Технологическая карта урока в 9 классе Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Ахтямова Лейсен Идрисовна

Технологическая карта урока по химии в 9 классе

(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень)

 

Тема: «Оксиды углерода (II и IV

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_9_kl_oksidy_ugleroda.docx30.89 КБ
Office presentation icon prez._9_klass.ppt520 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер муниципального района

Белорецкий район Республики Башкортостан

 

Технологическая карта урока по химии в 9 классе

(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень)

 

Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»

 

 

 

Учитель химии

 Ахтямова Лейсен Идрисовна

 

 

 

2017-2018 учебный год

Класс: 9

Тема: Оксиды углерода (II и IV)

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: Урок – исследование

Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом. 

Задачи:

- Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью,  окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познавательного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы. 

- Предметные – систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет.

- Метапредметные – формирование научного мировоззрения (о реальности существования этих оксидов и связанных с ними превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать    для себя новые задачи, определять способы  действий и соотносить с планируемыми результатами.

Методы: словесные, наглядные, исследовательские

Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент.

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.

Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, реактивы (соляная кислота, карбонат  кальция, гидроксид кальция).

Технологическая карта урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на сотрудничество путем создания положительной мотивации.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Самоопределение (Л)

Учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества (Р)

2

Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы познакомились с элементом углерод и узнали, что при сгорании он образует два оксида. Помните ли вы, какие это оксиды? Предлагаю отгадать загадки. Отгадками будут являться вещества, о которых вы  слышали  и с которыми  неоднократно сталкивались в обычной жизни.

1.Чтоб появиться, я сумел,                                      

Прокаливают белый мел.                                    

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде; я везде.

И фотосинтез без меня

И не туда и не сюда.

И пламя маленькой свечи

И нужно только сделать вдох

Чтоб я на свет явиться мог.                      

Меня дает огонь в печи                                        

(Углекислый газ или оксид углерода (IV))

2. Горю  я синим пламенем

Угаром угрожаю,

Когда совсем сгораю я,

Из печки улетаю.

(Угарный газ или оксид углерода(II))

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем главные причины интенсивного притока углекислого газа в атмосферу.

1. сжигание ископаемого топлива, отходы целлюлозно-бумажного производства;

2. огромное потребление кислорода металлургической и химической промышленностью;

3. истребление лесов, особенно тропических;

4. разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей;

5. осушение болот, сопровождающегося интенсивным окислением торфяников;

6. уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к угнетению фотосинтеза и, как следствие, к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере.

Углекислый газ часто называют  “парниковый газ”. Как вы думаете, почему? и с чем это связано?

Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект”

Высказывают мнения, отгадывают загадки, называют формулы (СО, СО2).

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Высказывают мнение о наличии этих оксидов в природе и причинах их появления.

Делают выводы. 

Высказывают мнения, объясняют суть парникового эффекта.

Смыслообразование (Л)

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);

Поиск и выделение информации (П)

установление причинно-следственных связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

 Доказательство (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)  

Целеполагание (Р)

Коррекция (Р)

3

Постановка учебной задачи

Мы узнали, какую роль играют оксиды в природе. Хватит ли нам этих знаний? А что же еще нам нужно знать об этих веществах? И как мы будем это делать?

Признаки сравнения

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Строение молекулы

Физические свойства

Химические свойства

Физиологическое действие на организм

Способы получения

Применение

 

Данные, которые будут получены в ходе изучения темы должны быть занесены в таблицу. Вы начнете заполнять ее на уроке, а продолжите заполнение дома.

 

Высказывают мнения, определяют цели и задачи урока. Предлагают план изучения темы.

Смыслообразование (Л)

 

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

Учет разных мнений (К)

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);

Самостоятельное выделение познавательной цели (П)

Выбор оснований и критериев для сравнения (П)

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Коррекция (Р)

4

Открытие нового знания

Рассмотрим строение молекулы угарного газа. Сколько связей в молекуле оксида углерода (II) между атомами углерода и кислорода? (3). Откуда же берется третья связь? (результат донорно-акцепторного взаимодействия пары электронов кислорода и свободной орбитали атома углерода)

Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.

 Сколько связей в молекуле оксида углерода (IV) между атомами углерода и кислорода? (4). Атом углерода связан с атомами кислорода четырьмя общими электронными парами.

Далее по плану у нас физические свойства оксидов. Для того, чтобы заполнить таблицу воспользуемся подсказкой учебника. Постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу.

Признаки сравнения

                                   СО (угарный газ)

                                   СО2 (углекислый газ)

Физические свойства

Газ, без цвета и запаха, горит голубоватым пламенем, легче воздуха, ядовит, плохо растворим в воде

Газ, без цвета и запаха,не поддерживает горение, тяжелее воздуха, не ядовит, растворим в воде

К какой группе оксидов относится СО (угарный газ)? (несолеобразующим). К какой группе оксидов относится СО2 (углекислый газ)? (кислотным солеобразующим ).

Давайте, исследуем химические свойства углекислого газа. С какими веществами будет реагировать углекислый газ?

А почему СО называют угарным газом? Как он воздействует живой организм?

Мы знаем из биологии и экологии, что углекислый газ это постоянный компонент воздуха. Значит ли, что он никак не влияет на живой организм?

Признаки сравнения

                             СО (угарный газ)

                                          СО2 (углекислый газ)

Физиологическое действие на организм

Соединяясь с гемоглобином красных кровяных телец, переносчиков кислорода от легких к тканям организма, угарный газ вызывает кислородное голодание, и человек может погибнуть. При вдыхании воздуха, содержащего до 0,1% CO человек может потерять сознание и умереть.

Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу и слизистые оболочки, оказывает центральное сосудосуживающее и местное сосудорасширяющее действие, вызывает повышение содержания аминокислот в крови, ингибирует действие ферментов в тканях. При его концентрации в воздухе до 3% у человека наблюдается учащенное дыхание, более 10% потеря сознания, смерть.

Графы «способы получения» и «применение» заполните дома.

Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение.  Заполняют таблицу.

Работают с учебником, выделяя физические свойства оксидов углерода. Некоторые выполняют индивидуальные задания.

Отвечают на вопросы учителя, а затем выполняют практическую работу, повторив технику безопасности. Далее записывают реакции в таблицу.

Учащиеся высказывают мнения и ищут информацию в Интернете, заполняют таблицу. Сообщения учащихся на тему урока.

Смыслообразование (Л)

-достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);

поиск и выделение информации (П)

смысловое чтение (П)

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Доказательство (П)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Контроль (Р)

5

Первичное закрепление

Сегодня мы изучили химические свойства оксидов углерода. Давайте попробуем написать несколько уравнений реакций. Например

СО2 +2 КОН→ К2СО3 + Н2О

CO2 + Na2O ↔ Na2CO3

Записывают уравнения и решают их.

Выведение следствий (П)

Синтез как составление целого из частей (П)

Коррекция (Р)

Контроль (Р)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы:

I вариант: - для угарного газа (CO)

II вариант: - для углекислого газа (СО2)

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Газообразный при обычных условиях.

3. Ядовит.

4. Не ядовит.

5. Хорошо растворим в воде.

6. Плохо растворим в воде.

7. Газ легче воздуха.

8. Газ тяжелее воздуха.

9. Проявляет кислотные свойства.

10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно - акцепторному механизму.

11. Соединяется с гемоглобином крови.

12.Степень окисления углерода +2.

13.Степень окисления углерода +4.

14. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем.

15. В реакциях может быть только окислителем.

16. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.

Варианты ответов проецируются на экран:

 отметка «5» - 9 правильных ответов

               «4» - 8

               «3» - 7-6

               «2» - 5 и менее

Учащиеся выполняют тест письменно и осуществляют взаимопроверку по эталону.

Смыслообразование (Л)

Оценка (Р)

Коррекция (Р) Самоанализ и самоконтроль

 (Р)

7

Рефлексия деятельности (итог урока).

Оценивание учащихся.

Ребята, что нового вы узнали на уроке? Оцените своё состояние на уроке («Я это знаю», «Я много узнал», «Как всегда», «Мне хотелось бы ...»).

Выставляют себе оценку, завершая урок анализом полученных знаний.

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей (К);

Установление причинно-следственных связей (П)

Доказательство (П)

Оценка (Р)

8

Домашнее задание

Доделать таблицу. Подготовить сообщение, творческое задание: составьте экологическую задачу, напишите сказку, придумайте загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оксиды углерода ( II и IV ) Учитель химии Ахтямова Лейсен Идрисовна МОБУ СОШ № 2 с. Инзер

Слайд 2

Чтоб появиться, я сумел, Прокаливают белый мел. Я в газированной воде, Я в хлебе, в соде; я везде. И фотосинтез без меня И не туда и не сюда.

Слайд 3

Углекислый газ или оксид углерода (IV)

Слайд 4

Горю я синим пламенем Угаром угрожаю, Когда совсем сгораю я, Из печки улетаю.

Слайд 5

Угарный газ или оксид углерода(II)

Слайд 6

А в природе эти оксиды существуют?

Слайд 7

1. Сжигание ископаемого топлива, отходы целлюлозно-бумажного производства; 2. Огромное потребление кислорода металлургической и химической промышленностью; 3. И стребление лесов, особенно тропических; 4. Уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к угнетению фотосинтеза и, как следствие, к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере.

Слайд 8

Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект”

Слайд 9

Систематизировать знания об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом.

Слайд 10

Строение молекул Оксид углерода ( II ) Оксид углерода ( I V )

Слайд 11

Химические свойства Оксид углерода ( II ) Оксид углерода ( I V ) СО – несолеобразующий оксид 1) Горит синим пламенем 2СО + О 2 → 2СО 2 2) Сильный окислитель СО +С uO → Cu + CO 2 СО 2 – кислотный оксид 1 ) Взаимодействует с водой 2) Взаимодействие со щелочами 3) Взаимодействие с оксидами

Слайд 12

Физиологическое воздействие Оксид углерода ( II ) Оксид углерода ( I V ) ЯД! Он соединяется с гемоглобином , нарушая тканевое дыхание и вызывая кислородное голодание тканей . Физиологическое воздействие на человека: . . . . . 0,1% - смертельное отравление. Не токсичен, но не поддерживает дыхание. Физиологическое воздействие на человека: до 2% - учащается . дыхание; 2 - 5% -появляется шум . . в ушах, учащается пульс; 5 - 8 % -сильные . . . головные боли, недомогание; Свыше 10% - потеря сознания, смерть.

Слайд 13

Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы: I вариант: - для угарного газа (CO) II вариант: - для углекислого газа (СО 2 )

Слайд 14

1 . Бесцветный газ, без запаха. 2. Газообразный при обычных условиях. 3. Ядовит. 4. Не ядовит. 5. Хорошо растворим в воде. 6. Плохо растворим в воде. 7. Газ легче воздуха. 8. Газ тяжелее воздуха. 9. Проявляет кислотные свойства. 10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно - акцепторному механизму. 11. Соединяется с гемоглобином крови. 12.Степень окисления углерода +2. 13.Степень окисления углерода +4. 14. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем. 15. В реакциях может быть только окислителем. 16. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.

Слайд 15

1 вариант 2 вариант 1 1 2 2 3 4 6 5 7 8 10 9 11 13 12 1 5 1 4 16

Слайд 16

отметка «5» - 9 правильных ответов «4» - 8 «3» - 7-6 «2» -5 и менее

Слайд 17

обязательное: доделать таблицу; творческое: составьте экологическую задачу, напишите сказку, придумайте загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Оксиды углерода" 9 класс

Проведение урока с использованием групповой формы работы позволяет сформировать знания об оксидах углерода; совершенствовать умения учащихся в проведении химического эксперимента; продолжить формирова...

Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"

Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян  для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе  современных требован...

Технологическая карта урока по химии для 9 класса "Углерод "

Материал для проведения урока по теме "Углерод "...

Технологическая карта урока химии по теме "Углерод" (9 кл.)

Технологическая карта по теме "Углерод" ( 9 кл.) составлена на основе современных требований к уроку....

технологическая карта урока по химии "Оксиды"

Презентация урока по химии "Оксиды" для учеников 8 класса...

Технологическая карта урока по теме "Оксиды"

Технологическая карта разработана для подготовки и проведения урока химии по теме "Оксиды" в 8 классе. Автор УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г....