Рабочая программа элективного курса "Химия в повседневной жизни"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от «28»августа 2015 г. |
| Согласовано Зам. директора по УВР _____________/Е.В. Зорина/ «28» августа 2015 г. |
| Утверждаю Директор школы: _________ /И.В.Поскребышева/ Приказ № 36 «28» августа 2015 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Химия в повседневной жизни»
в 11 классе (17 ч.)
на основе авторской программы С.В. Бочаровой
Учитель: Онучина Е.А.
Согласовано на заседании
педагогического совета школы
Протокол №1 от 28.08.2015г
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Химия в повседневной жизни» для 11 класса создана на основе программы Элективный курс. «Химия в повседневной жизни». 10-11 классы. Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: «Корифей».
Элективный курс «Химия в повседневной жизни человека» знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.д. В данном курсе изучаются химические процессы бытовой деятельности человека: «Химия стирки», «Химия и пища», «Химия и лекарства». Эти вещества и процессы, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
В центре внимания при изучении курса находится человек, его здоровье, связанное с тем, что он пьет, ест, чем дышит. Полученные знания позволяют учащимся самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира и их связи со здоровьем человека, расти здоровыми и сохранять здоровье близких людей, сделать выводы о необходимости на протяжении всей своей жизни и работы бороться за чистоту земли, воздуха, воды, за экономию чистой воды и любых сырьевых ресурсов ради будущих поколений. Программа включает как теоретический материал, так и практические знания.
Рабочая программа направлена на реализацию следующей цели: актуализация и систематизация знаний учащихся о важной роли химии в повседневной жизни человека.
Задачи курса:
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
- Совершенствовать экспериментальные умения.
- Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
- Расширить знания учащихся о роли химии в познании явлений природы и практической деятельности человека.
Срок реализации программы – 1 год. На изучение курса отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах и прочее;
- знать об экологических проблемах чистоты воды;
Обучающиеся должны уметь:
- проводить простейшие эксперименты (например: по очистке поваренной соли);
- соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, средствами ИКТ);
- прорабатывать полученную информацию и применять при написании рефератов и выполнении проектных работ.
Преобладающей формой контроля для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов выступают: письменный (проверочные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.
Содержание курса
Тема 1. Химия и самое необходимое – 4 часа
Вода
Состав воды. Строение ее молекул. Вода в организме человека. Физико-химические свойства воды. Вода на планете. Возможные агрегатные состояния воды. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы пресной воды.
Спички
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительяне процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.
Бумага
История бумаги. Целлюлоза. Макулатура. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Карандаши и акварельные краски
Графит. Цветные карандаши. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.
Тема 2. Химические вещества в строительстве – 3 часа
2.1 Строительные материалы
Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон. Древесина. Связующие материалы стекольные строительные материалы.
2.2 Керамика
Гончарное ремесло. Глины. Классификация керамики и исходного сырья.
2.3 Стекло
Свойства и применение стекла. Основные этапы истории стеклоделия. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема 3. Химия стирки – 3 часа
3.1 Удаление пятен с одежды
История стирки. Химия стирки. ПАВ, СМС. Классификация пятен и способы их удаления. Виды пятен, технология их удаления.
3.2 Распознавание волокон и тканей
Практическая работа «Распознавание волокон и тканей»
3.3 Сравнение свойств мыла и СМС
Практическая работа «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств»
Тема 4. Химия пищи – 4 часа
4.1 Основные химические вещества
Основные химические вещества пищи. Белковые вещества – строение и аминокислотный состав белка, классификация белков, их свойства, пищевая ценность белков. Жиры и липиды – строение и классификация липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращение липидов при производстве продуктов питания. Углеводы – строение, классификация и свойства, пищевая ценность углеводов.
4.2 Соли
Химический состав соли, соды, физические и химические свойства.
4.3 Белки, Жиры, Углеводы
Химический состав жиров, белков, углеводов.
4.4 Пищевые добавки, Витамины
Вещества, улучшающие внешний вид продуктов; изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов; подслащивающие вещества; консерванты; пищевые антиокислители; ароматизаторы. Классификация витаминов, состав витаминов в продуктах питания. Практическая работа «Определение пищевых добавок в продуктах питания».
Тема 5. Химия и медицина – 2 часа
5.1 Лекарственные вещества
Лекарственные вещества, их действие на организм человека.
5.2 Суд над этанолом
Значение этанола, его физические и химические свойства. Действие этанола на организм человека.
Тема 6. Химия и красота – 1 час
6.1 Химические средства гигиены и косметики
Средства личной гигиены и косметики, средства ухода за зубами, дезодоранты.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для достижения результатов данной учебной программы используются следующие средства обучения:
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни», С.В. Бочарова.
Литература:
Литература для учителя:
- Элективный курс. Химия в повседневной жизни. / Сост. С.В.Бочарова.- Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
- Журналы «Химия и жизнь», «Химия в школе»
Литература для обучающихся:
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 240 с., ил. – (Серия: «Это мы не проходили»).
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. Дрофа, 2006.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Из них практики |
1 2 3 4 5 6 | Химия и самое необходимое Химические вещества в строительстве Химия стирки Химия пищи Химия и медицина Химия и красота | 4 3 3 4 2 1 | - - 2 1 - - |
ИТОГО | 17 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу «Химия в повседневной жизни» в 11 классе
( 17 ч)
Дата | № | Тема занятия | Лабораторные и практические занятия |
Химия и самое необходимое | |||
Вода | |||
Спички | |||
Бумага | |||
Карандаши и акварельные краски | |||
Химические вещества в строительстве | |||
Строительные материалы | |||
Керамика | |||
Стекло | |||
Химия стирки | |||
Удаление пятен с одежды | |||
ПР «Распознавание волокон и тканей» | |||
ПР «Сравнение свойств мыла и СМС» | |||
Химия пищи | |||
Основные химические вещества | |||
Соли | |||
Белки, Жиры, Углеводы | |||
Пищевые добавки, Витамины. ПР «Определение пищевых добавок в продуктах питания» | |||
Химия и медицина | |||
Суд над этанолом | |||
Лекарственные вещества | |||
Химия и красота | |||
Химические средства гигиены и косметики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложени...
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс
Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...
Рабочий лист урока по теме «Повседневная жизнь населения», §11 История , 6 класс
Рабочий лист для самостоятельного изучения материала парагафа...
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни»
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 7 «К»...