Признаки химических реакций. Конспект урока
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок по технологии педагогических мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_priznaki_himicheskih_reaktsiy_8_klass.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Открытая (сменная) школа № 94
Тема урока: «Признаки химических реакций»
(УМК О.С. Габриелян) 8 класс
Цели урока:
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы, развитие умений работать в группах, самостоятельности.
Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях физических и химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное, существенное, делать выводы.
Предметные: повторение понятий вещество, химические и физические явления, изучение понятие признаки химических реакций
Планируемые результаты обучения:
умение описывать и характеризовать физические и химические явления, наблюдать и сравнивать свойства веществ, дифференцировать физические и химические явления.
Основные понятия:
физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций.
Краткое содержание урока:
актуализация понятий «физическое тело», «вещество», «физическое явление». Самостоятельное проведение химического эксперимента с последующими выводами.
Задачи урока:
- Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических. Продолжить формирование умения наблюдать.
- Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
- Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока:
проектор, компьютер, презентация к уроку, набор реактивов для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок-практикум.
Алгоритм проведения урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
I. Работа в группах
1 группа.
Опыт №1 – смесь воды и стружки разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
2 группа.
Опыт №1 – к кусочку мела прилить фосфорную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – смесь воды и серы разделить с помощью фильтрования. Какое явление лежит в основе опыта?
3 группа.
Опыт №1 – смесь серы и порошка железа разделить с помощью магнита. Какое явление лежит в основе опыта?
Опыт №2 – к кусочку мрамора прилить соляную кислоту. Какое явление лежит в основе опыта?
Социализация №1. Обсуждение результатов проведённых опытов и формулирование выводов.
II. Индуктор
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить, происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).
«Признаки химических реакций». – Запишите себе в тетрадь.
А цель нашего урока – изучить на практике признаки химических реакций.
Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.
- При выполнении опытов следует соблюдать аккуратность.
- Нельзя брать вещества руками. Для этого есть пинцет или химическая ложка.
- Реактивы в пробирку следует наливать не более 1-2 мл.
- Пробирку с реагирующими веществами следует держать на уровне глаз, отвёрнутой от соседа.
- ????
Здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)
III. Работа в группах
Предлагаю поступить так. Проведите в группах (по 4 человека) эксперименты и обсудите, что вы видите и можно ли увиденное считать признаком химической реакции. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами. В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
1 группа. - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
- В полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
2 группа. - Провести реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия. Что вы наблюдаете?
- В раствор пищевой соды добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете?
3 группа. - В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?
- Рассмотрите горение свечи. Чем оно сопровождается?
Социализация №2. Выступление групп с результатами исследований.
IV. Ситуация “разрыва”
Учитель: Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но… вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?
Ученики: Наверно, не вся!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.
Чтобы получше об этом узнать и не попасть впросак в той или иной ситуации, мы воспользуемся уже известными знаниями. Для этого распределим обязанности.
- Кулинары.
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?
- Натуралисты.
Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?
Условие выполнения задания: можно использовать только один источник информации из предложенных: кулинарная книга, интернет, учебник биологии, учебник химии, книга для чтения по неорганической химии.
Социализация №3. Выступления групп. Учитель по мере необходимости исправляетдопущенные ошибки.
V. Обобщение.
ИТАК, мы с вами исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.
А вот что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот.
«Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки, и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестку фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька».
О чём это говорит? И где это свойство лепестков можно применять?
Просмотр видеофрагментов с последующим ответом на поставленный в последнем фрагменте вопрос.
VI. Рефлексия:
А теперь как бы вы ответили на следующие вопросы?
- Теперь я знаю, что …
- Теперь я знаю как …
- Теперь я умею …
Домашнее задание:
Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания.
Список используемых источников:
1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон. Изучаем химию. Смеси и соединения. Москва «Росмэн», 2003 г.
2. Габриелян О. С. Химия 8 класс. «Дрофа», 2006г и последующие издания.
3. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 8 классе "Признаки химических реакций"
Урок – презентация по химии «Признаки химических реакций», для учащихся 8 класса, (учебник Габриеляна О.С. Химия – 8) .Во время урока учащиеся проводят ряд экспери...
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
Типы химических реакций. Конспект урока.
Конспект урока в 8 классе посвященный классификации химических реакций, приводится подробное описание хода урока с использованием карточек "Химическое домино": по основным понятиям, в качестве актуали...
Конспект урока "Признаки химических реакций"
Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях....
Конспект урока по химии "Признаки химических реакций"
Разработка урока по химии "Признаки химических реакций"...
Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»
Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...