Конспект урока по химии в 9 классе. Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Конспект урока по химии в 9 классе.

Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.

 

Цели урока: знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами); уметь доказывать химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных  процессах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelnye_svoystva_azotnoy_kisloty.docx283.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии в 9 классе.

Тема: Окислительные свойства азотной кислоты.

Цели урока: знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами); уметь доказывать химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных  процессах.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Изучение нового материала.

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264217/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no32-okislitelnye-svojstva-azotnoj-kisloty/Salpetersaeure.jpg?height=200&width=144

Химические свойства азотной кислоты

Для азотной кислоты характерны свойства: общие с другими кислотами и специфические:

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264217/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no32-okislitelnye-svojstva-azotnoj-kisloty/image006.gif

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЩИЕ С ДРУГИМИ КИСЛОТАМИ

1. Очень сильная кислота.  Индикаторы в её растворе изменяют цвет на красный.                                                                                            

Диссоциирует в водном растворе практически нацело:

 HNO3 → H+ + NO3-

Изменение цветов индикаторов в кислотах

2. Реагирует с основными оксидами

K2O + 2HNO3 → 2KNO3 + H2O

K2O + 2H+ + 2NO3- → 2K+ + 2NO3- + H2O

K2O + 2H+ → 2K+ + H2O

3. Реагирует с основаниями

HNO3 + NaOH → NaNO3 + H2O

H+ + NO3- + Na+ + OH- → Na+ + NO3- + H2O

H+ + OH- → H2O

4. Реагирует с солями, вытесняет слабые кислоты из их солей

 2HNO3 + Na2CO3 → 2NaNO3 + H2O + CO2

2H+ + 2NO3- + 2Na+ + СO32- → 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2

2H+ + СO32- → H2O + CO2

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ

Азотная кислота - сильный окислитель

N+5 → N+4→ N+2→ N+1→ No → N-3

N+5 + 8e-→N-3 окислитель, восстанавливается.

 

1.      Разлагается на свету и при нагревании

 4HNO3  t˚C→ 2H2O + 4NO2 + O2

 Образуется бурый газ

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264217/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no32-okislitelnye-svojstva-azotnoj-kisloty/%D0%B1%D1%83%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7.JPG?height=149&width=200


2.      Окрашивает белки в оранжево-желтый цвет (при попадании на кожу рук - "ксантопротеиновая реакция")

 3.      Реагирует с металлами.

В зависимости от концентрации кислоты и положения металла в электрохимическом ряду напряжений Н. Бекетова могут образовываться разные азотсодержащие продукты.

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264217/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no32-okislitelnye-svojstva-azotnoj-kisloty/5-07.jpg


При взаимодействии с металлами никогда не выделяется водород

HNO3 + Me = соль + H2O + Х

Щелочные и щелочноземельные

Fe, Cr,  Al,   Ni,  Co

Металлы до водорода

Металлы после водорода

(Cu и др)

Благородные

Au, Pt, Os, Ir,Ta

HNO3(конц.ω>60%)

N2O

пассивация (при обычных условиях);

NO2 (при нагревании) 

NO2

NO2

Нет реакции

HNO3(разбавл.)

NH3, NH4NO3

Основной NO, но в зависимости от разбавления могут образовываться N2,N2O, NH3, NH4NO3. Чем больше разбавлена кислота, тем ниже степень окисления азота.

NO

Таблица. Продукты реакции взаимодействия азотной кислоты с металлами

  Взаимодействие меди с азотной кислотой 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264217/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no32-okislitelnye-svojstva-azotnoj-kisloty/%D0%90%D0%B7%20%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0.jpg?height=339&width=400

Упрощенная схема «Продукты реакции взаимодействия азотной кислоты с металлами»

 

Царская водка:  V(HNO3) : V(HCl) = 1 : 3 растворяет благородные металлы.

HNO3 + 4HCl + Au = H[AuCl4] + NO + 2H2O

4HNO3 + 18HCl + 3Pt = 3H2[PtCl6] + 4NO + 8H2O

4. Реагирует с неметаллами.

Азотная кислота превращается в NO (или в NO2); неметаллы окисляются до соответствующих кислот:

S+ 6HNO3(конц) → H2S+6O4 + 6NO2 + 2H2O

B+ 3HNO3 → H3B+3O3 + 3NO2

3P+ 5HNO3 + 2H2O → 5NO + 3H3P+5O4

HNO3  (конц.) + неметалл = окисление неметалла до кислоты в высшей степени окисления + NO2 + вода

HNO(разбав.) + неметалл + вода = окисление неметалла до кислоты в высшей степени окисления + NO

3. Закрепление изученного материала

 №1. Осуществите превращения по схеме, назовите вещества, для УХР со * составить ОВ баланс, а для** разбор РИО:

NH4Cl**→ NH3* → N2 → NO → NO2 → HNO3 → NO2

№2. Осуществить превращения по схеме (внимательно посмотрите, куда направлены стрелки):

Соль аммония←Аммиак←Нитрид лития ←Азот → Оксид азота (II)←Азотная кислота

Для ОВР составить е-баланс, для РИО полные, ионные уравнения.

№3. Напишите уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты со следующими веществами в молекулярном и ионном виде:
a) Al
2O3
б) Ba(OH)
2
в) Na
2S

№4. Запишите уравнения, составьте электронный баланс, укажите процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель:
А) Сa + HNO
3 (конц.)
Б) Сa + HNO
3 (paзбавл.)

4. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по химии 8 класс тема "Водород"

Урок с использованием ЦОР по химии, тема: "Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности"...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».

Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...

Конспект урока по химии 8 класс. Тема: "Соли"

Материал предсавляется собой конспект урока для обучающихся 8 класса (базового уровня). Тема урока: "Соли"...