«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_9_azotnaya_kislota_i_eyo_soli.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Адамова Светлана Алексеевна, учитель биологи и химии.
Предмет: химия
Класс:9
Базовый учебник: Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Тема урока: «Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
Тип урока: изучение новой темы.
Условия обеспечения учебной деятельности:
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)
Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголь, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди (II).
Планируемые результаты обучения:
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные | Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе». Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения. | |
Метапрелметные | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий. |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку. | |
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. | |
Личностные | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. |
Этап урока, время этапа | Цели этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний. Вызвать познавательный интерес к проблеме. Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. | Создание проблемной ситуации: | Групповая (парная), фронтальная | Предлагает выполнить задание 1. Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C2H5OH CH3NH2 NH3 HNO3 PH3 H3PO4 CaCO3 CuO NO Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд Предлагает выполнить задание 3. Осуществите превращения, согласно составленной схеме Проблемная ситуация - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2? Предлагает поделиться впечатлениями 5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи. 6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную. | 1.Выполняют задание 1 на узнавание и запоминание 2. Выполняют задание на понимание - предположительный ответ (NH3 -- NO-- HNO3 -- NaNO3) 3. Задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO, NO2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия 4. Выбирают не все вещества. 5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл 6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью
| Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний) Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования. | беседа | фронтальная | Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод | Предлагают ответить на вопросы. Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна Опыт. | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы |
Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу | Слушают информацию о технике безопасности Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно. | |||||
Поисково-исследовательский этап | Организовать поиск решения проблемы. | Исследование | Групповая (парная) и фронтальная | Выдаёт необходимое оборудование | Получают оборудование, организуют рабочее место | Предметные УУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели |
Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II) | Слушают, уясняют поставленную задачу | |||||
Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся | Проводят экспериментальную проверку гипотезы | |||||
Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (уголь) при нагревании в вытяжном шкафу | Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки | |||||
Организует обмен мнениями, результатами | Сообщают свои наблюдения и полученные результаты | |||||
Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций Помогает сделать выводы | Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом. Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4. | |||||
Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты | Слушают и смотрят презентацию | |||||
Практический этап | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. | Упражнение в выполнении заданий | Групповая | Предлагает ответить на вопросы на слайде и выполнить задания в учебнике: ТПО 6; с. 112, № 11 | Обсуждают ответы в группе, сообщают классу | Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету |
Рефлексивно-оценочный этап | Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности. | беседа | Индивидуальная фронтальная | Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то …. | Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства. | Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели |
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке. | Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке | |||||
Формулирует и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник: §27, ТПО с. 111, №7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса
Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА. Задание А7 Тест составлен по шаб...
Серная кислота и ее соли.
Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....
"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".
Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"
Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"...
Рабочий лист по теме "Азотная кислота и ее соли"
Рабочий лист можно использовать на уроках химии при изучении сойств азотной кислоты и ее солей...