Разработка урока. "Кислоты. Общие свойства кислот"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока на тему:
«Кислоты. Общие свойства кислот»
Этот урок мы проводим в форме игры-путешествия.
Цель урока: повторить определение кислот, их состав и классификацию; приступить к изучению общих свойств кислот.
Воспитательные задачи урока: продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием, формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, показать связь между свойствами веществ, их получением и применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.
Оборудование: на демонстрационном столе— концентрированная серная кислота, колба, капельная воронка, индикаторы, вода, чашки Петри, лист бумаги, кусочек ткани, стеклянная палочка; на столах учащихся — концентрированные серная и соляная кислоты, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка.
В начале урока учащимся сообщаю, что им сегодня предстоит увлекательное путешествие по стране кислот. Для урока учащиеся заранее приготовили таблицу — дневник наблюдений, которую они должны заполнить на уроке.
Говорю учащимся, что, прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить их готовность к путешествию. Они отвечают на следующие вопросы: 1. Какие вам известны кислоты? Назовите их химические формулы. 2. Как определить валентность кислотного остатка? 3. По каким признакам классифицируют кислоты?
Далее предлагаю работу с карточками, на которых записаны формулы, например, таких кислот: с одной стороны — HCI, а с другой — H2SO4 нли-Н2СО3 и т. д. Отвечая на мои вопросы, учащиеся должны показать карточку, на которой приведены формулы: а) кислородсодержащей; б) бескислородной; в) одноосновной; г) двухосновной кислот.
Коротко подвожу итог подготовки к уроку и объявляю первую остановку — «Информационная».
Учащиеся обмениваются историческими сведениями об уксусной, соляной, серной и азотной кислотах и характеризуют области их применения. В ходе выступления на доске прикрепляются красочно написанные формулы кислот: НСl, H2S04, HNO3.
Учащиеся отмечают, что общее в составе кислот — наличие атомов водорода. Подвожу их к выводу о том, что общее в составе и строении кислот обусловливает и общие свойства кислот. Именно это им предстоит выяснить на следующей остановке — «Дегустационной».
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: салициловая — сладкая, а никотиновая — горькая). Еще раз подчеркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю им определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты, которая лежит перед каждым на кусочке фольги. Учащиеся записывают первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус.
Поезд отправляется дальше, но красный свет светофора (изображен на доске) предупреждает о том, что следующая остановка «ПТБ» — «Правила техники безопасности».
Провожу демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирую внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Учащиеся должны запомнить: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5 %-ным раствором соды.
Следующая остановка — «Экспериментальная». Обращаю внимание учащихся на то, что, наряду с общими свойствами кислот — вкусом, кислоты отличаются друг от друга по ряду признаков. Рассмотрим это на примере сравнения свойств серной и соляной кислот.
На доске под названием остановки и в дневниках наблюдений учащихся начерчена таблица.
Вертикальные графы таблицы: серная кислота, соляная кислота; горизонтальные графы: 1) химическая формула; 2) физические свойства: а) агрегатное состояние; б) цвет; в) запах; 3) действие на индикатор: а) лакмус, б) метиловый оранжевый.
Учащиеся под руководством учителя готовят растворы кислот, соблюдая правила техники безопасности, наблюдают выделение теплоты при растворении кислот в воде, заполняя горизонтальные графы 1, 2 (а, б, в).
На следующей остановке — «Индикаторной» — заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об индикаторах (лакмусе, метилоранже), а затем весь класс проводит соответствующие опыты и заполняет горизонтальную графу 3 (а, б).
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот; это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Далее сообщаю, что серную и соляную кислоты получают искусственным путем на химических заводах, но, кроме того, многие кислоты встречаются в природе. Предлагаю учащимся с помощью эксперимента выяснить, отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.
Учащиеся действуют индикатором на сок щавеля и яблока и отмечают изменение окраски раствора лакмуса, что дает возможность сделать вывод — минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
Задание на дом: подготовить сообщение об использовании кислот человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие свойства кислот
Урок в 8 кл на тему "Общие свойства кислот" с проведением лабораторной работы по учебнику Рудзитиса....
структура модуля урока "Общие свойства кислот" 8 класс
разработка урока по модульной технологии по теме "Общие свойства кислот" 8 класс. Цели данного урока: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признак...
Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"
Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение...
Урок "Кислоты, их классификация и свойства"
Урок изучения и усвоения новых знаний. На этом уроке у учащихся формируются представления о свойствах кислот с помощью исследовательского эксперимента. ...
Методическая разработка урока "Кислоты"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока химии "Химические свойства кислот" 8 класс
Урок - игра по химии для учащихся 8 класса по УМК Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы ...
Методическая разработка урока-путешествия по теме: «Кислоты. Общие свойства кислот». Химия 8 класс.
laquo;Кислоты. Общие свойства кислот»...