Элективный курс "Химия в повседневной жизни"
элективный курс (химия, 9 класс) по теме

Долихина Татьяна Владимировна

курс содержит рабочую программу и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.odt22.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ВЛАДИМИРА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

Программа элективного курса

« Химия в повседневной жизни ».

Учитель биологии

                                                                                              Долихина Т.В.

Владимир 2012

                               Пояснительная записка

Элективный курс по химии «Химия в повседневной жизни» предназначен для учащихся 9 - 11 классов.

Курс направлен на развитие учащихся и отработку содержания предмета, имеет прикладной (интегративный) характер.

Курс имеет практическую направленность, в него включен ряд практических занятий, задачей которых является не только отработка навыков работы  с химическим оборудованием, реактивами, но и правильное обращение с веществами.

Курсом предусмотрены занятия, в ходе которых отрабатываются навыки решения творческих задач, что позволит учащимся наиболее продуктивно подготовиться к олимпиаде и  сдаче государственной итоговой аттестации.

Предлагаемые уроки – один из возможных методических приемов реализации прикладной направленности преподавания химии.

Цели данного курса:

  • Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • подготовка учащихся к олимпиаде;
  • организация и проведение научно-исследовательской работы;
  • отработка навыков и умений учащихся анализировать, логически размышлять;
  • применять математические и физические понятия;
  • формирование ключевых компетенций;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира на основе знаний физических законов и владения математическим инструментарием.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о химических веществах, химических реакциях;
  • повторить и закрепить знания учащихся по теме: красители, синтетические моющие средства, консерванты, ароматические соединения;
  • показать применение данных понятий в решении задач химического содержания;
  • продолжить развитие умения сопоставлять, выполнять математические операции;
  • развивать практические умения и навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием;
  • формировать навыки исследования (постановка проблемы и намечать пути её решения, поиск информации, проведение эксперимента и обработка полученных результатов)

В качестве основных форм организации занятий данного курса предлагается лекция, практикум,  соревнование, деловая игра, групповая и индивидуальная формы работы. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала и отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен как лабораторный, так и демонстрационный эксперимент.

      Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые для себя теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными. Для учащихся, предполагающих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией, медициной, строительством, сельским хозяйством, важны знания об особенностях объектов и явлений, изучаемых в данном  курсе. В рамках школьного курса химии этим вопросам уделяется мало внимания, так что включение в курс практической работы на эту тему является вполне оправданным.
     Выполнение практических работ способствует конкретному и прочному усвоению учащимися основных разделов общей и неорганической химии. Учащиеся осваивают правила внутреннего распорядка в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами.
     Особенностью предлагаемого курса является его прикладная направленность. Большое внимание в курсе уделено изучению тех веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни.

      Ученики должны уметь:

 - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции, решать расчетные и экспериментальные задачи. Применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.

      Ученики должны знать: основные понятия и законы химии, химические процессы и явления, окружающие нас в обиходе, химический состав продуктов питания и средств гигиены, понятие СМС ( синтетические моющие средства).

      Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю и состоит из разделов:

  1. Химия в сельском хозяйстве. (4 ч)
  2. Химия и кулинария. (13 ч)
  3. Химия в быту. (11 ч)
  4. Средства гигиены и косметологии. (6 ч)

Учебно-тематический план

№ в теме

Тема занятия

Тип занятия

НИР

Образовательный продукт

I.

Химия в сельском хозяйстве

1

1

Направления химизации сельского хозяйства

лекция

конспект

2

2

Удобрения

семинар

опорная схема

3

3

Решение заданий по теме «Расчет содержания N, P, K».

практическая работа

алгоритм решения задач

4

4

Решение задач практической направленности.

соревнование

отчет, решение задач

II.

Химия и кулинария

5

1.

Химические процессы в пищевых технологиях.

лекция

Выбор темы НИР

конспект

6

2.

Химические добавки к пищевым продуктам.

лекция

конспект

7

3.

Процессы, происходящие при кулинарной обработке белковой пищи

лекция

Первичный отчет по теме НИР.

конспект

8

4

Изучение химических свойств белка.

лабораторная работа

Начало выполнения практической части НИР.

опорная схема, отчет

9

5.

Химические процессы, происходящие при использовании жиров.

лекция

конспект

10

6.

Изучение состава чипсов.

лабораторная работа

Выполнение практической части НИР.

опорная схема, отчет

11

7.

«Чипсы: польза или вред?»

деловая игра

Отчет о выполнении НИР. Обработка полученных результатов.

конспект

12

8.

Изменения углеводов при кулинарной обработке.

лекция

конспект

13

9.

Определение свежести мяса и рыбы.

практическое занятие

отчет

14

10.

Витамины.

деловая игра

Первичный отчет по теме НИР.

конспект

15

11.

Принцип рационального питания.

лекция

Начало выполнения практической части НИР.

опорная схема

16

12.

Составление суточного рациона питания

практическое занятие

Выполнение практической части НИР.

опорная схема, отчет

17

13.

Решение задач практической направленности.

соревнование

Отчет о выполнении НИР. Обработка полученных результатов.

отчет, решение задач

III.

Химия в быту

18

1.

Химия в быту.

лекция

конспект

19

2.

Моющие средства.

семинар

опорная схема

20

3.

Отбеливатели.

лекция

конспект

21

4.

Определение жесткости воды.

практическое занятие

опорная схема, отчет

22

5.

Выведение пятен.  

практическое занятие (парами)

отчет

23

6.

Чистящие средства.

лекция

конспект

24

7.

Получение чистящей пасты.

практическое занятие

отчет

25

8.

Средства дезинфекции.

семинар

конспект

26

9.

Лаки. Краски.

лекция

конспект

27

10.

Приготовление пигментов красок.

практическое занятие

опорная схема, отчет

28

11.

Решение задач практической направленности.

соревнование

отчет, решение задач

IV.

Средства гигиены и косметологии

29

1.

Косметико – гигиенические средства

лекция

конспект

30

2.

Шампуни.

лекция

опорная схема

31

3.

Средства по уходу за полостью рта.

лекция

конспект

32

4.

Изучение состава косметико – гигиенических средств

практическое занятие

опорная схема, отчет

33

5.

Дезодоранты.

лекция

конспект

34

6.

Итоговое занятие.

соревнование

записи в тетради

Программа курса включает:

  1. Химия в сельском хозяйстве (3 часа ).

Направления химизации сельского хозяйства ( использование полимерных материалов, обработка семян и растений от различных заболеваний), состав и применение удобрений, пестициды, решение расчетных задач.

  1. Химия и кулинария (11 часов ).

Химические процессы в пищевых технологиях (кулинарная обработка белковой, липидной и углеводной пищи), витамины, консерванты, ароматизаторы, канцерогены, рациональное питание, решение расчетных и творческих задач.

  1. Химия в быту (10 часов ).

Синтетические моющие средства ( СМС), поверхностно – активные вещества (ПАВ), выведение пятен, отбеливание, дезинфекция, накипь и методы ее удаления, лаки, краски, решение расчетных и творческих задач.

  1. Средства гигиены и косметологии (5 часов ).

Косметические средства, гигиенические средства, мыла, шампуни, дезодоранты, зубная паста.

 Оценивание учебных достижений при освоении элективного курса рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными методическом письме «Об оценивании индивидуальных образовательных достижений обучающегося в системе профильного обучения» (письмо Департамента от «_4_»  марта 2010 г. № 03-412).

           Критерии оценивания ответов:

Оценка «3» :

30 баллов – неполная формулировка определений или понятий, неточное указание единиц измерения, неполное знание обозначений и символов элементов;

40 баллов – полное формулирование понятий и определений, неполное знание обозначений и символов элементов, умение прочитать формулу или написать уравнение;

50 баллов - правильный неполный ответ, знание обозначений основных химических элементов и понятий, знание основных законов химии и формул, выражающих законы;

Оценка «4» :

60 баллов – оперирование понятиями по предложенному алгоритму, владение формулами, умение выражать понятия из нескольких формул, умение составлять простые уравнения реакций и расставлять в них коэффициенты;

70 баллов – умение предоставлять алгоритмы решения задания, применять законы и следствия, составлять уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде;

Оценка «5» :

80 баллов – умение выстроить последовательный полный ответ, знание периодической системы и физических смыслов ее составляющих для определения свойств элемента или его соединений, владение всеми основными понятиями, знание алгоритмов написания окислительно – восстановительных реакций и уравнений электролиза;

90 баллов – умение выстроить последовательный полный ответ, знание периодической системы и физических смыслов ее составляющих для определения свойств элемента или его соединений, владение всеми основными понятиями, знание алгоритмов написания и умение их самостоятельно применять для написания окислительно – восстановительных реакций и уравнений электролиза;

100 баллов – умение выстроить последовательный развернутый ответ, самостоятельное решение заданий, применение знаний и умений в нестандартных ситуациях.

                                   

Список литературы:

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 240 с., ил. – (Серия: «Это мы не проходили»).
  2. Зайцев О. С. Исследовательский практикум по общей химии. - М.: Изд-  

во MГУ, 1994.

  1. Коровин Н. В., Мингулина Э. И., Рыжова Н. Г. Лабораторные работы

     по химии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1998.

  1. Научно-методический журнал. Химия в школе – 2004. №2, 8, 9
  2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. Дрофа, 2006.
  3. Практикум по общей и неорганической химии / Под ред. Н. Н. Павлова,

В. И. Фролова. - М.: Дрофа, 2002.

  1. Слета Л. А. Химия: Справочник. - Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
  2. Учебник: И.Г. Хомченко  «Задачи по химии для поступающих в вузы»-

          2001г.

  1. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии....

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».

Элективный  курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....