Разработка урока химии "Химические свойства кислот" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Искендерова Татьяна Олеговна

Урок - игра по химии для учащихся 8 класса по УМК  Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx177.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии

8 КЛАСС

«Химические    свойства    кислот»

D:\Новая папка (12)\Новая папка\0016-008-Kisloty-v-prirode.png

Учитель химии

Искендерова Т.О

МБОУ  «специализированная школа №2»

г.Феодосия

Тема урока : Химические свойства кислот

Цели урока :

  • Образовательные:
  • Повторить  с  учащимися  классификацию  кислот, типы химических реакций;
  • изучить химические свойства кислот.
  • Развивающие:
  • развивать практические навыки;
  • учить анализировать полученную информацию;
  • развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;
  • учить выделять причинно-следственные связи.
  • Воспитательные
  • развивать интерес к предмету;
  • развивать знания о применении химии в быту;
  • учить аккуратности при выполнении химических опытов.

Оборудование и реактивы :карточки с индивидуальными заданиями, карта маршрута, проездные билеты, рисунки «значение кислот», пробирки ,р-ры кислот  HCl .H2SO4.лимонная кислота, фенолфталеин, метилораж цинк , медь ,оксид меди(ll) ,гидрооксид натрия , карбонат натрия ,хлорид бария

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
    2. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
    3. Изучение нового материала (20 мин.)
    4. Закрепление (8 мин.)
    5. Домашнее задание (2 мин.)

Ход  урока :

I. Организационный момент

Учитель : Мы отправляемся сегодня с вами в путешествие по стране кислот, где встретимся с многочисленными ее жителями ,имя которым неорганические и органические кислоты; познакомимся с их внешностью (т.е физическими свойствами),обычаями (химическими свойствами).

II. Актуализация знаний учащихся

Для  проезда вам необходимо будет приобрести билеты в вагоны 1 ,2, 3 –го класса, выполнив следующие задания :

Степень сложности выбирают сами учащиеся

1.Средний уровень (3-й класс)

Соединить стрелками формулу кислоты с ее названием, указать ее основность

H2SO4

H2SO3

H3PO4

HNO3

H2CO3

HCl

Азотная

Серная

Сернистая

Угольная

Соляная

Фосфорная

2.Достаточный уровень

Составить формулы кислот , указать количество зашифрованных кислот

H

H2

Cl

H

H

SO4

H2

NO3

H

H2

CO3

H2

S

H3

PO4

H2

H

Br

H

SO3

H

I

H4

SiO4

H

3.Высокий уровень -  «Третий лишний»

Найти в каждом ряду лишнюю кислоту, дать ей  название .Ответ обосновать

HCl ,  HBr  .HNO3

HClO4 ,,HNO2 ,HCl

H2SO4 ,HNO3, HCl

 HBr   ,HCl , H2SO3

H2SO4 ,H3PO4 ,H2CO3

Взаимопроверка и подведение итога контроля знаний

Билеты куплены. Проверим ,готовы ли вы к путешествию (фронтальная беседа)

-какие вещества называют кислотами ?

-как определить валентность кислотного остатка ?

-по каким признакам классифицируют кислоты ?

III. Изучение нового материала  -«путешествие»

Станция «Теоретическая» - сообщения учащихся

1)На первых этапах развития химии определение понятия «кислота» базировалось на экспериментально установленных свойствах. Так в 17 веке господствовала теория Ламери ,по  которой способность кислот растворять металлы пояснялась тем, что их частицы имеют острые концы.При взаимодействии острые концы кислот входят в частицы металлов

2)На смену этой теории пришла кислородная теория, предложенная в 1778 году Лавуазье.

По этой теории в состав всех кислот входит кислород ,он и определяет их свойства.Но были открыты бескислородные кислоты, которые не имели кислорода,но имели свойства кислот.

3)Представления о кислотах ,близкие к современным , высказал Деви (1814) в своей водородной теории кислот.Согласно этой теории свойства кислот обусловлены наличием в них водорода

4) Свойства кислот лежат в основе областей их применения

HCl >>>>получение водорода

H2SO4 >>>>>производство минеральных удобрений , красителей, пластмасс

HNO3>>>>>производство азотных удобрений ,лекарств, искусственного шелка

H3PO4 >>>>>производство фосфорных удобрений ,клея

5) Давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с кислотами? ( табл.  )

Вывод :Общие черты состава кислот обусловливают  их общие свойства

Это мы должны выяснить на следующей остановке

Станция «Дегустационная»

Помним,что в кабинете химии ничего пробовать на вкус нельзя(ТБ).Но сегодня мы сделаем исключение: попробуем лимонную и салициловую кислоту

Вывод :большинство кислот-кислые на вкус ( исключение – салициловая (сладкая),никотиновая(-горькая)

Станция «Практическая»

Лабораторная работа « Действие кислот на индикаторы»Для определения кислот среди других веществ используют индикаторы –вещества, которые изменяют окраску в кислой среде

Индикатором проверяем лимонную кислоту(р-р) ,сок яблока

Окраска некоторых индикаторов в различных средах

Indicators.png

Станция «Научная» -практическое изучение химических свойств кислот (работа в парах)

Л/работа « Отношение кислот к металлам»

1.Взаимодействие кислот с металлами (HCl.H2SO4 ,Cu ,Fe) Проводим опыт, записываем уравнения возможных реакций.На стр. учебника читаем материал и делаем вывод

Вывод : Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов левее водорода. В результате реакции образуется соль и выделяется водород.

Ряд.jpg

2. Взаимодействие кислот с основными оксидами.(Демонстрация опыта учителем)

  Учащиеся составляют уравнение реакции.

Вывод : В результате реакции  образуются соль и вода.

3. Кислоты реагируют с основаниями  ( выполнение опыта учащимися и составление уравнения)

KOH+HCl→KCl+H2O

2NaOH +H2SO4= Na2SO4 +2H2O

Вывод :Кислоты реагируют с основаниями, образуя соль и воду. 

Реакции обмена между кислотами и основаниями называют реакциями нейтрализации

4. Взаимодействие кислот с солями.  ( выполнение опыта учащимися и составление уравнения)

H2SO4+BaCl2→BaSO4↓+2HCl,

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ 

Для написания уравнений реакций кислот с солями следует пользоваться рядом вытеснения кислот, в котором каждая предыдущая может вытеснить из соли последующую.

Ряд вытеснения кислот

             HNO3

Н2SO4   HCl      H2SO3    H2CO3    H2S    H2SiO3

             H3PO4

                                                                                       

сильные кислоты                                            слабые кислоты  

Вывод : Реакции обмена между кислотами и солями возможны, если в результате образуется практически нерастворимое в воде вещество (выпадает осадок), образуется летучее вещество (газ)

Подведение итога урока совместно с учащимися : Кислоты обладают общими свойствами. Причина – наличие общего (атомов водорода ) в составе    

                                            

IV.Закрепление

Наше путешествие подходит к концу Домой нас доведут эти химические дорожки

Задания группам

1.Составить уравнения возможных реакций

А) H2SO4  и Zn, CuO,  Ag ,

Б)HCl и  Mg ,Cu, Na2O

В) ) H2SO4   и  MgO , KOH .Au

Оценки выставляются тем,кто первым выполнил задание

V. Домашнее задание:

§45(по учебнику Г.Е.Рудзитиса.),стр.155 №3- на «3»

№4 –на «4»

№4,5  -на «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.

Основания в свете электролитической диссоциации....

Разработка урока химии "Комбинированные задачи" 10 класс

Методическая разработка урока химии "Комбинированные задачи" поможет учителю, работающему в 10 классе, отработать с учащимися навыки решения основных типов задач, показать пути решения, комбинированны...

Конспект урока химии "Химические свойства водорода"

Цель: Познакомить учащихся с химическими свойствами и его применением, провести лабораторный опыт, показывающий восстановительные свойства водорода....

Самоанализ урока химии " Химические свойства кислот" 8 класс

Подробный самоанализ урока химии в 8 классе по программе Н,Е, Кузнецовой. Тема урока" Химические свойства кислот"....

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...

План-конспект урока химии "Химические явления", 8 класс

В материале содержатся цели и задачи урока, а также подробное описание хода урока с применением эксперимента....

урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...