения Александровна

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №1

от «28»августа 2015 г.

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________/Е.В. Зорина/

«28» августа 2015 г.

 

Утверждаю

Директор школы:

_________ /И.В.Поскребышева/

Приказ № 36

«28» августа 2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Химия в повседневной жизни»

в 11 классе (17 ч.)

на основе авторской программы С.В. Бочаровой

Учитель: Онучина Е.А.

Согласовано на заседании

педагогического совета школы

Протокол №1 от 28.08.2015г

 

  

2015

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Химия в повседневной жизни» для 11 класса создана на основе программы Элективный курс. «Химия в повседневной жизни». 10-11 классы. Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: «Корифей».

Элективный курс «Химия в повседневной жизни человека» знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.д. В данном курсе изучаются химические процессы бытовой деятельности человека: «Химия стирки», «Химия и пища», «Химия и лекарства». Эти вещества и процессы, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

В центре внимания при изучении курса находится человек, его здоровье, связанное с тем, что он пьет, ест, чем дышит. Полученные знания позволяют учащимся самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира и их связи со здоровьем человека, расти здоровыми и сохранять здоровье близких людей, сделать выводы о необходимости на протяжении всей своей жизни и работы бороться за чистоту земли, воздуха, воды, за экономию чистой воды и любых сырьевых ресурсов ради будущих поколений.  Программа включает как теоретический материал, так и практические знания.

Рабочая программа направлена на реализацию следующей цели: актуализация  и систематизация знаний учащихся о важной роли химии в повседневной жизни человека.

Задачи курса:

  • Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и  применить знания о веществах в повседневной жизни.
  • Совершенствовать экспериментальные умения.
  • Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно    добывать знания.
  • Расширить знания учащихся о роли химии в познании явлений природы и практической деятельности человека.

Срок реализации программы – 1 год. На изучение курса отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах и прочее;
  • знать об экологических проблемах чистоты воды;

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить простейшие эксперименты (например: по очистке поваренной соли);
  • соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
  • самостоятельно работать с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, средствами ИКТ);
  • прорабатывать полученную информацию и применять при написании рефератов и выполнении проектных работ.

Преобладающей формой контроля для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов выступают: письменный (проверочные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

Содержание курса

Общее количество часов – 17 ч

Тема 1. Химия и самое необходимое – 4 часа

Вода

Состав воды. Строение ее молекул. Вода в организме человека. Физико-химические свойства воды. Вода на планете. Возможные агрегатные состояния воды. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы пресной воды.

Спички

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительяне процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.

Бумага

История бумаги. Целлюлоза. Макулатура. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

 Карандаши и акварельные краски

Графит. Цветные карандаши. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

Тема 2. Химические вещества в строительстве – 3 часа

2.1 Строительные материалы

Красный глиняный кирпич и  силикатный кирпич. Гипсокартон. Древесина. Связующие материалы стекольные строительные материалы.

2.2 Керамика

Гончарное ремесло. Глины. Классификация керамики и исходного сырья.

2.3 Стекло

Свойства и применение стекла. Основные этапы истории стеклоделия. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

Тема 3. Химия стирки – 3 часа

3.1  Удаление пятен с одежды

История стирки. Химия стирки. ПАВ, СМС. Классификация пятен и способы их удаления. Виды пятен, технология их удаления.

3.2 Распознавание волокон и тканей

Практическая работа «Распознавание волокон и тканей»

3.3 Сравнение свойств мыла и СМС

Практическая работа «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств»

Тема 4. Химия пищи – 4 часа

4.1 Основные химические вещества

Основные химические вещества пищи. Белковые вещества – строение и аминокислотный состав белка, классификация белков, их свойства, пищевая ценность белков. Жиры и липиды – строение и классификация липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращение липидов при производстве продуктов питания. Углеводы – строение, классификация и свойства, пищевая ценность углеводов.

4.2 Соли

Химический состав соли, соды, физические и химические свойства. 

4.3 Белки, Жиры, Углеводы

Химический состав жиров, белков, углеводов.

4.4 Пищевые добавки, Витамины

Вещества, улучшающие внешний вид продуктов; изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов; подслащивающие вещества; консерванты; пищевые антиокислители; ароматизаторы. Классификация витаминов, состав витаминов в продуктах питания. Практическая работа «Определение пищевых добавок в продуктах питания».

Тема 5. Химия и медицина – 2 часа

5.1 Лекарственные вещества

Лекарственные вещества, их действие на организм человека.

5.2 Суд над этанолом

Значение этанола, его физические и химические свойства. Действие этанола на организм человека.

Тема 6. Химия и красота – 1 час

6.1 Химические средства гигиены и косметики

Средства личной гигиены и косметики, средства ухода за зубами, дезодоранты.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для достижения результатов данной учебной программы используются следующие средства обучения:

Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни», С.В. Бочарова.

Литература:

Литература для учителя:

  1. Элективный курс. Химия в повседневной жизни. / Сост. С.В.Бочарова.- Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
  2. Журналы «Химия и жизнь», «Химия в школе»

Литература для обучающихся:

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 240 с., ил. – (Серия: «Это мы не проходили»).
  2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. Дрофа, 2006.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Из них практики

1

2

3

4

5

6

Химия и самое необходимое

Химические вещества в строительстве

Химия стирки

Химия пищи

Химия и медицина

Химия и красота

4

3

3

4

2

1

-

-

2

1

-

-

ИТОГО

17

3

Календарно-тематическое планирование

по элективному курсу «Химия в повседневной жизни» в 11 классе

( 17 ч) 

Дата

Тема занятия

Лабораторные и практические занятия

Химия и самое необходимое

Вода

Спички

Бумага

Карандаши и акварельные краски

Химические вещества в строительстве

Строительные материалы

Керамика

Стекло

Химия стирки

Удаление пятен с одежды

ПР «Распознавание волокон и тканей»

ПР «Сравнение свойств мыла и СМС»

Химия пищи

Основные химические вещества

Соли

Белки, Жиры, Углеводы

Пищевые добавки, Витамины. ПР «Определение пищевых добавок в продуктах питания»

Химия и медицина

Суд над этанолом

Лекарственные вещества

Химия и красота

Химические средства гигиены и косметики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...

Рабочий лист урока по теме «Повседневная жизнь населения», §11 История , 6 класс

Рабочий лист для самостоятельного изучения материала парагафа...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни»

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 7 «К»...