Элективный курс "Химия в повседневной жизни"
элективный курс (химия, 9 класс) по теме
курс содержит рабочую программу и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.odt | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ВЛАДИМИРА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
Программа элективного курса
« Химия в повседневной жизни ».
Учитель биологии
Долихина Т.В.
Владимир 2012
Пояснительная записка
Элективный курс по химии «Химия в повседневной жизни» предназначен для учащихся 9 - 11 классов.
Курс направлен на развитие учащихся и отработку содержания предмета, имеет прикладной (интегративный) характер.
Курс имеет практическую направленность, в него включен ряд практических занятий, задачей которых является не только отработка навыков работы с химическим оборудованием, реактивами, но и правильное обращение с веществами.
Курсом предусмотрены занятия, в ходе которых отрабатываются навыки решения творческих задач, что позволит учащимся наиболее продуктивно подготовиться к олимпиаде и сдаче государственной итоговой аттестации.
Предлагаемые уроки – один из возможных методических приемов реализации прикладной направленности преподавания химии.
Цели данного курса:
- Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- подготовка учащихся к олимпиаде;
- организация и проведение научно-исследовательской работы;
- отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;
- применять математические и физические понятия;
- формирование ключевых компетенций;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о химических веществах, химических реакциях;
- повторить и закрепить знания учащихся по теме: красители, синтетические моющие средства, консерванты, ароматические соединения;
- показать применение данных понятий в решении задач химического содержания;
- продолжить развитие умения сопоставлять, выполнять математические операции;
- развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- формировать навыки исследования (постановка проблемы и намечать пути её решения, поиск информации, проведение эксперимента и обработка полученных результатов)
В качестве основных форм организации занятий данного курса предлагается лекция, практикум, соревнование, деловая игра, групповая и индивидуальная формы работы. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала и отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен как лабораторный, так и демонстрационный эксперимент.
Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые для себя теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными. Для учащихся, предполагающих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией, медициной, строительством, сельским хозяйством, важны знания об особенностях объектов и явлений, изучаемых в данном курсе. В рамках школьного курса химии этим вопросам уделяется мало внимания, так что включение в курс практической работы на эту тему является вполне оправданным.
Выполнение практических работ способствует конкретному и прочному усвоению учащимися основных разделов общей и неорганической химии. Учащиеся осваивают правила внутреннего распорядка в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами.
Особенностью предлагаемого курса является его прикладная направленность. Большое внимание в курсе уделено изучению тех веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни.
Ученики должны уметь:
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции, решать расчетные и экспериментальные задачи. Применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.
Ученики должны знать: основные понятия и законы химии, химические процессы и явления, окружающие нас в обиходе, химический состав продуктов питания и средств гигиены, понятие СМС ( синтетические моющие средства).
Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю и состоит из разделов:
- Химия в сельском хозяйстве. (4 ч)
- Химия и кулинария. (13 ч)
- Химия в быту. (11 ч)
- Средства гигиены и косметологии. (6 ч)
Учебно-тематический план
№ | № в теме | Тема занятия | Тип занятия | НИР | Образовательный продукт |
I. | Химия в сельском хозяйстве | ||||
1 | 1 | Направления химизации сельского хозяйства | лекция | конспект | |
2 | 2 | Удобрения | семинар | опорная схема | |
3 | 3 | Решение заданий по теме «Расчет содержания N, P, K». | практическая работа | алгоритм решения задач | |
4 | 4 | Решение задач практической направленности. | соревнование | отчет, решение задач | |
II. | Химия и кулинария | ||||
5 | 1. | Химические процессы в пищевых технологиях. | лекция | Выбор темы НИР | конспект |
6 | 2. | Химические добавки к пищевым продуктам. | лекция | конспект | |
7 | 3. | Процессы, происходящие при кулинарной обработке белковой пищи | лекция | Первичный отчет по теме НИР. | конспект |
8 | 4 | Изучение химических свойств белка. | лабораторная работа | Начало выполнения практической части НИР. | опорная схема, отчет |
9 | 5. | Химические процессы, происходящие при использовании жиров. | лекция | конспект | |
10 | 6. | Изучение состава чипсов. | лабораторная работа | Выполнение практической части НИР. | опорная схема, отчет |
11 | 7. | «Чипсы: польза или вред?» | деловая игра | Отчет о выполнении НИР. Обработка полученных результатов. | конспект |
12 | 8. | Изменения углеводов при кулинарной обработке. | лекция | конспект | |
13 | 9. | Определение свежести мяса и рыбы. | практическое занятие | отчет | |
14 | 10. | Витамины. | деловая игра | Первичный отчет по теме НИР. | конспект |
15 | 11. | Принцип рационального питания. | лекция | Начало выполнения практической части НИР. | опорная схема |
16 | 12. | Составление суточного рациона питания | практическое занятие | Выполнение практической части НИР. | опорная схема, отчет |
17 | 13. | Решение задач практической направленности. | соревнование | Отчет о выполнении НИР. Обработка полученных результатов. | отчет, решение задач |
III. | Химия в быту | ||||
18 | 1. | Химия в быту. | лекция | конспект | |
19 | 2. | Моющие средства. | семинар | опорная схема | |
20 | 3. | Отбеливатели. | лекция | конспект | |
21 | 4. | Определение жесткости воды. | практическое занятие | опорная схема, отчет | |
22 | 5. | Выведение пятен. | практическое занятие (парами) | отчет | |
23 | 6. | Чистящие средства. | лекция | конспект | |
24 | 7. | Получение чистящей пасты. | практическое занятие | отчет | |
25 | 8. | Средства дезинфекции. | семинар | конспект | |
26 | 9. | Лаки. Краски. | лекция | конспект | |
27 | 10. | Приготовление пигментов красок. | практическое занятие | опорная схема, отчет | |
28 | 11. | Решение задач практической направленности. | соревнование | отчет, решение задач | |
IV. | Средства гигиены и косметологии | ||||
29 | 1. | Косметико – гигиенические средства | лекция | конспект | |
30 | 2. | Шампуни. | лекция | опорная схема | |
31 | 3. | Средства по уходу за полостью рта. | лекция | конспект | |
32 | 4. | Изучение состава косметико – гигиенических средств | практическое занятие | опорная схема, отчет | |
33 | 5. | Дезодоранты. | лекция | конспект | |
34 | 6. | Итоговое занятие. | соревнование | записи в тетради |
Программа курса включает:
- Химия в сельском хозяйстве (3 часа ).
Направления химизации сельского хозяйства ( использование полимерных материалов, обработка семян и растений от различных заболеваний), состав и применение удобрений, пестициды, решение расчетных задач.
- Химия и кулинария (11 часов ).
Химические процессы в пищевых технологиях (кулинарная обработка белковой, липидной и углеводной пищи), витамины, консерванты, ароматизаторы, канцерогены, рациональное питание, решение расчетных и творческих задач.
- Химия в быту (10 часов ).
Синтетические моющие средства ( СМС), поверхностно – активные вещества (ПАВ), выведение пятен, отбеливание, дезинфекция, накипь и методы ее удаления, лаки, краски, решение расчетных и творческих задач.
- Средства гигиены и косметологии (5 часов ).
Косметические средства, гигиенические средства, мыла, шампуни, дезодоранты, зубная паста.
Оценивание учебных достижений при освоении элективного курса рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными методическом письме «Об оценивании индивидуальных образовательных достижений обучающегося в системе профильного обучения» (письмо Департамента от «_4_» марта 2010 г. № 03-412).
Критерии оценивания ответов:
Оценка «3» :
30 баллов – неполная формулировка определений или понятий, неточное указание единиц измерения, неполное знание обозначений и символов элементов;
40 баллов – полное формулирование понятий и определений, неполное знание обозначений и символов элементов, умение прочитать формулу или написать уравнение;
50 баллов - правильный неполный ответ, знание обозначений основных химических элементов и понятий, знание основных законов химии и формул, выражающих законы;
Оценка «4» :
60 баллов – оперирование понятиями по предложенному алгоритму, владение формулами, умение выражать понятия из нескольких формул, умение составлять простые уравнения реакций и расставлять в них коэффициенты;
70 баллов – умение предоставлять алгоритмы решения задания, применять законы и следствия, составлять уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде;
Оценка «5» :
80 баллов – умение выстроить последовательный полный ответ, знание периодической системы и физических смыслов ее составляющих для определения свойств элемента или его соединений, владение всеми основными понятиями, знание алгоритмов написания окислительно – восстановительных реакций и уравнений электролиза;
90 баллов – умение выстроить последовательный полный ответ, знание периодической системы и физических смыслов ее составляющих для определения свойств элемента или его соединений, владение всеми основными понятиями, знание алгоритмов написания и умение их самостоятельно применять для написания окислительно – восстановительных реакций и уравнений электролиза;
100 баллов – умение выстроить последовательный развернутый ответ, самостоятельное решение заданий, применение знаний и умений в нестандартных ситуациях.
Список литературы:
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 240 с., ил. – (Серия: «Это мы не проходили»).
- Зайцев О. С. Исследовательский практикум по общей химии. - М.: Изд-
во MГУ, 1994.
- Коровин Н. В., Мингулина Э. И., Рыжова Н. Г. Лабораторные работы
по химии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1998.
- Научно-методический журнал. Химия в школе – 2004. №2, 8, 9
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. Дрофа, 2006.
- Практикум по общей и неорганической химии / Под ред. Н. Н. Павлова,
В. И. Фролова. - М.: Дрофа, 2002.
- Слета Л. А. Химия: Справочник. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
- Учебник: И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы»-
2001г.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
элективный курс "Химия в повседневной жизни"
Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Элективный курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....
Элективный курс "Химия и повседневная жизнь человека"
Элективный курс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...