Системно-деятельностный подход при обучении химии
учебно-методический материал по химии
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_pri_obuchenii_himii.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно - деятельностный подход на уроках химии»
система деятельностного подхода, представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
)
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
-Зачем учить(цель)?
-Чему учить (изменение содержания)?
- Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
Функции универсальных учебных действий включают:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и пособы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и авыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ — слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие — я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Системно-деятельностный подход в преподавании химии.
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;
- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;
-приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
-выявление характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
- информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).
- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста.
Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся (постоянного состава), включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Следующий вопрос, который стоит перед учителем: Как построить урок?
Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем сочетания курса химии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса химии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).
В связи с таким подходом урок выглядит следующим образом.
Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем» На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.
Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.
Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.
Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.
На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы. При этом знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово».
2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов.
3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.
Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ.
Завершает урок «Рефлексия».
Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.
Формы проведения рефлексии.
1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям»
2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»
3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
В качестве наглядного примера предлагаю разработку урока химии в технологии деятельностного метода по теме: «Взаимодействие металлов и основных оксидов с кислотами». 8 класс
Цели урока:
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, применение знания в нестандартных ситуациях.
Образовательная: научить учащихся, используя алгоритмы составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами. Определять состав и выводить формулы продуктов реакции, определять типы соответствующих реакций. - Воспитательная: развивать у обучающихся научное мировоззрение, на основе химического знания. Развивать умения строго, логично и аргументировано обосновывать ответы и делать соответствующие выводы
- Развивающая: развивать у учащихся способности к самостоятельному добыванию знаний, умения выводить и пользоваться соответствующими алгоритмами, общими схемами, применять полученные знания на практике в новых ситуациях и включать их в общую систему знаний
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, печатные таблицы и алгоритмы, растворы серной и азотной кислот, магний, цинк, медь, индикаторы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Цели: Суть той реакции узнать бы вы хотели? | Ответы на вопросы: |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | Цели: ЗАПИСЫВАЕМ ФОРМУЛЫ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОПРЕДЕЛЯЕМ ТИП ХИМ. РЕАКЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА И СОСТАВА ПРОДУКТОВ (обсуждаем порядок записи элементов в составе вещества) ЗАПИСЫВАЕМ КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ, СОБЮЛЮДАЯ ПОРЯДОК ЗАПИСИ ЗНАКОВ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТАВЛЯЕМ ФОРМУЛУ (Ы) ПРОДУКТА (ОВ) РЕАКЦИИ (РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ), ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ РАССТАВЛЯЕМ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ НАД ЗНАКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ НАХОДИМ ЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНЬШЕГО ОБЩЕГО КРАТНОГО ДЛЯ ВАЛЕНТНОСТЕЙ ДЕЛИМ НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ НА ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТЕЙ РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ ДЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАССТАВЛЯЕМ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕД ФОРМУЛАМИ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ И ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ Вывести общую схему реакции данного типа (формулами, или словами) Ребята, а, теперь пользуясь знакомым нам алгоритмом, выполните следующие задания: | -Взаимодействие щёлочей и оснований с кислотами |
Выявление места и причины затруднения | Цели: Организовать диалог учащихся и анализировать результаты пробного составления уравнений реакций металлов и основных оксидов с кислотами с целью выяснения места и причины затруднения. Обозначить во внешней речи причину их ошибок. Mg + HBr —> MgO + HCl —> - Где возникли у вас затруднения, или ошибки, и почему? Что обнаружило пробное действие? Что ты пока не можешь сделать, и почему? Обратите снова внимание на алгоритм составления уравнений реакций. | - Мы не можем определить тип данных реакций, количество и состав продуктов, поскольку мы не изучали такие реакции для кислот. |
Построение проекта выхода из затруднения | Цели: Организовать диалог с учителя с обучающимися с целью обсуждения плана предстоящей работы по решению возникшей проблемы. Выслушать мнения по плану, обсудить подходящие варианты работы. - Ребята, давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня должны заниматься на уроке?
Вывести схему данного типа реакций формулами, или словами | - Научиться составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами. |
Реализация построенного проекта | Цели: Организовать работу учащихся фронтально, или в группах. Обсудить предложенные варианты, выслушать мнения каждого обучающегося. Исправить неверные варианты, с обоснованием причин, и прийти к общему решению проблемы. Вывести общие схемы для каждого типа уравнений реакций. Итак, перед нами первый этап решения задачи Какие вообще вы знаете типы реакций? - Каким образом можно определить неизвестный, новый для вас тип реакции? Что необходимо предпринять? И где мы можем получить ответ? - А что мы делаем дальше, согласно нашему алгоритму? Записывают на доске, с пояснениями. | - Реакции соединения и обмена - Вывести общую схему данного типа реакции с помощью формул, или словами! |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цели: Проговорить в громкой речи решение предложенное на 5-ом этапе. Зафиксировать новое знание в виде общих схем для уравнений реакций. Проговорить отдельно тип реакции металлов и основных оксидов с кислотами, а также состав продуктов реакций. Сделать выводы. - Работаем фронтально. Пример 3-ёх уравнений реакций с оценкой возможности их протекания, составлением формул продуктов, определением типа реакции, обоснованием предложенной формы записи. Используем общие схемы уравнений реакций данного типа. | - Составляют уравнения и проговаривают по алгоритму в громкой речи! |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цели: Организовать самостоятельную работу с целью проверки усвоения нового знания. Помочь учащимся у которых возникли затруднения. Предложить вторую самостоятельную работу и провести её анализ. Проговорить ошибки в громкой речи и их исправление. - Давайте, сейчас выполним самостоятельную работу и проверим, хорошо ли мы усвоили знания, полученные сегодня. Я уверен, что вы все до одного справитесь с этим заданием, а если у кого-то не получится, не расстраивайтесь, мы всегда поможем! Итак, в путь! | - Выполняют самостоятельную работу, сверяют её с эталоном |
Включение в систему знаний и повторение | Цели: Организовать применение учащимися полученных знаний в новой ситуации, в виде решения цепочек превращения веществ с участием металлов и основных оксидов в реакциях с кислотами, в связи с другими классами неорганических соединений. Составление уравнений реакций согласно предложенной схеме превращения веществ. Тут происходит и повторение пройденного материала, и закрепление сегодняшнего и работа на перспективу, когда будем изучать тему: «Генетическая связь неорганических веществ» | - Решают задания и комментируют их в громкой речи! |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цели: Организовать учащимися оценку своих достижений на уроке. Выяснить причины затруднений. Уяснить выполнение целей поставленных в начале урока. - Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке, и чему научились? - Домашнее задание (решить цепочки превращения, представленные на этапе 8)и прощание с классом. | - Ответы учащихся на вопрос, пояснение знаний и алгоритмов, полученных ими. |
Заключенние.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Разнообразные формы деятельности на уроках химии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении химии
В работе раскрывается подход к дифференциации обучения, приводятся примеры и образцы заданий по определённым темам изучения химии...
Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"
Творческая работа по теме: "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.
Тема по самообразованию: Использование системно-деятельностного подхода в обучении химии.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевы...
Системно-деятельностный подход в обучении химии
Текст выступления по теме "Системно-деятельнстный подход в обучении химии" с презентацией...
Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...
"Системно-деятельностный подход в обучении химии."
Системно-деятельностный подход в обучении химии...