Конспект урока по химии в 9 классе. Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока по химии в 9 классе.
Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.
Цели урока: знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами); уметь доказывать химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislitelnye_svoystva_azotnoy_kisloty.docx | 283.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии в 9 классе.
Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.
Цели урока: знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами); уметь доказывать химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Изучение нового материала.
Химические свойства азотной кислоты
Для азотной кислоты характерны свойства: общие с другими кислотами и специфические:
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЩИЕ С ДРУГИМИ КИСЛОТАМИ
1. Очень сильная кислота. Индикаторы в её растворе изменяют цвет на красный.
Диссоциирует в водном растворе практически нацело:
HNO3 → H+ + NO3-
Изменение цветов индикаторов в кислотах
2. Реагирует с основными оксидами
K2O + 2HNO3 → 2KNO3 + H2O
K2O + 2H+ + 2NO3- → 2K+ + 2NO3- + H2O
K2O + 2H+ → 2K+ + H2O
3. Реагирует с основаниями
HNO3 + NaOH → NaNO3 + H2O
H+ + NO3- + Na+ + OH- → Na+ + NO3- + H2O
H+ + OH- → H2O
4. Реагирует с солями, вытесняет слабые кислоты из их солей
2HNO3 + Na2CO3 → 2NaNO3 + H2O + CO2
2H+ + 2NO3- + 2Na+ + СO32- → 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2
2H+ + СO32- → H2O + CO2
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ
Азотная кислота - сильный окислитель
N+5 → N+4→ N+2→ N+1→ No → N-3
N+5 + 8e-→N-3 окислитель, восстанавливается.
1. Разлагается на свету и при нагревании
4HNO3 t˚C→ 2H2O + 4NO2 + O2
Образуется бурый газ
2. Окрашивает белки в оранжево-желтый цвет (при попадании на кожу рук - "ксантопротеиновая реакция")
3. Реагирует с металлами.
В зависимости от концентрации кислоты и положения металла в электрохимическом ряду напряжений Н. Бекетова могут образовываться разные азотсодержащие продукты.
При взаимодействии с металлами никогда не выделяется водород
HNO3 + Me = соль + H2O + Х
Щелочные и щелочноземельные | Fe, Cr, Al, Ni, Co | Металлы до водорода | Металлы после водорода (Cu и др) | Благородные Au, Pt, Os, Ir,Ta | |
HNO3(конц.ω>60%) | N2O | пассивация (при обычных условиях); NO2 (при нагревании) | NO2 | NO2 | Нет реакции |
HNO3(разбавл.) | NH3, NH4NO3 | Основной NO, но в зависимости от разбавления могут образовываться N2,N2O, NH3, NH4NO3. Чем больше разбавлена кислота, тем ниже степень окисления азота. | NO |
Таблица. Продукты реакции взаимодействия азотной кислоты с металлами
Взаимодействие меди с азотной кислотой
Упрощенная схема «Продукты реакции взаимодействия азотной кислоты с металлами»
Царская водка: V(HNO3) : V(HCl) = 1 : 3 растворяет благородные металлы.
HNO3 + 4HCl + Au = H[AuCl4] + NO + 2H2O
4HNO3 + 18HCl + 3Pt = 3H2[PtCl6] + 4NO + 8H2O
4. Реагирует с неметаллами.
Азотная кислота превращается в NO (или в NO2); неметаллы окисляются до соответствующих кислот:
S0 + 6HNO3(конц) → H2S+6O4 + 6NO2 + 2H2O
B0 + 3HNO3 → H3B+3O3 + 3NO2
3P0 + 5HNO3 + 2H2O → 5NO + 3H3P+5O4
HNO3 (конц.) + неметалл = окисление неметалла до кислоты в высшей степени окисления + NO2 + вода
HNO3 (разбав.) + неметалл + вода = окисление неметалла до кислоты в высшей степени окисления + NO
3. Закрепление изученного материала
№1. Осуществите превращения по схеме, назовите вещества, для УХР со * составить ОВ баланс, а для** разбор РИО:
NH4Cl**→ NH3* → N2 → NO → NO2 → HNO3 → NO2
№2. Осуществить превращения по схеме (внимательно посмотрите, куда направлены стрелки):
Соль аммония←Аммиак←Нитрид лития ←Азот → Оксид азота (II)←Азотная кислота
Для ОВР составить е-баланс, для РИО полные, ионные уравнения.
№3. Напишите уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты со следующими веществами в молекулярном и ионном виде:
a) Al2O3
б) Ba(OH)2
в) Na2S
№4. Запишите уравнения, составьте электронный баланс, укажите процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель:
А) Сa + HNO3 (конц.)
Б) Сa + HNO3 (paзбавл.)
4. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по химии 8 класс тема "Водород"
Урок с использованием ЦОР по химии, тема: "Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности"...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".
Данное пособие рекомендовано при проведении урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды". Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...
«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....
Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...
Конспект урока по химии 8 класс. Тема: "Соли"
Материал предсавляется собой конспект урока для обучающихся 8 класса (базового уровня). Тема урока: "Соли"...