Выступление на РМО
материал по химии
Предварительный просмотр:
Наше время – время перемен. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество, семья, помимо приобретения современных знаний и умений, является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание условий для формирования самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования. Из многообразия современных методов обучения, как ведущие предлагаются интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех ключевых компетенций у учащихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой. Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. Высокий уровень активности учащихся достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро.
Практика показывает, что уроки химии с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлению волевых качеств личности.
Многие учителя считают, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю. Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:
- Учитываю возрастные особенности.
- Стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения.
- Не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.
И если проводить игры несложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться. Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.
Игра – вид деятельности, который присущи детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, ролевых, дидактических для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершению изучения темы, раздела, курса) обучения химии.
Дидактическая игра также является средством, стимулирующим процесс обучения химии. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешней, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся.
Вот некоторые игры и упражнения, которые я использую на своих уроках:
Игра « Добудем знания сами» удобна при изучении темы «Химия веществ». Класс делится на группы, причем не по собственному усмотрению, а по какому-нибудь признаку, например, по времени года, кто когда родился; по зодиакальным стихиям; на счет раз, два, три, четыре, пять и т.д. Все зависит от того, на какое число групп вы хотите разбить класс. Каждой группе дается задание. Условием проведения этой игры является наличие в классе достаточного количества дополнительной литературы, а не только учебников. Ребята сами ищут нужную информацию в учебной литературе, выписывают, через 15 мин по очереди рассказывают или показывают классу. Ребята учатся добывать нужную информацию в книгах, перерабатывать полученную информацию, передавать ее своим одноклассникам. Очень трудно избежать работы в группе, так сказать отсидеться, так как времени мало и в собирании информации задействованы все участники группы. Как известно, знания, добытые самим человеком, остаются с ним навсегда.
Игра «Продолжи решение»: ребята передают друг другу листок на котором поэтапно записывают условие и решение задачи ( или только решение, или только условие). Соревновательную нотку можно внести, если предложить каждому ряду в классе по задаче. Например, ученики по очереди пишут на одном листе
1-й: Сколько граммов
2-й: сульфата бария образуется
3-й: при взаимодействии 49 г серной кислоты
4-й: с хлоридом бария?
5-й: записывает уравнение химической реакции
6-й: находит молекулярную массу серной кислоты
7-й: находит количество вещества серной кислоты
8-й: находит количество вещества сульфата бария
9-й: находит массу сульфата бария
Очень часто дети боятся ошибиться и получить «двойку», некоторые теряются при ответе у доски. Такое совместное решение снимет страх пред такими «непонятными» задачами по химии.
Игра « Сходства и различия» Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
Игра « Атомы и молекулы »
Эту игру так же можно использовать на уроках химии в 8 классе.
Цель: 1.Закрепить понятия атом, молекула, простое, сложное вещество.
2.Повторить понятие валентность.
Условия игры: перед началом игры дети рассчитываются на 1-4, таким образом, получается четыре группы. Группам выдаются карточки с изображением знаков химических элементов. Группа 1 – Н (водород), группа 2 – О (кислород), группа 3 – Na (натрий), группа 4 – Cl (хлор). Карточки закрепляются на одежде участников, чтобы ихбыло хорошо видно. Теперь дети «превращаются» в атомы названных химических элементов. В начале игры «атомы» хаотично движутся (свободно передвигаются по классу). По команде ведущего они должны сгруппироваться в определённые молекулы.
Команды ведущего: «водород», «кислород», «вода», «соль» (поваренная), «оксид натрия», «оксид хлора» (перед игрой оговариваем, что хлор в данном случае одновалентный).
Задача детей группироваться быстро, т.к. количество символов не совпадает с необходимым и в результате оказываются «лишние» «атомы». По команде «распад» молекулы распадаются, и начинается все сначала. В конце игры звучит команда «раствор соли в воде». Дети должны догадаться, что сгруппироваться нужно таким образом, чтобы молекулы соли располагались между молекулами воды. Последнее упражнение направлено на то, чтобы показать, что некоторые задачи можно решить только при совместной работе всего коллектива, а не отдельно взятых групп. Игра продолжается пока сохраняется интерес.
Игра «Руки вверх»
Цель игры: Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», «физическое тело», сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.
Материал для игры: Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.
Задание: Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Пример перечня названий: стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.
Игра «Найди ошибку»
Цель игры: Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.
Материалы для игры: Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.
Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д.
Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.
Пример карточки
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
1. Кислород, серебро, оксид серы 1. Йод, медь, оксид серебра
2. Азот, сероводород, хлороводород 2. Алюминий, кислород, оксид железа
3. Сульфид железа, водород, хлор 3. Сера, хлорид натрия, вода
4. Оксид кремния, углерод, цинк 4. Оксид серы, фтор, железо
5. Хром, кальций, оксид алюминия 5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний
Игра «Узнай меня"
Цель игры: Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.
Материалы для игры: Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
Игра «Химическая тайнопись»
Цель игры: Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.
Материалы для игры: Карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание. Как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак (символ)). Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание.
Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера, наложенных на карточки.
Игра «Кто дальше?»
Цель игры: Активизировать процесс запоминания названий химических элементов и их деления на металлы и неметаллы, на отдельные группы химических элементов и т. д.
Задание. Ученик становится на финишную линию и по команде учителя начинает идти строевым шагом. Играющий должен прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг химический элемент. Игру можно усложнить, оговорив перечень названий (любые элементы, металлы или неметаллы, группы элементов и т. д.).
В игре участвуют одновременно 2–3 ученика (по числу соревнующихся команд). Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок, запинок и повторений.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Цель игры: Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И. Менделеева.
Материалы для игры: Периодическая система Д.И. Менделеева и калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие ма-тематические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
Игра «Сколько знаков?»
Цель игры: Развить воображение, интуицию, наблюдательность и оценить внимание учащихся.
Материалы для игры: Карточки, на которых различными цветами, шрифтами и размерами изображены знаки 15–20 химических элементов.
Задание. Играющий должен с одного взгляда прикинуть, сколько химических символов изображено на карточке, и записать соответствующее число. Затем играющий получает карточку и выписывает символы химических элементов и их названия.
Выигрывает тот, кто точнее угадает число элементов и быстрее справится с остальной частью задания.
Игра «Двойняшки»
Цель игры: Совершенствовать внимание, закрепить знания химической символики и формул высших оксидов.
Материалы для игры: Карточки с символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники.
Задание. Играющие должны найти прямоугольники - «двойняшки», содержащие одинаковые наборы символов химических элементов, и написать формулы их высших оксидов.
Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием.
Игра «Цепочка»
Цель игры: Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.
Материал для игры: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Задание. Ученики в классе делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд.
Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.
Игра «Восстанови пропущенное»
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
- по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
- в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
- в среднем ряду - знаки элементов II группы;
- по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al | ? | K |
? | Zn | Ca |
Li | Mg | ? |
Игра “Третий лишний”
Определите вещество, которое является лишним в каждой строчке.
CuO HCI AI2O3
HCI H2SO4 NaCI
NaOH HNO3 H3PO4
Na2SO4 K2SO4 BaSO4
Игра"Крестики-нолики"
Вычеркни правильный ряд солей.
По какому признаку можно классифицировать соли?
а)
NaNO3 | KCl | Na2SO4 |
NaHS | MgCO3 | Na2 SiO3 |
Na3PO4 | Cu(OH)Cl | Zn(OH)NO3 |
«Логические цепи».
Учитель задаёт начало фразы: «Калий — металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «поэтому». Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
02 ноября 2017 года я провела анкетирование в двух восьмых классах по вопросу: "Эмоциональное самочувствие на уроках химии". Сравнительный анализ позволяет сделать вывод: уровень эмоционального самочувствия на уроках с использованием игр выше (5 баллов), чем на обычных уроках химии (4,7 баллов). Значит, учащиеся позитивно настроены на изучение нового, достаточно трудного предмета.
Анализ и выводы
Применение игр на уроках химии показывает восстребованность учащимися данной технологии. Мною было опрошено 53 учащихся с целью выявления позитивного отношения к используемой технологии. Результаты анкетирования выявили следующую картину: уроки-игры нравятся 40 человекам, что составляет 75% опрошенных. По 5-ти балльной системе оценки распределились таким образом:
"4"—40;
"5" — 13.
Данные результаты доказывают заинтересованность учащихся в использовании данной технологии.
Игровой метод как интерактивные технологии обучения химии следует шире применять в образовательном процессе, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование различных игровых ситуаций может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Игра – не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение которого в сочетании с другими средствами должно внести свой вклад в решение учебно – воспитательных задач общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...