Типы химических реакций. Конспект урока.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Дудкина Оксана Эдуардовна

Конспект урока в 8 классе посвященный классификации химических реакций, приводится подробное описание хода урока с использованием карточек "Химическое домино": по основным понятиям, в качестве актуализации опорных знаний;  лабораторных экспериментов учащихся,варианты  самостоятельных работ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_khim._reaktsiy._8_kl.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ 8 КЛАСС

«ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Дудкина Оксана Эдуардовна

ГОУ СОШ №1987 г. Москва.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. 8 КЛАСС.

Цели урока

Воспитания: воспитания положительной мотивации обучения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Развития:  развитие логического мышления, умения анализировать результаты проведенных опытов, делать умозаключения, прогнозировать продукты химического взаимодействия исходя из их типа; развитие речи, памяти, воображения, обеспечение системности обучения.

Обучения: сформировать  умение характеризовать химические реакции с учетом числа и состава исходных веществ и продуктов  их взаимодействия; продолжить развитие умений в составлении уравнений химических реакций.

Структура урока:

Этапы урока

Основные дидактические задачи

Формы

организации

деятельности

учащихся

Методы обучения

и                     приемы  обучения

                                                     

                             Средства обучения

              Примерное время

Этап 1.

Организационный

Подготовка к работе, создание психологической рабочей обстановки.

фронтальная

Беседа

1 мин.

Этап 2.

Целеполагание.

Этап 3.

Актуализация знаний.

Сообщение цели и задач урока, мотивация учащихся.

Актуализация субъективного опыта:

Основные определения:

Химическая реакция;  простое, сложное вещество; закон сохранения массы веществ; молекула, атом.

Фронтальная

Парная, групповая

Беседа

Игра «Химическое лото»

Доска, таблицы

Дидактические карточки

2 мин.

5-7 мин.

Этап 4.

Усвоение новых знаний.

Сформировать умения  определять признаки химических реакций.

Сформировать знания о сущности реакций соединения, разложения, замещения.

  1. Фронтальная (Д.О.).
  2. Парная (Л.О.).
  3. Групповая  

Описание, лабораторные опыты;

Моделирование.

1.Оборудование и реактивы демонстр.опыта.

2.Оборудование и реактивы лабораторного опыта.

3.Цветные кубики с записью уравнений.

22-24 мин.

Этап 5.

Первичная проверка и коррекция полученных знаний

Выявление уровня первоначального усвоения нового материала.

индивидуальная

Выполнение тестовой работы

Тетрадь, индивидуальные задания.

5-7мин.

Этап 6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока, оценка успешности работы учителя, учащихся.

Фронтальная

беседа

доска

3 мин.

Этап 7.

 Информация о домашнем задание.

Сообщение домашнего задания, информирование о теоритических и практических навыках необходимых при его выполнении.

фронтальная

беседа

Доска, учебник, тетрадь, дневник.

2 мин.

ЭТАП 1.  Организационный.

Создание условий для плодотворной работы  на уроке.

Этап 2.Целеполагание.

Сообщение цели и задач урока.

 Мотивация учащихся на изучение новой темы: необходимость классификации изучаемых объектов в каждой из естественных наук, например, в биологии: классификация живых организмов по отрядам, семействам, классам, царствам природы.  Определение положения животного в классификации, позволяет сделать существенные предположения об особенностях строения и среде обитания животного.  Определение  типа химической   реакции позволит предположить продукты химического взаимодействия.

Этап 3.Актуализация знаний .

Актуализация знаний проходит в форме  игры «Химическое домино».  Учащиеся имеют на  рабочих столах карточки, каждая из которых  содержит зашифрованный химический термин и определение химического термина. Повторение, основных химических терминов происходит быстро, в хорошем темпе (работа с карточками в  системе начала урока, в противном случае результат – работа занимает много времени).  Карточки химического домино представлены в приложении.

Этап 4.Усвоение новых знаний.

Проведение инструктажа по охране труда.

Проведение демонстрационного опыта: «Разложение малахита». Проведение качественной реакции по обнаружению углекислого газа, пропуская его через известковую воду. Параллельно вспоминаем название используемого  химического оборудования, правила нагревания веществ над спиртовкой.

Проведение лабораторного эксперимента: «Взаимодействие железного гвоздя и раствора  медного купороса».  (историческая справка о медном купоросе).

Проведение лабораторного эксперимента: «Взаимодействие  угля и кислорода».

Запись проведенных экспериментов в виде химических уравнений.

Поиск элементов сравнения: сколько и каких веществ  вступает в химическую реакцию.

Заполнение схемы  «Типы химических реакций» ( магнитная доска, цветные символы).

А + В =  С – реакция соединения,         АВСД = АВ + С + Д – реакция разложения,

                                           АВ + Д = В + АД – реакция замещения.

Закрепление происходит в результате определения типа химических реакций при работе с игровыми кубиками: на гранях кубика записаны уравнения химических реакций, вбрасывая кубик произвольно выпадает  химическая реакция, тип которой надо определить. Кубики имеют разную окраску, подобно дорожкам  передачи игры «Умники и  умницы».  Зеленый – определение типа химической реакции; желтый –  определить тип реакции, уравнять; красный – дописать уравнение химической реакции  исходя из его типа, уравнять.

Этап 5.

Первичная проверка и коррекция полученных знаний.

Выполнение самостоятельной работы , взаимопроверка, проверка по образцу.

Этап 6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Этап 7.

 Информация о домашнем задание.

Параграф 15,16. Упражнение стр.47 № 5.6.

Приложение.

«Химическое домино».

Карточка №1.

  1. Это наука о веществах, их составе и строении и свойствах.
  2. Количество вещества.

Карточка.

1. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, обладающие новыми свойствами.

2.Атом.

Карточка.

1. Мельчайшая частица многих веществ, которая обладает свойствами данного вещества.

2.Сложное вещество.

Карточка.

1. Вещество, молекула которого  состоит из атомов одного вида.

2.Химические явления.

Карточка.

1. Вещество, молекула которого состоит из атомов разных химических элементов.

2.Физические явления.

Карточка.

1. Мельчайшая химически неделимая  частица вещества.

2.Валентность.

Карточка.

1. Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента.

2.Молекула.

Карточка.

1.Масса  веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ образующихся в результате реакции.

2.Простые вещества.

Карточка.

1. Физическая величина, которая характеризует порцию вещества и содержит 6 10 23 его структурных частиц.

2.Закон сохранения массы (Ломоносов).

Карточка.

1. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов.

2.Относительная атомная масса.

Карточка.

1. Явления  в результате которых данные вещества не превращаются в другие, а происходит лишь изменение их агрегатного состояния или формы.

2.Химическая формула.

Карточка.

1.Определенный вид атома.

2.Химическое уравнение.

Карточка.

1. Условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

2.Химия.

Карточка.

1.Величина, которая показывает  во сколько раз масса данного атома больше  1/12 атома углерода.

2.Молекулярная масса.

Карточка.

1.Масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы.

2.Химический элемент.

Цветные кубики.

Зеленый( определить тип реакции):

2 Са + О 2 = 2СаО;                                                                      Н 2+ S = H 2S;                                              Ca +2 HCl = CaCl 2 + H 2 ;

 2Н 2 О 2 =2 Н 2 О+ О 2 ;                                                           Fe + 2 HCl = FeCl 2 + H 2                                      2 Н 2 О = 2Н 2 + О 2

 

Желтый ( определить тип реакции, уравнять):

Ва + O2 = ВаО;                                                                         Zn +HCl  = ZnCl 2 + H 2;                                                  Н 2 О 2 =  Н 2 О+ O2

Fe + O2   = Fe3O4  ;                                                                   Ва + Н2SO4 = H 2  + ВаSO4                                              CaCO3 = CaO + CO2

Красный ( дописать уравнение, исходя из типа реакции, уравнять):

Реакция соединения: С + О 2 =  ?                                 Реакция разложения:  Н 2 О = ? + О 2    

Реакция замещения: Fe + 2 HCl = FeCl 2 + ?    Реакция разложения: NH3 = N 2 + ?      

Реакция соединения:    Аl + О2   = ?                  Реакция замещения: Са + Н2SO4 = ?  + СаSO4    

Варианты самостоятельных работ учащихся.

                                                                                            1 вариант.

 

1. Определите тип химической реакции: а) SO3 + H2O = Н2SO4

                                                                              б)  Н2CO3 = CO2 + H2O

                                                                              в) Zn + Н2SO4 = H 2  + ZnSO4  

2. Определите тип химической реакции, уравняйте ее:

                                                                                а) Н2 + Br2    =  HBr

                                                                                б)  N 2 + О 2 =  NO

                                                                                в)   Fe +  HCl = FeCl 2 + H 2   

3. Допишите уравнение химической реакции, исходя из ее типа, уравняйте:  

                                                 а) реакция соединения:   Са + N 2  =  ?          примите валентность Са (II), N (III).                                                           

                                                                             б) реакция соединения:  Cu +  O 2     = ?         примите валентность :  Cu(II).

                                                                                            2 вариант.

 

1. Определите тип химической реакции: а) SO2 + H2O = Н2SO3

                                                                              б) 2 АgBr = Br2 + 2 Ag

                                                                              в) Mg + Н2SO4 = H 2  + MgSO4  

2. Определите тип химической реакции, уравняйте ее:

                                                                                а) Н2 + Na    =  NaBr

                                                                                б)  N 2 + О 2 =  N2O

                                                                                в)   Ba +  HCl = BaCl 2 + H 2   

3. Допишите уравнение химической реакции, исходя из ее типа, уравняйте:  

                                                 а) реакция соединения:   Mg + Н2 =  ?          примите валентность Mg (II).                                                           

                                                                             б) реакция соединения:  Zn +  O 2     = ?         примите валентность :  Zn(II).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы химических реакций. Разработка урока по химии 8 класс.

Разработка конспекта урока по химии 8 класс....

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Признаки химических реакций. Конспект урока

Урок по технологии педагогических мастерских...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ...