Разработка урока "Кислоты. Состав и классификация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний. Задачи урока: 1. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; формировать умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы; обогатить представление об общем составе и свойств кислот. (предметный результат). 2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат). 3. Развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. (личностный результат). Методы обучения: проблемный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная. Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Кислоты. Состав и классификация.»
8 класс
Дидактическая цель: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний.
Задачи урока:
1. Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием; формировать умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы; обогатить представление об общем составе и свойств кислот. (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).
3. Развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Электронные образовательные ресурсы | |||
Этап 1. Организационный | ||||||
Приветствует ребят: «Я рада Вас сегодня видеть! Сегодня мы на уроке продолжим изучать основные классы неорганических соединений. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют. | Личностные (смыслообразование) | ||||
Этап 2. Проверка домашнего задания. | ||||||
Учитель задает вопросы по пройденному материалу: «Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить:
Учитель предлагает ученикам провести проверочную работу, которая состоит из трех уровней заданий. | Ученики дают ответы. Ученики выбирают свой уровень заданий (на «3», «4», «5» и выполняют задания (см. Приложение Тест).
| Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Электронный справочник по химии. http://fcior.edu.ru/card/3204/trenazher-klassifikaciya-oksidov.html http://fcior.edu.ru/card/4609/trenazher-sostavlenie-formul-oksidov-i-hloridov.html | |||
Этап 3. Подготовка к воспиятию нового материала. | ||||||
Учитель предлагает учащимся совершить путешествие в мир кислот . «Мы сегодня поговорим о кислотах, которые очень важны для человека, т.к. он использует их в практической деятельности. - А что такое кислота? - Какие бывают кислоты ? мы узнаем на сегодняшнем уроке. | Учащиеся записывают тему и слушают задачи урока. | Личностные (смыслообразование) | ||||
Этап 4. Изучение нового материала. | ||||||
Учитель объясняет новый материал, используя интерактивную схему «Значение кислот в жизни человека». Учитель задает вопрос: «Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?» Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт. Пранализировав выводы учитель предлагает познакомится с составом кислот. Учитель задает вопросы:
Учитель знакомит учащихся с классификацией кислот. (см. Интерактивную схему) Учитель предлагает учащимся познакомиться с важнейшими представителями кислот. | Ученики в технологических картах составляют схему о значении кислот (Задание №1) Учащиеся приводят примеры кислот, которые используют в своей жизни и делают вывод, что все кислоты кислые на вкус , а некоторые из них опасны. Учащиеся выдвигают предположение (гипотезу) — индикаторы. Ущащиеся исследуют выданные кислоты - это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах. На основании исследовательских опытов ребята заполняют таблицу и делают выводы. ( Задание №2) Учащиеся делают вывод, что общего в строении кислот и предполагают, что все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом. Из выше сказанного ребята дают определение кислотам. (Задание №3) Учащиеся делаю вывод, что кислоты можно классифицировать по различным признакам и выполняют задание (задание №4). Учащиеся устанавливают закономерности, формулируют теоретические знания об изучаемом объекте. | Познавательные (общеучебные универсальные действии, поиск и выделение необходимой информации) Познавательные ( анализ объектов с целью выделения признаков). Познавательные (Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | Учебник. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_13.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/563218c3-483e-4e89-b4eb-968cff2eac3e/x6_97.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf http://www.fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_03.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm | |||
Этап 5. Обобщение и систематизация знаний. | ||||||
Учитель предлагает всем ученикам поработать с тренажерами по изученной теме и далее анализирует результаты выполнения учащимися заданий. | Ученики выполняют тренажеры. Отрабатывают умения составления формул кислот, закрепляют знания, полученные на уроке. | Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ad-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm | |||
Этап 6. Информация о домашнем задании | ||||||
Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов. | Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з)». | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | ||||
Этап 7. Подведение итогов учебного занятия | ||||||
Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий. Учитель приводит интересную взаимосвязь разных профессий и необходимости знаний о кислотах. | Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок». | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) | Электронное пособие. | |||
Этап 8. Рефлексия | ||||||
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок. | Ученики заполняют технологическую карту (задание №6). | Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Приложение №1
Тест
Проверочная работа (тест)
1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу
а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.
2. Вещество с химической формулой KOH называется
а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.
3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится
а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.
4. Формулы только оксидов приведены в ряду
а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в) Р2О5, BaO, SO3
г) NaOH, Na2O, Cu(OH)2
5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.
1) Na2O | A. Fe(OH)3 |
6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.
1) оксид натрия | A. SO2 |
Технологическая карта ученика 8 класса
Тема: «Кислоты».
- знакомство с кислотами
- Исследование веществ с помощью индикаторов;
- Определение понятия «кислоты», их состав;.
- Классификация кислот.
- Представители кислот.
Задание №1. Заполни схему «Значение кислот»
Задание №2. Заполни таблицу.
Повторим:
- выполнять все указания учителя,
- Не пробовать вещества на вкус,
- пробирку в руки не брать,
- не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
- Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (НСl) | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмусовая бумажка | |||
Фенолфталеин | |||
Метилоранж |
Задание №3. Дать определение кислотам.
Кислоты – сложные вещества, состоящие __________________________________________________________________
Задание №4. Распределите химические формулы кислот в таблицу.
HCl , H2SO4 , HNO3 , H3PO4 , HF , HNO2 , H2CO3 , H2SO3
Кислоты | ||||||
Бескислородные | Кислородсодержащие | Растворимые | Нерастворимые | Одноосновные | Двухосновные | Трехосновные |
Задание №5. Заполни таблицу.
Формулы кислот | Название кислот |
HCl | |
HNO3 | |
HNO2 | |
H2S | |
H2SO4 | |
H2SO3 | |
H3РО4 | |
- Рефлексия
Пришел (а) на урок с мыслью…….
Ухожу с желанием…….
На уроке я узнал (а)…..
Мне запомнилось…
Приложение №2
Традиционные названия кислотных остатков
наиболее распространенных кислот
Формулы кислот | Название кислоты | Кислотный остаток | Название кислотного остатка | |
HCl | соляная (хлороводородная) | Cl- | хлорид | |
HClO | хлорноватистая | ClO- | гипохлорит | |
HClO2 | хлористая | ClO2- | хлорит | |
HClO3 | хлорноватая | ClO3- | хлорат | |
HClO4 | хлорная | ClO4- | перхлорат | |
HF | Фтороводородная(плавиковая) | F- | фторид | |
HBr | Бромоводородная | Br- | бромид | |
HI | иодоводородная | I- | иодид | |
HNO3 | азотная | NO3- | нитрат | |
HNO2 | азотистая | NO2- | нитрит | |
H2SO4 | серная | SO42- | сульфат | |
НSO4- | гидросульфат | |||
H2SO3 | сернистая | SO32- | сульфит | |
H2S | сероводородная | S2- | сульфид | |
H2CO3 | угольная | CO32- | карбонат | |
НCO3- | гидрокарбонат | |||
H2SiO3 | кремниевая | SiO32- | силикат | |
H3PO4 | ортофосфорная | PO43- | ортофосфат | |
НPO42- | гидроортофосфат | |||
Н2PO4- | дигидроотофосфат | |||
HPO3 | метафосфорная | PO3- | метафосфат | |
H3AsO4 | мышьяковая | AsO43- | арсенат | |
HMnO4 | марганцовая | MnO4- | перманганат | |
H2CrO4 | хромовая | CrO42- | хромат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислоты. Состав и классификация.
Открытый урок по химии в 8 классе....
Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"
Первичное знакомство с неорганическими кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....
Урок-лекция по органической химии на тему: "Углеводы, их состав и классификация. моносахариды"
Углеводы - полифункциональные органические кислородосодержащие соединения. Дана классификация углеводов по традиционной схеме. Особое внимание уделено особенностям строения моносахаридов и...
Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"
Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...
Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)
Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)...
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"....
Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...