Системно-деятельностный подход в обучении химии
статья по химии на тему
Текст выступления по теме "Системно-деятельнстный подход в обучении химии" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_himii.docx | 26.13 КБ |
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_himii.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении химии
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь
Восточная мудрость
Важнейшей задачей современного обучения является не столько приобретение определённых предметных знаний, сколько формирование научного мировоззрения и овладение научно-теоретическим способом мышления. Однако известно, что для развития мышления недостаточно изучения законов математики и логики. В этом случае можно рассчитывать лишь на воспроизведение содержания учебного материала, а не на творческое его использование. Для того, чтобы мышление учащегося стало логичным, необходимо научить его организовывать свою познавательную деятельность таким образом, чтобы он мог самостоятельно раскрывать объективную логику самих изучаемых объектов.
Происходящие в сфере образования изменения заставляют учителя самостоятельно расставлять акценты в методике преподавания, искать новые эффективные приемы обучения, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к школе и результатам образования.
Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- Вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность;
- Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
При организации учебного процесса, с точки зрения системно-деятельностного подхода, главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Образовательный стандарт требует от учителя (в том числе учителя химии) постепенного ухода от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Способствуя формированию логического мышления учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
- Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
Данным требованиям отвечают такие педагогические технологии, как:
- технология личностно-ориентированного обучения, позволяющая сформировать умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Вопросы, касающиеся самого человека, его окружения и жизни непосредственно, всегда вызывают неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях. Например, почему изменяется цвет чая при добавлении в него ломтика лимона? Отчего темнеют украшения из серебра? Что такое активированный уголь и зачем его принимают? Эти вопросы учитель часто даже не задаёт, они возникают у самого ученика, а то, что интересно, будет хорошо изучено;
- технология разноуровневого обучения, осуществляемого на всех этапах урока. Так при письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты двух-трех уровней, составленные таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ, на работу с рисунками и схемами, то есть полностью в соответствии с КИМами. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на закрепление, предлагать дифференцированное домашнее задание. Самостоятельные, проверочные, контрольные работы должны содержать задания обязательного и повышенного уровня сложности. Можно предложить приготовить сообщения, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, презентации, составить кроссворд, опираясь на изученный материал;
- технология проектного обучения позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний: «Насколько вредны БАДы?», «Кока-кола: за и против», «Нестандартное применение лекарств из домашней аптечки»;
- исследовательский метод, позволяющий учащимся выдвигать гипотезу, выбирать путь и отбирать материалы. Ученик становится активным исследователем – активизируется его продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ по химии, когда ученику в ходе работы необходимо выдвинуть предположения о химической активности веществ в растворе, о возможных результатах химических процессов, грамотно и логично представить результаты выполнения лабораторных опытов или домашних экспериментов;
- компьютерные технологии, которые близки и понятны современным детям. Процесс изучения химии становится более интересным, электронные образовательные ресурсы по химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков, что делает их яркими и убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.
Используя основные принципы развивающего обучения и современные технологии, нужно иначе выстраивать урок, целью которого должно стать повышение эффективности обучения школьников, развитие исследовательских умений, осуществление принципа связи обучения с жизнью, а значит формирования основ социальной успешности, интереса к осознанному выбору профессии.
Для достижения этой цели используются различные типы уроков.
- Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.
- Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Образовательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса химии и построение обобщенных норм учебной деятельности.
- Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
Основные этапы урока «открытия» нового знания:
- Вызов
- собственно вызов
- актуализация знаний
На данном этапе тему урока учитель не сообщает, а старается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы через использование ребусов, загадок, кроссвордов, лабиринтов, кластеров, приёмов «Вставь пропущенное слово», «Мозаика» и др.
- Осмысление
- постановка учебной задачи
- открытие нового знания
- составление алгоритма
- первичное закрепление
Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке - учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач - ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений и др.
3. Рефлексия
- самостоятельная работа- самоконтроль
- собственно рефлексия
Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Можно использовать разные формы проведения рефлексии: «Вырази своё отношение к полученным знаниям», «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала», «тест «Я знаю (умею) / я не знаю (не умею)», составление синквейна и др.
Такая модель урока имеет ряд позитивных моментов:
- использование различных способов деятельности,
- реализация всех дидактических принципов развивающего обучения,
- использование многих современных технологий,
- составление алгоритма действий,
- большая накопляемость оценок,
- зрелищные формы проведения урока.
Для реализации системно-деятельностного подхода учителю необходимо представлять незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Для того, чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от учителя требуется умение подбирать соответствующие учебные задачи. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить их, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей, что обеспечивает выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Георг Лихтенберг
Список использованной литературы
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142.
- Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА – ПРЕСС,2008.
- Дендебер с. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподования химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, коопреация в обучении, компьютерные технологии. – М.:5 за знания, 2007. – 112 с.
- Маркович Н. З. учитель биологии и химии МОУ СОШ № 20 г. Екатеринбург. Статья «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии»
- Петерсон л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
- Черменина С.В., учитель химии и географии МКОУ ВСОШ г. Кирово-Чепецка Кировской области. Статья «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии в условиях введения ФГОС»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь Восточная мудрость
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Дидактические принципы системно- деятельностного подхода Принцип деятельности; Принцип непрерывности; Принцип целостности; Принцип минимакса; Принцип психологической комфортности; Принцип вариативности; Принцип творчества
Педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения; Технология разноуровневого обучения; Технология проектного обучения; Исследовательский метод; Компьютерные технологии
Т ипы уроков Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок систематизации знаний Урок развивающего контроля
Э тапы урока « открытия» нового знания 1. Вызов собственно вызов актуализация знаний 2. Осмысление постановка учебной задачи открытие нового знания составление алгоритма первичное закрепление 3. Рефлексия самостоятельная работа- самоконтроль собственно рефлексия
«Вызов»
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
Горение серы в кислороде воздуха S + O 2 = SO 2 ↑ сернистый газ SO 2 + H 2 O ↔ H 2 SO 3 сернистая кислота
СМЕСЬ ВЕЩЕСТВ
«Взаимодействие серы и железа» Fe + S = FeS сульфид железа (II )
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ
C – алмаз, графит, уголь… CO – угарный газ P 4 – белый фосфор NaCl – поваренная соль Н 2 O - вода «Осмысление»
Сравнение свойств дистиллированной и морской воды
Чистые вещества – вещества , которые обладают постоянным составом и постоянными физическими свойствами
Состав воздуха
Смесь – это комбинация из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом
Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
Выпаривание и кристаллизация
Перегонка (дистилляция)
Хроматография
Решите задачу Дана смесь сахара, речного песка и железных опилок. Предложите способ разделения этой смеси.
Как разделить каждую из предложенных смесей? Глина и вода Битое стекло и сахар Песок – глина – древесные опилки
Практическое задание (в парах) 1. Очистите медный купорос от примесей серы и песка, используя имеющееся у вас оборудование 2 .Сравните с одноклассниками полученный результат, оцените правильность выполнения задания «Рефлексия»
«Одним словом» Выберите три слова из предложенных, которые наиболее точно определяют ваше состояние на сегодняшнем уроке Раздражение Злость Радость Покой Интерес Равнодушие Вдохновение Уверенность Тревога Наслаждение Неуверенность Скука Удовлетворение Безразличие
Домашнее задание 1) конспект урока 2) предложите способ разделения смеси древесных опилок, сахара, медных и железных стружек
« Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» Георг Лихтенберг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении химии
В работе раскрывается подход к дифференциации обучения, приводятся примеры и образцы заданий по определённым темам изучения химии...
Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"
Творческая работа по теме: "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.
Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевы...
Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...
"Системно-деятельностный подход в обучении химии."
Системно-деятельностный подход в обучении химии...
Системно-деятельностный подход при обучении химии
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – л...