Рабочая программа по химии 10 класс химико-биологического профиля
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии химико-биологического профиля 10 класс по учебнику Кузнецоой Н.Е.
Программа содержит приложение: контрольные, практические работы, лабораторные опыты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_him_prof_10_kl.docx | 119.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «____»_________2017г
Заместитель директора по УВР
____________/Т.К.Кребенштеин/
Рабочая программа
по химии в 10 классе (углубленный уровень)
учителя биологии и химии Белоусовой Ирины Ивановны
на основе авторской программы Химия: 8-11 классы/ Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара.-М.:Вентана –Граф, 2014г
Рассмотрено на заседании МО.
Протокол № 1
от « »_____________ 2017 г.
Руководитель ШМО
_________________/ И.И.Белоусова/
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Химия как учебная дисциплина позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы. Формировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения , востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитывать человека, осознающего себя частью природы.
Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для химико-биологического профиля общеобразовательной школы, где учащиеся познакомятся с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни, и требований к уровню подготовки выпускников средней школы, что явилось главным принципом ее структурирования.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы,). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными. Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса использован исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции
Цель программы: формирование понимания учащимися необходимости химического образования для объяснения единой научной картины мира, знания и понимания единства химико-биологических процессов протекающих в живых организмах, использования в повседневной жизни человека.
Задачи:
- Обобщить и углубить систему знаний об основных понятиях и законах химии.
- Сформировать умение применять полученные знания для объяснения различных хим.явлений, биологических процессов.
- Развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе изучения хим.науки с использованием разных источников информации, в том числе и компьютерных, оценивать их достоверность;
- Воспитать необходимости химически грамотного отношения к себе, своему здоровью, окружающей среде.
- Использовать полученные знания для грамотного применения различных веществ в быту, медицине и других областях.
- Применять полученные знания и умения для сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации для изучения химии в химико-биологическом классе на профильном уровне. Авторская программа сокращена на 3 часа: со 105 часов в каждом классе до 102 ч. и рассчитана на 102 часа (3 ч в неделю) в 10-ом классе и 102 часа (3 ч в неделю) в 11-ом классе.
При составлении планирования уроков химии в 10-11 классах использовано содержание программы: Химия: программы : 8-11 классы/ Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара.-М.:Вентана –Граф, 2014г ., Химия : 10 класс: профильный уровень : учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Е.Кузнецовой, Н.Н. Гара ,И.М. Титова/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой .- М.: Вентана – Граф, 2013, Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. /Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин ; под ред. Н.Е. Кузнецова , Т.Н. Литвинова , А.Н. Левкин; под редакцией Н.Е. Кузнецовой .- 2-е изд. –М. : Вентана- Граф , 2013, место предмета в Базисном учебном плане МБОУ «Светлинская СОШ»; предусмотрены в рамках отведенного времени часы для проведения в 10 классе практических работ-8 , контрольных работ- 6 ; в 11 классе практических работ-12 , контрольных работ-6.
Практические работы 10кл:
Практическая работа№1 Получение этилена и изучение его свойств.
Практическая работа №2 Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.
Практическая работа№3Исследование свойств анилина.
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме: «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них».
Практическая работа № 5. Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».
Практическая работа № 7. Распознавание пластмасс.
Практическая работа № 8 Распознавание волокон.
Лабораторные работы10кл:
ЛР№1.Определение углерода и водорода в составе органического вещества
ЛР№2. Изготовление моделей молекул углеводородов.
ЛР№3. Изучение свойств природного каучука
ЛР№4. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).
ЛР№5. Растворение глицерина в воде.
ЛР№6. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II).
ЛР№7. Взаимодействие фенола с бромной водой.
ЛР№8. Взаимодействие фенола с раствором щёлочи
ЛР№9. Окисление альдегида гидроксидом меди (II).
ЛР№10. Реакция серебряного зеркала
ЛР№11. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.
ЛР№12. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях.
ЛР№13 . Взаимодействие крахмала с иодом.
ЛР№14. Гидролиз крахмала
ЛР№15.Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки
ЛР№16. Изучение свойств термопластичных полимеров.
ЛР№ 17. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей.
ЛР№ 18. Расплавление капрона и вытягивание из него нитей
Демонстрации 10кл:
Д№1. Слайды, таблицы, кодограммы.
Д№2. Образцы органических веществ, материалов и изделий из них.
Д№3. Модели молекул органических веществ.
Д№ 4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Д№5. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях.
Д№6. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой.
Д№7. Экстракция растворителем.
Д№8. Определение относительной плотности метана по воздуху
Д№9. Определение качественного состава метана по продуктам горения.
Д№10. Взрыв смеси метана с воздухом.
Д№11 Горение метана в хлоре.
Д№12. Замещение в метане водорода хлором.
Д№13. Подтверждение качественного состава высших углеводородов.
Д№14. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету.
Д№15. Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой.
Д№16. Горение этилена .
Д№17. Получение ацетилена карбидным способом., взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой.
Д№18. Горение ацетилена.
Д№19. Образцы природного и синтетических каучуков.
Д№20. Окисление толуола.
Д№21. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием).
Д№22. Взаимодействие этанола с бромоводородом.
Д№23. Взаимодействие глицерина с натрием.
Д№24. Растворимость фенола в воде.
Д№ 25. Взаимодействие расплавленного фенола с натрием.
Д№26. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Д№27. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой
Д№28 Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II).
Д№29. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.
Д№30. Получение уксусного альдегида окислением этанола.
Д№31 Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты.
Д№32. Свойства уксусной и муравьиной кислот как электролитов.
Д№33.Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия.
Д№34. Гидролиз мыла.
Д№35. Получение сложного эфира
Д№36 Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей.
Д№37. Получение красителя анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани
Д№38 Растворимость жиров в растворителях различной природы.
Д№39. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы.
Д№40. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II).
Д№41. Гидролиз сахарозы.
Д№42. Гидролиз целлюлозы.
Д№43. Нитрование целлюлозы.
Д№44. Растворение и осаждение белков.
Д№45. Денатурация белков.
Д№46 Цветные реакции белков
Д№47. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Д№48. Образцы пластмасс.
Д№49. Образцы синтетических каучуков.
Д№50. Образцы синтетических волокон.
Д№51. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров.
Д№52. Деполимеризация полистирола.
Д№53. Получение нитей из смолы лавсана
Лабораторные работы оцениваются выборочно.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
При составлении программы были добавлены часы на изучение следующих тем:
Тема 5.Углеводороды 1час
Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов 2часа
Расчетные задачи на вывод формул органических веществ перенесены из темы 3 «Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация» в тему 1 «Введение в органическую химию»
Содержание курса химии в 10 классе
(102 часа, 3 часа в неделю)
Раздел 1 Теоретические основы органической химии (13 часов )
Тема 1. Введение в органическую химию (3 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии. Отличительный признаки органических веществ. История зарождения и развития химии.
Лабораторный опыт: Определение углерода и водорода в составе органического вещества
Расчётные задачи: 1.Решение задач на вывод формул органических веществ
Тема 2. Теория строения органических соединений ( 2ч)
Теория химического строения A.M. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность A.M. Бутлерова.
Демонстрации: 1. Слайды, таблицы, кодограммы. 2. Образцы органических веществ, материалов и изделий из них.3. Модели молекул органических веществ.
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (3 ч)
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Типы гибридизации атомных орбиталей углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Классификация и номенклатура органических соединений. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5 ч)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.
Демонстрации 1. Плавление, обугливание и горение органических веществ. 2. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. 3. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 4. Экстракция растворителем.
Раздел II
Классы органических соединений (55 ч)
Тема 5. Углеводороды (19 ч)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. номенклатура и изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры (конформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождениеалканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогепопроизводпых алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковиикова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Практическая работа№1 Получение этилена и изучение его свойств.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления.Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов.Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Генетическая связь углеводородов.Применение углеводородов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Демонстрации 1. Определение относительной плотности метана по воздуху 2. Определение качественного состава метана по продуктам горения. 3. Взрыв смеси метана с воздухом.4. Горение метана в хлоре. 5. Замещение в метане водорода хлором. 6. Подтверждение качественного состава высших углеводородов. 7. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету.8. Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. 9. Горение этилена . 10. Получение ацетилена карбидным способом., взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. 11. Горение ацетилена. 12. Образцы природного и синтетических каучуков. 13. Окисление толуола.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Изучение свойств природного каучука
Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов ( 7 ч)
Галогенопроизводные предельных углеводородов (галогеноалканы). Строение, номенклатура, и изомерия. Физические и химические свойства галогеноалканов. Применение. Галогеноалканы.
Расчётные задачи: 1. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «объёмные отношения газов». 2. Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
Тема 7. Спирты. Фенолы. Простые эфиры (8 ч)
Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства.Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Демонстрации. 1. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 2. Взаимодействие этанола с бромоводородом.
3. Взаимодействие глицерина с натрием. 4. Растворимость фенола в воде. 5. Взаимодействие расплавленного фенола с натрием. 6. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 7. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой.
Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II). 4. Взаимодействие фенола с бромной водой. 5. Взаимодействие фенола с раствором щёлочи.
Расчётные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 8. Альдегиды и кетоны (4ч)
Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации.Качественная реакция с фуксипсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин - представитель непредельных альдегидов.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия. Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II).
2. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой. 3. Получение уксусного альдегида окислением этанола.
Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола оксидом меди (II). 2. Окисление альдегида гидроксидом меди (II).
3. Реакция серебряного зеркала
Тема 9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (9 ч)
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.
Практическая работа №2 Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловой , олеиновой кислот. Состав, строение,распространение в природе. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Демонстрации 1. Опыты , иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. 2. Свойства уксусной и муравьиной кислот как электролитов. 3.Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия. 4. Гидролиз мыла. 5. Получение сложного эфира
Расчётная задача: Вычисления по химическим уравнениям , если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
Тема 10. Азотсодержащие соединения (8 ч)
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакцияокисления аминов. Применение и получение.
Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства аминов. Реакции окисления аминов. Применение и получение.
Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав , строение молекул.
Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Практическая работа№3 Исследование свойств анилина.
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме: «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них.»
Демонстрации. 1. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. 2. Получение красителя анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани
Раздел III Вещества живых клеток (18ч)
Тема 11. Жиры (2ч)
Классификация жиров. Жиры – триглецериды: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров.
Демонстрация. Растворимость жиров в растворителях различной природы.
Тема 12.Углеводы (4 ч)
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы.Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека.
Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства.Промышленное получение. Гидролиз сахарозы.
Крахмал. Строение , свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.
Гликоген. Пектин.
Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах.
Демонстрации. 1. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы. 2. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II). 3. Гидролиз сахарозы. 4. Гидролиз целлюлозы. 5. Нитрование целлюлозы.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 2. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. 4. Гидролиз крахмала
Тема 13. Аминокислоты. Пептиды. Белки (8ч)
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона. Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты.Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение: аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение.Четвертичная, структура. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химическиесвойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Метод твердофазного синтеза пептида Б. Меррифилда. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген. Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Практическая работа № 5. Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».
Демонстрации. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков
Расчётные задачи: Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта реакции.
Тема 14. Нуклеиновые кислоты ( 4 ч.)
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. К истории открытия «двойной спирали»
Расчётные задачи: вычисление массы (количества вещества, объёма ) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (16 ч)
Тема 15. Природные источники углеводородов (6 ч)
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.
Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля.
Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Демонстрация. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки
Тема 16 Полимеры и полимерные материалы (7 ч)
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.
Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен,поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.
Практическая работа № 7. Распознавание пластмасс.
Практическая работа № 8. Распознавание волокон.
Демонстрации. 1. Образцы пластмасс. 2. Образцы синтетических каучуков. 3. Образцы синтетических волокон. 4. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров. 5. Деполимеризация полистирола. 6. Получение нитей из смолы лавсана.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей. 3. Расплавление капрона и вытягивание из него нитей
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ (3 ч)
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Меры предотвращения экологических последствий.
11 класс
( 102 часа, 3 часа в неделю)
Содержание курса:
Раздел I. Теоретические основы общей химии (12ч)
Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома (6 ч)
Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s -, р-, d-, f- элементы. Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Теория строения атома — научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.
Демонстрации. 1. Модели молекул. 2. Объёмные и плоскостные модели атомных орбиталей
Тема 2 Методы научного познания (6 ч)
Методология. Метод. Научное познание и его уровни. Эмпирический уровень познания и его методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследовании. Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение; обобщение). Логические приемы и методы.Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез, Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы. Методология учения о периодичности как единства методов эмпирического и теоретического познания.
Практическая работа № 1. Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов IIА-группы).
Демонстрации. 1. Схемы классификации методов и моделей. 2. Технологические схемы производственного синтеза веществ. 3. Эксперимент по синтезу и анализу воды. 4. Качественные реакции для обнаружения веществ и ионов
Раздел II. Химическая статика (учение о веществе) (14 ч)
Тема 3 Строение вещества (6 ч)
Химическая связь и ее виды.Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения. Строение, номенклатура, свойства, практическое значение Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.
Демонстрации. 1. Образцы веществ. 2. Модели молекул, кристаллических решёток. 3. Схемы образования разных видов связи. 4. Образцы аморфных и кристаллических веществ. 5. Плавление хлорида натрия; возгонка иода; изучение тепловой и электрической проводимости металлов. 6. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы.
Лабораторный опыт. Изучение моделей кристаллических решеток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит)
Тема 4 Вещества и их системы (8 ч)
Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе.
Практическая работа №2.Приготовление растворов заданной молярной концентрации.
Демонстрации. 1. Дисперсные системы. 2. Истинные и коллоидные растворы. 3. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем
Раздел III . Учение о химических реакциях (26 ч)
Тема 5. Основы химической термодинамики (5 ч.)
Тепловые эффекты реакции. Термохимическое уравнение.Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная молекулярная энтропия. Энергия Гиббса. Прогнозирование направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.
Демонстрации. 1. Экзо- и эндотермические реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы.
Лабораторный опыт. Осуществление химических реакций разных типов (по выбору)
Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций (7 ч)
Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие па скорость реакции. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Равновесные концентрации. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Простые и сложные реакции.
Практическая работа № 3. Влияние условий на скорость реакции.
Демонстрации. 1. Схемы. 2. Таблицы. 3. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой
Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов (14 ч)
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Протолитическая теория кислотно-основного взаимодействия Бренстеда- Лоури. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно - основные взаимодействия в растворах Электрофил. Нуклеофил . Реакция нейтрализации . Протолиты . Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы.Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Прогнозирование направлений ОВР. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Развитие торий о кислотах и основаниях.
Демонстрации. 1. Схема электролитической диссоциации. 2. Схема растворения в воде ионных и ковалентно-полярных веществ. 3. Схема устройства гальванического элемента и аккумулятора. 4. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения и электрохимическую коррозию. 5. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 6. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена.
Лабораторные опыты. 1. Определение pH биологических жидкостей с помощью универсального индикатора.
2. Одноцветные и двухцветные индикаторы. 3. Окраска индикаторов в различных средах. 4. Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия. 5. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы)
Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы (30ч)
Тема 8. Неметаллы и их характеристика (15ч)
Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Галогены. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды, Кислородсодержащие соединения хлора. Биологическая роль галогенов.
Общая характеристика элементов VIA группы: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера:строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их основные свойства и области применения.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот: строение молекулы, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислота и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применение. Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.
Общая характеристика элементов IVA-группы. Сравнительная характеристика f- элементов IVA-группы и форм их соединений. Углерод: аллотропные видоизменения: графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и ее соли. Кремний: аллотропные модификации, физические и химические свойства. Силан, оксид кремния (IV), кремниевые кислоты, силикаты. Производство стекла.
Практическая работа № 4. Получение аммиака и опыты с ним.
Практическая работа № 5. Получение углекислого газа и опыты с ним.
Практическая работа № 6. Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.
Демонстрации. 1. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. 2. Опыты по электролизу воды, электропроводности водопроводной воды, разложению пероксида водорода, вытеснению галогенов из их солей, получению аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. 3. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. 4. Растворение серной кислоты в воде, гигроскопические свойства серной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной серной кислоты с металлами. 5. Получение и наблюдение растворимости аммиака. 6. Разложение солей аммония при нагревании. 7. Гидролиз солей аммония. 8. Образцы соединения кремния, цемента, изделия из разных видов керамики.
Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на галогенид-ионы. 2. Качественная реакция на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы. 3. Качественная реакция на нитраты (кольцевая проба)
Тема 9 Металлы и их важнейшие соединения (11 ч)
Общая характеристика металлов IA-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.
Общая характеристика металлов IIA-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Краткая характеристика элементов ША-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа II и Ш. Качественные реакции на катионы железа.
Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойств металлов. Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое значение.
Практическая работа № 7. Жёсткость воды и способы её устранения.
Практическая работа № 8. Исследование свойств соединений алюминия и цинка.
Практическая работа № 9. Соединения железа и меди.
Демонстрации. 1. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. 2. Схема получения натрия электролизом расплава щёлочи. 3. Гашение негашёной извести. 4. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, иодом. 5. Гидролиз солей алюминия. 6. Качественные реакции на ионы железа Fe+2 и Fe+3. 7. Образцы сплавов железа. 8. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. 9. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.
Лабораторный опыт. Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов
Тема 10 Обобщение знаний о металлах и неметаллах (4 ч.)
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ. Распространение химических элементов в природе, роль некоторых элементов в растительном и животном мире.
.Раздел V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений (11 ч)
Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ (5 часов )
Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке. Элементооргаиические соединения и их роль в жизни человека.
Практическая работа № 10. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.
Тема 1 2. Химия и жизнь (3 ч)
Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования. Химия и здоровье. Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующе препараты. Наиболее общие правила применения лекарств.
Практическая работа № 11. Знакомство с образцами лекарственных веществ.
Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Химия средств гигиены и косметики.
Практическая работа № 12. Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов
Раздел VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии (7 ч)
Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов
(3 ч.)
Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия; металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака. Новые вещества и материалы.
Демонстрации. 1. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. 2. Модель колонны синтеза для производства аммиака. 3. Схемы производства чугуна и стали
Тема 14. Экологические проблемы химии (4 часа)
Экологические проблемы химических производств. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.
Перечень учебно- методических средств обучения
- Химия: программы : 8-11 классы/ Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара.-М.:Вентана –Граф, 2014г .
- Химия : 10 класс: профильный уровень : учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Е.Кузнецовой, Н.Н. Гара ,И.М. Титова/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой .- М.: Вентана – Граф, 2013
- Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. \ Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Литвинова, А.Н. Левкин ; под ред. Н.Е. Кузнецова , Т.Н. Литвинова , А.Н. Левкин; под редакцией Н.Е. Кузнецовой .- 2-е изд. –М. : Вентана- Граф , 2013.
- Органическая химия.10 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением-М.: Планета, 2012.
- Химия. Универсальный задачник для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и контрольным работам.9-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. В.Н.Доронькина._Ростов н/Д: Легион, 2015.
- Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности: учебно-методическое пособие/под ред. В.Н. Доронькина.- Ростов н/Д: Легион, 2015
- ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ: 2-е изд., перераб. и доп./Савинкина Е.В.- Москва: Издательство АСТ, 2016.
- ЕГЭ. Химия. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Р.А. Лидин.- М.: Издательство «Экзамен», 2016
- Химия. Дидактический материал. 10-11классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /А.М.Радецкий. -2-е изд.М.: Просвещение, 2016.
- Сборник задач, упражнений и тестов по химии:10-11 классы: к учебникам Г.Е.Рудзитиса , Ф.Г.Фельдмана «Химия:10 класс», «Химия :11класс/М.А. Рябов._М.: Издательство «Экзамен», 2017.
- Химия . Успеть за 48 часов.ЕГЭ+ОГЭ/Г.К.Рубцов, С.С.Гамзин, Н.В. Безручко. _Ростов н/Д: Феникс,2017
- Интегрированные уроки химии с применением ИКТ. 8-11классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / И.И.Березенцева, Н.И.Дубинина; сост. И.А.Сыроедова.-М.:Планета, 2017.
- Химия. «Констуктор» текущего контроля. 11класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Ю.Н.Казанцев. – М.: Просвещение, 2012.
- Химия. Эксперт в ЕГЭ/ Ю.Н.Медведев, АЭ. Антошин, Р.А.Лидин.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Мультимедийные учебные пособия:
- Электронном приложении к учебнику по химии « Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2012 г.»
- Органическая химия. Электронный учебник для средней школы.
- 1С:Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2010": готовимся к ЕГЭ по химии.
Интернет-материалы:
- http://www.chem.msu.su/rus/elibrary - Электронная библиотека по химии
- http://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия. Электронный учебник для средней школы.
- http://www.en.edu.. Естественно-научный образовательный портал.
- Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
- http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html - Сборник расчетных задач для работы на спецкурсе "Решение расчетных химических задач".
- http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html - Сборник расчетных задач для работы на спецкурсе "Решение расчетных химических задач".
Учебно-тематический план 10 класс (углубленный уровень) 2017-18 ч.год
№ п/п | Наименование разделов и темы | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | |||||||
Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | ||||||||
Раздел 1 Теоретические основы органической химии (13 часов ) | ||||||||||
1 | Тема 1. Введение в органическую химию | 3 | ||||||||
2 | Тема 2. Теория строения органических соединений | 2 | ||||||||
3 | Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация | 3 | 1 | |||||||
4 | Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений | 5 | 1 | |||||||
Раздел II Классы органических соединений (55 ч) | ||||||||||
5 | Тема 5. Углеводороды | 19 | 1 | 2 | ||||||
6 | Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов | 7 | 1 | |||||||
7 | Тема 7. Спирты. Фенолы. Простые эфиры | 8 | 5 | |||||||
8 | Тема 8. Альдегиды и кетоны | 4 | 3 | |||||||
9 | Тема 9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры | 9 | 1 | 1 | ||||||
10 | Тема 10. Азотсодержащие соединения | 8 | 2 | |||||||
Раздел III Вещества живых клеток (18ч) | ||||||||||
11 | Тема 11. Жиры | 2 | ||||||||
12 | Тема 12.Углеводы | 4 | 4 | |||||||
13 | Тема 13. Аминокислоты. Пептиды. Белки | 8 | 2 | |||||||
14 | Тема 14. Нуклеиновые кислоты | 4 | 1 | |||||||
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (16 ч) | ||||||||||
15 | Тема 15. Природные источники углеводородов | 6 | 1 | |||||||
16 | Тема 16. Полимеры и полимерные материалы | 7 | 2 | 3 | ||||||
17 | Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ | 3 | 1 | |||||||
| Итого: | 102 | 6 | 8 | 18 | |||||
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 10 класс
Тема контрольной работы | Время проведения | |
I полугодие | II полугодие | |
Входная диагностика | ||
Контрольная работа по теме «Теоретические основы органической химии» | ||
Контрольная работа по теме «Углеводороды и их производные» | ||
Контрольная работа по теме «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты» | ||
Контрольная работа по темам «Углеводы. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты» | ||
Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематический планирование 10 класс (профильный уровень) 2017-18 уч. год
№ урока | Название раздела, темы, урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельн. | Дата | |
По плану | Факт | |||||
Раздел 1 Теоретические основы органической химии (13 часов ) | ||||||
Тема 1. Введение в органическую химию (3ч) | ||||||
1 | Предмет и значение органической химии | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
2 | Отличительные признаки органических соединений химии. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛО№1 | ||
3 | Решение задач на вывод формул органических соединений. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | |||
Тема 2. Теория строения органических соединений (2ч) | ||||||
4 | Теория химического строения А. М. Бутлерова | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
5 | Современные представления о строении органических соединений. Изомерия | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (3ч) | ||||||
6 | Электронная природа химических связей в органических веществах Входная диагностика | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | ВД | ||
7 | Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей | 1 | Комбинированный | |||
8 | Классификация и номенклатура органических соединений | 1 | Комбинированный | |||
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5ч) | ||||||
9 | Теоретические основы протекания органических реакций | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
10 | Особенности органических реакций. Механизмы реакций: радикальный и ионный | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
11 | Классификация органических реакций. | 1 | Комбинированный | |||
12 | Обобщение знаний по теме «Теоретические основы органической химии» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | |||
13 | Контрольная работа по теме «Теоретические основы органической химии» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | КР№1 | ||
Раздел II Классы органических соединений (55 ч) | ||||||
Тема 5. Углеводороды (19ч) | ||||||
14 | Предельные углеводороды. Алканы. Строение. Гомологический ряд алканов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№2 | ||
15 | Номенклатура и изомерия алканов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
16 | Электронное и пространственное строение алканов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
17 | Химические и физические свойства алканов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
18 | Получение алканов и их применение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
19 | Циклоалканы. Строение молекул. Физические и химические свойства циклоалканов. Применение. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
20 | Строение молекул алкенов. Изомерия. Номенклатура | 1 | Комбинированный | |||
21 | Алкены. Химические и физические свойства. | 1 | Комбинированный | |||
22 | Алкены. Применение и получение. | 1 | Комбинированный | |||
23 | Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№1 | ||
24 | Алкадиены. Строение, химические и физические свойства. Природный каучук. | 1 | Комбинированный | ЛР№3 | ||
25 | Строение молекул алкинов. Изомерия. Номенклатура. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
26 | Химические и физические свойства ацетилена. | 1 | Комбинированный | |||
27 | Получение и применение ацетилена | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
28 | Ароматические углеводороды. Бензол и его гомологи. Строение. Изомерия. Номенклатура. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
29 | Физические и химические свойства бензола | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
30 | Гомологи бензола. Применение бензола и его гомологов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
31 | Генетическая связь углеводородов | 1 | Комбинированный | |||
32 | Обобщение знаний по теме «Углеводороды» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | |||
Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов (7ч) | ||||||
33 | Галогенопроизводные алканов. Строение. Изомерия. Номенклатура. | 1 | Комбинированный | |||
34 | Физические и химические свойства галогеноалканов. Применение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
35 | Вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | |||
36 | Решение задач на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | |||
37 | Зачёт по решению задач на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | |||
38 | Решение расчетных задач с использованием понятия « объемные отношения газов» | 1 | Комплексное применение знаний и умений | |||
39 | Контрольная работа по теме «Углеводороды и их произодные» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | КР№2 | ||
Тема 7. Спирты. Фенолы. Простые эфиры (8ч) | ||||||
40 | Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
41 | Предельные одноатомные спирты. Состав, строение и физические свойства | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
42 | Получение и химические свойства одноатомных спиртов. Применение спиртов. Простые эфиры. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№4 | ||
43 | Многоатомные спирты | 1 | Комбинированный | ЛР№5,6 | ||
44 | Спирты в природе и жизни человека | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
45 | Фенолы. Состав, строение и физические свойства | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
46 | Химические свойства фенола. Получение и применение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№7,8 | ||
47 | Генетическая связь изученных классов соединений | 1 | Комбинированный | |||
Тема 8. Альдегиды и кетоны (4ч) | ||||||
48 | Альдегиды. Состав, строение, номенклатура | 1 | Комбинированный | |||
49 | Физико - химические свойства альдегидов | 1 | Комбинированный | ЛР№9,10 | ||
50 | Получение и применение альдегидов | 1 | Комбинированный | |||
51 | Кетоны | 1 | Комбинированный | |||
Тема 9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (9ч) | ||||||
52 | Понятие о карбоновых кислотах. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
53 | Физико- химические свойства и получение одноосновных предельных карбоновых кислот. | 1 | Комбинированный | |||
54 | Практическая работа № 2 Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№2 | ||
55 | Отдельные представители одноосновных предельных карбоновых кислот. Мыла | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
56 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
57 | Сложные эфиры | 1 | Комбинированный | |||
58 | Генетическая связь изученных классов соединений. Решение расчетных задач | 1 | Комбинированный | |||
59 | Вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | |||
60 | Контрольная работа по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | КР№3 | ||
Тема 10. Азотсодержащие соединения (8ч) | ||||||
61 | Амины. Состав, изомерия и номенклатура аминов | 1 | Комбинированный | |||
62 | Химические свойства аминов. Применение | 1 | Комбинированный | |||
63 | Ароматические амины и их производные. Анилин. Применение и получение анилина. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
64 | Практическая работа № 3 Исследование свойств анилина | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№3 | ||
65 | Гетероциклические соединения | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
66 | Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека. | 1 | Урок-конференция | |||
67 | Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме: «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них» | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№4 | ||
68 | Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие соединения» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | |||
Раздел III Вещества живых клеток (18ч) | ||||||
Тема 11. Жиры (2ч) | ||||||
69 | Жиры – триглицериды: состав, строение, свойства | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
70 | Жиры в жизни человека и человечества | 1 | Комбинированный | |||
Тема 12.Углеводы (4ч) | ||||||
71 | Понятие об углеводах. Глюкоза. Строение, свойства, применение. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№11 | ||
72 | Сахароза как представитель дисахаридов | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№12 | ||
73 | Крахмал и гликоген | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№13,14 | ||
74 | Целлюлоза. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Применение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
Тема 13. Аминокислоты. Пептиды. Белки (8ч) | ||||||
75 | Аминокислоты: состав, строение, свойства | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
76 | Физические и химические свойства аминокислот, их применение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
77 | Пептиды и полипептиды Нахождение в природе и их биологическая роль | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
78 | Белки. Состав, строение | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
79 | Физические и химические свойства белков | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
80 | Практическая работа № 5 Приготовление растворов белков и изучение их свойств | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№5 | ||
81 | Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток» | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№6 | ||
82 | Решение расчетных задач с использованием понятия « массовая доля выхода продукта реакции» | 1 | Комбинированный | |||
Тема 14. Нуклеиновые кислоты (4ч) | ||||||
83 | Нуклеиновые кислоты - биополимеры | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
84 | Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
85 | Вычисление массы (количества вещества, объёма ) продукта реакции, если известна масса исходного вещества содержащего определенную долю примесей. | 1 | Комбинированный | |||
86 | Контрольная работа по темам «Углеводы. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | КР №4 | ||
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (16 ч) | ||||||
Тема 15. Природные источники углеводородов (6ч) | ||||||
87 | Нефть и продукты её переработки | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№15 | ||
88 | Коксохимическое производство | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
89 | Природный и попутный нефтяной газы | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
90 | Промышленный органический синтез | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
91 | Синтез метанола и этанола. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
92 | Производство уксусной кислоты | 1 | Комбинированный | |||
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы (7ч) | ||||||
93 | Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
94 | Пластмассы | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | ЛР№16 | ||
95 | Практическая работа №7 Распознавание пластмасс | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№7 | ||
96 | Синтетические каучуки | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
97 | Синтетические волокна | 1 | Комбинированный | ЛР№17,18 | ||
98 | Практическая работа № 8 Распознавание волокон | 1 | Применение знаний, умений и навыков | ПР№8 | ||
99 | Композиционные материалы. Лаки. Краски. Клеи. Красители. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ (3ч) | ||||||
100 | Понятие о химической экологии. | 1 | Комбинированный | |||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний. | ИКР | ||
102 | Углеводороды и их производные, вредные для здоровья человека. | 1 | Конференция |
Критерии оценки ответов учащихся по химии
Устный ответ.
Оценка"5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка"4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для СПО (технический профиль)
Рабочая программа по химии для среднего профессионального образования (технический профиль)...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа .Для 11 классов химико-биологического, информационно-математического профилей
По учебном плану Лицея № 20 на изучение физики в 11 химико-биологическом и информационно-математическом классах отводится 136 часов в год, так как физика в этих профилях является предметом, смежным с ...
Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс
Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс...
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...
Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....