Химический эксперимент в системе проблемного обучения в 11 классе по теме: «Гидролиз неорганических соединений»
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

Жалсабон Людмила Владимировна

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: методическая деятельность учителя химии по реализации химического эксперимента.

Цель работы: разработка методических рекомендаций и содержания школьного химического эксперимента по неорганической химии в системе проблемного обучения.

Цель, предмет и объект предполагают решение следующих задач:

1. Обобщить и систематизировать материалы методической и учебной литературу по проблемному обучению как одной из форм развивающего обучения.

2. Провести методический анализ литературы и сформулировать требования к содержанию проблемных ситуаций и вопросов‚ а также организации учебного процесса по химии в системе проблемного обучения.

3. Разработать содержание эксперимента для использования его в системе проблемного обучения.

4. Разработать методические рекомендации к опытам для учителя, использующего в своей работе проблемный подход к обучению.

5. Провести апробацию материалов экспериментов, созданных для использования в системе проблемного обучения.

6. Провести в группе учащихся анкетирование и тестирование с целью исследования образовательного потенциала эксперимента – как средства позволяющего реализовать проблемный подход к обучению.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ « Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Химический эксперимент в системе проблемного обучения в 11 классе по теме: «Гидролиз неорганических соединений » Г. Улан-Удэ 2014

Слайд 2

Объект исследования Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении Предмет исследования Методическая деятельность учителя химии по реализации химического эксперимента

Слайд 3

Цель работы: Разработка методических рекомендаций и содержания школьного химического эксперимента по неорганической химии в системе проблемного обучения

Слайд 4

Задачи: Обобщить и систематизировать материалы методической и учебной литературы по проблемному обучению как одной из форм развивающего обучения Разработать содержание эксперимента для использования его в системе проблемного обучения

Слайд 5

Разработать методические рекомендации к опытам для учителя, использующего в своей работе проблемный подход к обучению Провести апробацию материалов экспериментов, созданных для использования в системе проблемного обучения Провести в группе учащихся анкетирование и тестирование с целью исследования эксперимента

Слайд 6

В чем сущность проблемного обучения? Это развивающее обучение Самостоятельная поисковая деятельность учащихся Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов и мыслительных способностей

Слайд 7

Основные формы проблемного обучения: Проблемное изложение Частично-поисковая деятельность Самостоятельная исследовательская деятельность

Слайд 8

Идея химического эксперимента Источник знания, выдвижения и проверки гипотез, средство для закрепления знаний и их контроля Формирование межличностных отношений у учащихся Обучение радостью, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов

Слайд 9

Занятие в 11 классе: Гидролиз солей (Тема: Строение вещества и их свойства) Цель работы: получить представления о гидролизе неорганических веществ, используя проблемный эксперимент Форма работы: групповая

Слайд 10

Оборудование и реактивы: растворы веществ: HCl , HNO 3 , H 2 SO 4 , NaOH , KOH, Ba (OH) 2 , NaCl , K 2 SO 4 , Na 2 CO 3 , CuSO 4 , CuCl 2 , Pb (NO 3 ) 2 , FeCl 3 , Na 2 S, K 2 SO 3 , CH 3 COONa, KBr , NaNO 3 , лакмус, фенолфталеин.

Слайд 11

Соль Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) Реакция среды Na 2 CO 3 Синий Щелочная CuSO 4 Красный Кислая CuCl 2 Красный Кислая Pb(NO 3 ) 2 Красный Кислая FeCl 3 Красный Кислая Na 2 S Синий Щелочная K 2 SO 3 Синий Щелочная CH 3 COONa Синий Щелочная KBr Фиолетовый Нейтральная NaNO 3 Фиолетовый Нейтральная

Слайд 12

Вывод: соли можно на три группы 1 группа: соли ведут себя по отношению к лакмусу как кислоты (CuSO 4 , CuCl 2 , Pb (NO 3 ) 2 , FeCl 3) 2 группа: соли в растворах ведут себя как щелочи (Na 2 CO 3 , Na 2 S, K 2 SO 3 , CH 3 COONа) 3 группа: соли, растворы которых не изменяют окраску индикатора ( KBr , NaNO 3 )

Слайд 13

1. Если соль образована сильной кислотой и слабым основанием, реакция ее раствора будет кислая. Причина кислой среды – взаимодействие катиона (остатка слабого основания) с молекулами воды. Такое взаимодействие называется гидролизом по катиону. Fe 3+ + 3 НОН → Fe(OH) 3 + 3H + 2. Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет щелочная. Причина щелочной среды – взаимодействие аниона (остатка слабой кислоты) с молекулами воды. Этот процесс называется гидролизом по аниону. CO 3 2- + 2 HOH → H 2 CO 3 + 2 OH – 3. Если соль образована сильной кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет нейтральной. Катионы металла и анионы кислотного остатка таких солей не образуют прочных связей с молекулами воды. Как следствие, в растворах таких солей нет ионов H + и OH – .

Слайд 14

А как ведут себя соли в растворе, образованные слабым основанием и слабой кислотой? Спрогнозируйте результат опыта и аргументировать свой прогноз

Слайд 15

CH 3 COONH 4 + HOH → NH 4 OH + CH 3 COOH CH 3 COO – + NH 4 + + HOH → NH 4 + + OH – + CH 3 COO – + H + HOH → H + + OH –

Слайд 17

Методы исследования Анкетирование Тестирование Критерий «степень обученности »

Слайд 18

Исследование эффективности методической системы проблемного подхода к обучению химии с применением школьного химического эксперимента 1 группа Урок с применением объяснительно-иллюстративной формы обучения Степень обученности ( по Симонову) - 53 % 2 группа Урок с применением химического эксперимента и проблемного обучения Степень обученности – 74 %

Слайд 21

Заключение Таким образом, полученные в результате исследования данные, показывают, что проблемное обучение при демонстрации опытов, способствует повышению эффективности обучения химии. Подобные опыты являются благодатной почвой для формирования диалектического и системного мышления учащихся. А включение таких опытов в процесс обучения позволяет учащимся овладевать логическими методами познания.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль химического эксперимента в обучении химии

Выступление на областном семинаре 2011 года...

Методика химического эксперимента проблемного обучения в системе подготовки к ЕГЭ

В системе подготовки учащихся к ЕГЭ (тестированию) большую роль отводится проблемному обучению и химическим экспериментам....

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Проект педагогического эксперимента "ИКТ как средство реализации проблемного обучения на уроках химии".

Проект показывает возможность реализации проблемного обучения на уроках химии посредством использования ИКТ. Цель проекта - необходимость разработки и систематической реализации технологии пробл...

статья по теме "Формы внутриклассной дифференциации на уроках истории и обществознания для слабовидящих учащихся в процессе использования системы проблемного обучения"

В публикации рассматриваются формы внутриклассной дифференциации на уроках истории  для лиц с ОВЗ ( слабовидящих учащихся)  в процессе использования системы проблемного обучения...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения.

Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения поможет построить урок химии в 9 классе. Создание в учебной деятельности пр...