Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.
методическая разработка по химии на тему

Медведева Любовь Александровна

Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных  действий, которыми должны владеть учащиеся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

В условиях деятельностного обучения содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения учащихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у учащихся различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.

                                                                                                                                 «Плохой учитель

преподносит истину,

хороший учит её находить»

А.Дистервег

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных  действий, которыми должны владеть учащиеся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

В условиях деятельностного обучения содержание учебного предмета «Химия» выступает как средство введения учащихся в деятельность, характеризующую данную науку. Использование в практике обучения химии системно-деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у учащихся различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную.

Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом.

На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал.

В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся.

Основные результаты применения технологии – осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире.

Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить урок в 10 (профильном) классе по теме

Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов.

1. Цель урока:

  • изучить строение молекул алкенов;
  • выявить их существенные отличия от алканов;
  • спрогнозировать химические свойства алкенов, основываясь на особенностях строения их молекул.

2. Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с гомологическим рядом алкенов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру. Развить полученные ранее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединений по систематической номенклатуре.

Воспитательные – продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, продемонстрировать значимость знаний строения веществ для объяснения их свойств.

Развивающие – на основе теоретических знаний развивать умения учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Тип урока:

урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование:

1. Комплект для построения шаростержневых моделей молекул.

2. Таблица «Схема образования молекулы этилена».

3. Раздаточный материал: Таблица 1 «Гомологический ряд алкенов», таблица 2 «Номенклатура алкенов», таблица 3 «Количественные характеристики химических связей», таблица «Строение молекулы этилена».

4. Учебная литература: Органическая химия. 10 класс, О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин ―М.: Просвещение, 2008.

5. ЦОР Наглядная химия Интерактивные плакаты

ХОД УРОКА.

  1. Мотивация и постановка учебной задачи.

Учитель сообщает учащимся следующую информацию:

На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.

Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.

Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь?

Какова же тема урока?

На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.

Анализируют имеющиеся факты, учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают их.

Называют тему урока:

Алкены, строение, номенклатура, изомерия.

Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Фронтальная беседа.

Раскройте сущность термина «непредельные углеводороды».

Какие углеводороды называются алкенами?

Какова общая формула гомологического ряда алкенов?

Учитель записывает на доске молекулярную формулу этилена. Учащиеся, используя понятие гомологи составляют несколько формул ближайщих гомологов этилена и на основании записанных формул выводят общую формулу гомологического ряда алкенов. Определение «алкены» и общую формулу гомологического ряда алкенов записывают в тетрадь.

Работа в парах.

Задание 1.

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкенам: С4Н8, СН4, С5Н12, С2Н4, С3Н4, С7Н16, СН2, С6Н6, С8Н16, С5Н10.

Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкенов. Назовите алкены.

Учащиеся получают на печатной основе задания, выполняют эти задания и  проверяют друг у друга. Далее идет фронтальная проверка: учащиеся успешно справившиеся с заданием,

объясняют ученикам, которые допустили ошибки правильность выполнения задания.

Выполняя это задание, у учащихся формируется способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения – общая формула гомологического ряда и определение алкенов.

  1. Изучение нового материала, конкретизация и расширение имеющихся знаний о строении углеводородов, номенклатуре, изомерии.

Фронтальная беседа.

Что такое гомологи?

Задание 2.

Напишите структурные формулы первых шести представителей этого гомологического ряда. Назовите их.

Какую номенклатуру вы использовали?

Алкены имеют и тривиальные названия, которыми пользуются и в настоящее время. Их названия указаны в таблице 1.

На основании молекулярных формул, составленных в начале урока, учащиеся записывают структурные формулы и использую предлагаемые таблицы, называют формулы веществ.

Работа с таблицей предполагает совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение и обобщение.

Задание 3. Работа в парах.

Рассмотрите содержание таблицы 2 «Номенклатура алкенов».  

Сформулируйте алгоритм по составлению названий у алкенов.

Работа над составлением алгоритма формирует такие способы познавательной деятельности как системно-информационный анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя химический язык.

Задание 4. Работа в парах.

1 ученик. Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре:

А) СН2 = С – СН2 – СН3 

                 |                

               CH3

Б) СН3 – СН– СН = СН – СН3

                 |

               CH3

В) СН3 – СН– СН = С – СН3

                  |                |  

                CH3          С2H5

2 ученик. Напишите структурные формулы следующих алкенов:

А) 3-метилпентен-1,

Б) 2-метил - 4-этилгексен-2,

В) 2,2-диметил-3-этилгептен-3

Для веществ под буквой А укажите тип гибридизации каждого атома углерода.

Проверьте работы друг у друга.

Используя алгоритм, составленный в предыдущем задании, учащиеся называют алкены и составляют структурные формулы по названиям.

Фронтальная беседа, направленная на изучение электронного строения алкенов.

ЦОР  25. 5. «Образование молекулы этилена».

В каком валентном состоянии находятся атомы углерода, связанные двойной связью?

Сколько орбиталей и какого типа имеет каждый углеродный атом?

Какие виды химической связи образуют двойную связь?

Что такое сигма-связь, что такое пи-связь?

За счет перекрывания каких орбиталей образуется сигма- связь, пи-связь в молекуле этилена?

Учащиеся просматривают флэш-анимации.

Для ответов на вопрос  используют таблицу «Строение молекулы этилена».

В ходе фронтальной беседы у учащихся

формируется умение работать с различными источниками для получения химической информации, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии.

Задание 5. Работа в парах.

Рассмотрите таблицу 3 и ответьте на следующие вопросы:

Какая связь прочнее: двойная или одинарная? Подтвердите характеристиками.

Какая связь прочнее: сигма или пи?

Чему равна энергия сигма связи? Пи-связи?

Какая связь будет разрываться в первую очередь? Какой тип реакции будет характерен для алкенов?

Задание 6. Индивидуальная работа.

Соберите модели молекул этилена, пропилена.

Заполните таблицу «Строение этилена и пропилена».

Чему равен валентный угол Н-С-Н и Н-С-С в молекуле этилена, пропилена?

Каково пространственное строение молекулы этилена, пропилена?

Можно ли центры ядер всех атомов в молекуле расположить в одной плоскости?

Возможно ли вращение атомов углерода относительно С – С  связей в молекуле этилена, пропилена?

Работая в парах, учащиеся самостоятельно выводят новые знания. После обсуждения в парах, подводится итог, по желанию учащиеся озвучивают ответы задания № 5

Данное задание является проблемной задачей, для решения которой ученикам необходимо использовать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений, приведение доказательства выдвигаемых предположений, оно продолжает формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи.

Итогом изучения электронного строения алкенов является самостоятельная работа школьников по заполнению таблицы «Строение этилена и пропилена».

Для выполнения данного задания учащиеся составляют шаростержневые модели структурных формул алкенов, При этом развиваются умения способа моделирования для объяснения строения алкенов и прогнозирования их химических свойств.

Фронтальная работа.

Что такое изомеры? Какие виды изомерии характерны для алкенов?

Задание 7.

Заполните таблицу «Виды изомерии алкенов»

- углеродного скелета

- по положению двойной связи

- межклассовая изомерия (циклоалканы)

- геометрическая (цис-, транс-)

Приведите примеры на каждый вид изомерии.

Все ли алкены имеют геометрические изомеры? Каково необходимое и достаточное условие существования у алкена цис-, транс- изомеров?

Напишите структурные формулы веществ:

Цис-бутен-2, транс- гексен-3, транс-4-метилпентен-2.

После фронтального обсуждения учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Данное задание является проблемной задачей, для решения которой ученикам необходимо использовать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений, приведение доказательства выдвигаемых предположений.

Закрепление осуществляется в ходе выполнения учащимися тестовой работы фронтально (устно). 5 мин

    

  1. Подведение итогов, рефлексия.

С чем вы познакомились сегодня на уроке?

Какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?

Рефлексия учебного занятия необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщённым умениям они научились или учатся.

  1. Домашнее задание. 1-2 мин

Параграф 14. Упр.4,5. Задача 6,7 (на выбор).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Таблица 1. Гомологический ряд алкенов.

Молекулярная формула

Название по ИЮПАК

Тривиальное название

С2Н4

этен

этилен

С3Н6

пропен

пропилен

С4Н8

бутен

бутилен

С5Н12

пентен

амилен

С6Н12

гексен

гексилен

С7Н14

гептен

гептилен

С8Н16

октен

октилен

Таблица 2. Номенклатура алкенов.

СН3 – СН2 – СН = СН2

бутен-1

СН2 = С – СН3

            |

          CH3

 метилпропен

СН3 – СН – СН2 – СН = СН – СН3

            |

          CH3

5-метилгексен-2

СН3 – СН – С = СН – СН2 – СН3

            |         |

          CH3   CH3

2,3-диметилгексен-3

Таблица 3. Количественные характеристики химических связей.

Связь

Длина связи

Энергия связи

С – С

0,154 нм

352 кДж\моль

С = С

0,134 нм

587 кДж\моль

С – Н

0,107 нм

407 кДж\моль

Таблица «Строение молекулы этилена».

F:\ХИМИЯ 10\СТРОЕНИЕ ЭТИЛЕНА.jpg

Алкены. Строение. Номенклатура. Изомерия.

Задание 6.

Соберите модели молекул этилена, пропилена.

Заполните таблицу «Строение этилена и пропилена»

Вопрос для сравнения

Этилен

Пропилен

Чему равен валентный угол Н-С-Н и Н-С-С в молекуле этилена, пропилена?

Каково пространственное строение молекулы этилена, пропилена?

Можно ли центры ядер всех атомов в молекуле расположить в одной плоскости?

Возможно ли вращение атомов углерода относительно С – С  связей в молекуле этилена, пропилена?

Задание 7.

Заполните таблицу «Виды изомерии алкенов»

Виды изомерии алкенов

примеры

Литература и другие источники:

  1. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.
  3. http://benatalia.ucoz.ru/publ/alkeny/tablica_quotstroenie_molekuly_ehtilenaquot/31-1-0-99
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75843/?interface=teacher&class=53&subject=31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Системно-деятельностный подход в обучении химии

Текст выступления по теме "Системно-деятельнстный подход в обучении химии" с презентацией...

Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...

"Системно-деятельностный подход в обучении химии."

Системно-деятельностный подход в обучении химии...

Системно-деятельностный подход при обучении химии

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – л...