Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_khorovoe_penie.docx | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Хоровое пение»
Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет
для общеобразовательной школы
Разработчик программы:
Дмитраш Оксана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
учитель музыки первой категории
Пояснительная записка
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки; создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
- Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
- Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
- Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке.
Программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном материале, в том числе и на произведениях композиторов-классиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим развитием детей.
Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной. Задача учителя музыки - открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности.
Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.
Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.
Программа хорового пения имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.
Цели программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.; через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- освоение знаний о воздействии музыки на человека;
- освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
- формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
- оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.
В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- - технология развивающего обучения;
- - технология индивидуализации обучения;
- - личностно-ориентированная технология;
- - компетентностного и деятельностного подхода.
Система обучения предусматривает занятия с детьми с 1 по 11 класс без специального отбора. Продолжительность каждого занятия 45 минут :
1 класс – один раз в неделю – 33 учебных часа;
2 – 4 классы - два раза в неделю – 68 учебных часов;
5 – 7 классы – два раза в неделю – 68 учебных часов;
8 – 11 классы – два раза в неделю – 68 учебных часов.
Основные знания, умения, навыки
В случае успешной апробации программы «Хоровое пение» у ее участников должна сформироваться система специальных знаний, умений и навыков:
- звукообразования в различных регистрах,
- артикуляции,
- дыхания,
- слухового внимания и самоконтроля,
- выразительности пения.
Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности обучаемые должны получить:
- опыт творческой деятельности;
- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
- навыки коллективного творчества;
- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На уровне педагога:
- участие в разного рода конкурсах,
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
- проведение открытых мероприятий,
- участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне учащегося:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий,
- объем музыкальной эрудиции.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
- Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся 1 - 4 года обучения получили следующие вокально-интонационные навыки:
- Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.
- Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
- Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ - ре² октавы.
- Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
- Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
6.Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
- Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
- Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней,
- интервалов, трезвучий, звукорядов.
Работа над исполнением музыкального произведения:
- показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
- исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.
- Учащиеся 5 – 7 года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.
- Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы – ми второй октавы. Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.
- Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».
- Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции. Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение гармонических последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
- Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.
- Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
- Двухголосное исполнение гамм. Двухголосное пение интервалов. Пропевание партий без поддержки фортепиано.
Работа над исполнением музыкального произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)
3. Связь музыки и текста.
- Учащиеся последних четырёх лет обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
- Двух(трехголосное) пение без сопровождения.
- Владение навыками исполнения произведений со сложным размером.
- Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.
- Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период.
- Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.
- Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.
- Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.
- Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.
- Четкая дикция.
- Вокальные упражнения:
- формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;
- пение закрытым ртом;
- упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;
- свободное владение приемом «цепного дыхания»;
- упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);
- 2-х, 3-хголосные аккордовые сочетания.
Навыки строя и ансамбля:
- Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Двух - трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).
- Исполнение секвенционных упражнений в 2голоса на слоги.
- 4.Сохранение строя при пении без сопровождения на 2-х, 3-х-голоса.
- 5.Слуховое внимание и самоконтроль.
- Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.
Работа над исполнением музыкального произведения.
- Анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.
- Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.
- Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
- участие в школьных мероприятиях, конкурсах, Отчётном концерте;
- формирование тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции;
- каждый класс – хор.
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:
- школьные мероприятия ( участие в праздничных концертах), конкурсы;
- сольные выступления,
- годовой отчетный концерт.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Учебно-тематический план по хору
Первый класс.
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 24 5 4 33 | 2 1 1 4 | 22 4 3 29 |
Второй, третий и четвёртый классы
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 50 10 8 68 | 4 2 2 8 | 46 8 6 60 |
Пятый, шестой и седьмой классы
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 46 14 8 68 | 2 3 2 7 | 44 11 6 61 |
Восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый классы
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 50 10 8 68 | 2 - 2 2,5 | 48 10 6 31,5 |
Содержание программы
1.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
3.Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Приемы развития слуха и голоса:
- Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз.
- Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.
- Использование ручных знаков в пении упражнений, мелодий, песен.
- Пение без сопровождения.
- Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
- Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
- Выразительная фразировка, логические ударения, активная артикуляция при пении текста.
- Сознательное управление дыханием, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
- Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
- Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.
Охрана здоровья и жизни детей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей- важная задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены ( опрятность костюма и причёски, чистота тела).
Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. Необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения ( особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Петрова Л.П., Иванова С.Н., Прохоров Е.И. Детская хоровая студия. Программы для учреждений дополнительного образования детей. М., 2004.
- Петрова С.Н. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах М.1985г.
- Усачев В.В. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Львов., 1991.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Гонтаренко Н.Б. Пение: секреты вокального мастерства Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Список литературы:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
- Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
- Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
- Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
- Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...
Программа кружка дополнительного образования "Сольное пение"
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и име...