Программа кружка дополнительного образования "Химия в каждом доме"
элективный курс по химии (6 класс) на тему
Программа кружка дополнительного образования. Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов. Объем занятий - 70 часов, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формируется на добровольной основе. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Программа кружка включает: знакомство с лабораторной техникой, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_6_klass_himiya_v_kazhdom_dome.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка дополнительного образования
«Химия в каждом доме»
для учащихся 6-го класса
Составила: учитель химии Хохлова Елена Юрьевна,
Первая квалификационная категория
д.Ушья, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Нормативно - правовые документы 3
1.3. Основные функции программы 4
1.5. Общая характеристика элективного курса 4
1.6. Место предмета в базисном учебном плане: 6
1.7. Контроль уровня обученности. 6
1.8. Требования к уровню подготовки обучающихся кружка…………………………………….9
1.9. Содержание тем курса «Химия в каждом доме». 10
2. Учебно-тематический план 41
3. Учебно-методическое обеспечение 42
3.1. Учебно-тематическое планирование 43
3.2. Цифровые образовательные ресурсы 46
- Пояснительная записка
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учеников
Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов. Объем занятий - 70 часов, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формируется на добровольной основе. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Программа кружка включает: знакомство с лабораторной техникой, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Нормативно - правовые документы
- Закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов и элективных курсов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Статус документа
Программа данного кружка по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, «Программы вводного курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений Габриеляна О.С.» и учебника «Физика. Химия 5-6 класс» Гуревич А.Е. и др.» 2011г.).
Программа курса конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов и практических занятий.
Программа кружка выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа определяет пропедевтическую часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Тем самым данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению вводного курса химии в основной школе.
1.4. Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников, после прослушивания данного курса.
1.5. Общая характеристика курса
Программа курса «Химия в каждом доме» (70 час) предназначена для учащихся 6 класса в качестве ознакомления с основными понятиями и законами химии. Предполагаемый курс – межпредметный (химия, биология, экология). Заключается на привлечении дополнительной информации межпредметного характера о значении химических соединений в различных областях народного хозяйства, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников химией, повышает познавательную активность, развивает аналитические способности. Данный курс является актуальным для 13 - 14 –летних подростков, так как он:
- приближает теоретические химические знания к предметам окружения, тем самым поднимает статус науки «химия», «физика»;
- дает некоторые представления о перспективе изучения веществ в 8 -11 классах;
- дает возможность познакомить учащихся с профессией и предметом деятельности фармацевта, косметолога, работника химчистки, торгового работника, а также с устройством его жилищных условий.
Планирование составлено с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 5—7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Содержание учебных блоков направлено на достижение целей (пропедевтического) естественно - научного образования.
Целью данного курса является:
- сформировать у учащихся познавательный интерес к предмету химии и расширить кругозор учащихся;
- дать представления о широких возможностях химических технологий по созданию новых, удобных и высококачественных предметах обихода человека;
- вооружить учащихся знаниями о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту.
Задачами курса являются:
- освоение знаний химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту;
- овладение умениями проводить химический эксперимент, самостоятельно приобретать знания по химии в соответствии с возникающей жизненной потребностью (сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы);
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента;
- воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира, отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.
А также:
- научить приёмам ликвидации загрязнений (удаление пятен с одежды, мебели, посуды) с помощью химических реактивов и подручных средств;
- ознакомить с химическими процессами приготовления пищи;
- научить формировать аптечку и уметь правильно оказывать первую доврачебную помощь с помощью лекарственных средств;
- научить аккуратному обращению с ядовитыми веществами (моющие и чистящие вещества);
- ознакомить с особенностями пользования косметикой (кремы, пудры, помады, туши и. т. д.).
Материалы для выполнения итоговой зачётной исследовательской работы:
- Аптечка для похода
- История парфюмерии
- Экодом будущего
- Красота и косметика
- Товарные знаки разных стран мира
- Лечебный массаж и др.
Кроме выше перечисленных основных форм контроля планируется проведение текущих самостоятельных, проверочных работ в виде фрагментов урока. В конце учебного года рекомендуется смотр знаний учащихся в форме исследовательской работы. Допускается игровая форма проведения.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате ознакомления с материалами кружка «Химия в каждом доме» учение должен знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава.
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
- характеризовать: изученные химические элементы, вещества и химические реакции;
- определять: название и состав веществ по их формулам, изученные типы химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов или презентаций, выполнение экспериментальных работ, проектов
Основные формы:
Беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Основное содержание курса
Тематика занятий
- Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
- Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
- Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
- Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
- Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
- Растворы.
- Лабораторные способы получения неорганических веществ.
- Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
- Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
- Проектная деятельность.
Учебно - тематическое планирование материала
№ | Разделы, тема занятия | Кол-во часов |
I | ВВЕДЕНИЕ. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. | 15 |
1. Живая и неживая природа. Естественные науки. | 1 | |
2. Что изучает физика. Тела и вещества. | 1 | |
3. Что изучает химия. Вещества и реакции. | 1 | |
4. Лабораторное оборудование в физике. | 1 | |
5. Лабораторная работа № 1. Определение размеров физического тела. | 1 | |
6. Лабораторная работа № 2. Измерение объема жидкости. | 1 | |
7. Лабораторная работа № 3. Измерение объема твердого тела. | 1 | |
8. Тело и вещество. Сходство и различие. | 1 | |
9. Лабораторная работа № 4. Сравнение характеристик физических тел. | 1 | |
10. Агрегатные состояния вещества. Лабораторная работа № 5. Наблюдение различных состояний вещества. | 1 | |
11. Масса тела. Лабораторная работа № 6. Измерение массы тела на рычажных весах. | 1 | |
12. Температура. Лабораторная работа № 7. Измерение температуры воды и воздуха. | 1 | |
13. Строение вещества. Лабораторная работа № 8. Наблюдение делимости вещества. | 1 | |
14. Движение частиц вещества. Лабораторная работа № 9. Наблюдение диффузии. | 1 | |
15. Взаимодействие частиц вещества. | 1 | |
II | ИСТОРИЯ ХИМИИ | 3 |
16. Алхимический период в истории химии. | 1 | |
17. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. | 1 | |
18. Химическая революция. Основные направления развития современной химии. | 1 | |
III | ХИМИЯ – НАУКА О ВЕЩЕСТВАХ. | 3 |
19. Предмет изучения науки «химия» | 1 | |
20. Вещества вокруг нас. | 1 | |
21. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. | 1 | |
IV | ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ | 9 |
22. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Практическая работа № 1 «Правила ТБ при работе в кабинете химии» | 1 | |
23. Знакомство с лабораторным оборудованием. Практическая работа №2 «Знакомство с химической лабораторией» | 1 | |
24. Химическая посуда. | 1 | |
25. Лабораторный штатив. | 1 | |
26. Спиртовка. Практическая работа № 3 «Признаки и условия химических реакций». | 1 | |
27-28. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. | 2 | |
29-30. Экскурсия. Кабинет биологии и физики. | 2 | |
V | 31. ИГРА «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ХИМИИ» | 1 |
VI | ВИКТОРИНА «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ». | 2 |
32. Использование оборудования в кабинете химии». | 1 | |
33. Составление кроссворда | 1 | |
VII | ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТВЕРДЫМИ, ЖИДКИМИ, ГАЗООБРАЗНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ. ЛАБОРАТОРНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. | 12 |
34. Взвешивание, фильтрование. Практическая работа № 4 «Взвешивание твердых веществ». | 1 | |
35. Выпаривание, кристаллизация, перегонка. Практическая работа № 5 «Выпаривание раствора соли и сахара». | 1 | |
36. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | 1 | |
37. Практическая работа № 6 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров. | 1 | |
38-39. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | 2 | |
40-41. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе. Практическая работа № 7 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». | 2 | |
42-43. Практическая работа № 8 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.» | 2 | |
44. Практическая работа № 9 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов». | 1 | |
45. Практическая работа № 10 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» | 1 | |
VIII | 46-47. ИГРА «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ХИМИИ» | 2 |
IX | ПРОЕКТ «ВСЕ ЛИ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА ПРИГОДНЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ?» | 4 |
48-49. Разработка проекта | 2 | |
50-51. Защита проекта | 2 | |
X | ЗНАТОКИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 6 |
52. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева. | 1 | |
53. Происхождение названия химических элементов. | 1 | |
54. Химические анаграммы. | 1 | |
55. Подготовка мини-проектов «Загадки-отгадки по периодической системе» | 1 | |
56-57. Защита мини-проектов «Загадки-отгадки по периодической системе» | 2 | |
XI | ВЕЩЕСТВА ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ | 8 |
58-59. Кислород. Практическая работа № 11 «Наблюдение горения». | 2 | |
60-61. Водород. | 2 | |
62-63. Углекислый газ. | 2 | |
64-65. Проведение экспериментальных исследований на обнаружение веществ | 2 | |
XII | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 5 |
66. Земля – планета солнечной системы. Древняя наука астрономия. | 1 | |
67. В мире звезд. Названия созвездий. | 1 | |
68. Луна – естественный спутник Земли. Космические исследования. | 1 | |
69-70. Обобщающее занятие. | 2 | |
ИТОГО | 70 |
Планируемые результаты:
1. Развитие интереса к предметам естественно – научного направления.
2. Повышение уровня теоретической и экспериментальной подготовки учащихся.
3. Умение выполнять несложные физические и химические опыты.
4. Формирование навыков пользования физическим лабораторным оборудованием и химической посудой, реактивами, нагревательными приборами.
5. Соблюдение правила техники безопасности при проведении различных экспериментов.
3. Выполнение проектов и их защита.
4. Воспитание информационной культуры учащихся, связь естественных наук с жизнью.
Критерии эффективности:
1. Положительная динамика численности кружка.
2. Повышается эффективность проведения практических работ на уроках.
3. Повышается интерес к предмету (диагностика).
4. Учащиеся активные участники научно-практических конференций(мониторинг).
Литература
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
- Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
- Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
- Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987
- Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Интернет-ресурсы
- http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
- http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие мии с древнейших времен до XVII века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...
Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"
Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы...