Разработка урока химии "Химические свойства кислот" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок - игра по химии для учащихся 8 класса по УМК Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 177.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии
8 КЛАСС
«Химические свойства кислот»
Учитель химии
Искендерова Т.О
МБОУ «специализированная школа №2»
г.Феодосия
Тема урока : Химические свойства кислот
Цели урока :
- Образовательные:
- Повторить с учащимися классификацию кислот, типы химических реакций;
- изучить химические свойства кислот.
- Развивающие:
- развивать практические навыки;
- учить анализировать полученную информацию;
- развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;
- учить выделять причинно-следственные связи.
- Воспитательные
- развивать интерес к предмету;
- развивать знания о применении химии в быту;
- учить аккуратности при выполнении химических опытов.
Оборудование и реактивы :карточки с индивидуальными заданиями, карта маршрута, проездные билеты, рисунки «значение кислот», пробирки ,р-ры кислот HCl .H2SO4.лимонная кислота, фенолфталеин, метилораж цинк , медь ,оксид меди(ll) ,гидрооксид натрия , карбонат натрия ,хлорид бария
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
3. Изучение нового материала (20 мин.)
4. Закрепление (8 мин.)
5. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока :
I. Организационный момент
Учитель : Мы отправляемся сегодня с вами в путешествие по стране кислот, где встретимся с многочисленными ее жителями ,имя которым неорганические и органические кислоты; познакомимся с их внешностью (т.е физическими свойствами),обычаями (химическими свойствами).
II. Актуализация знаний учащихся
Для проезда вам необходимо будет приобрести билеты в вагоны 1 ,2, 3 –го класса, выполнив следующие задания :
Степень сложности выбирают сами учащиеся
1.Средний уровень (3-й класс)
Соединить стрелками формулу кислоты с ее названием, указать ее основность
H2SO4 H2SO3 H3PO4 HNO3 H2CO3 HCl | Азотная Серная Сернистая Угольная Соляная Фосфорная |
2.Достаточный уровень
Составить формулы кислот , указать количество зашифрованных кислот
H | ||||||||||
H2 | Cl | H | ||||||||
H | SO4 | H2 | NO3 | H | ||||||
H2 | CO3 | H2 | S | H3 | PO4 | H2 | ||||
H | Br | H | SO3 | H | I | H4 | SiO4 | H |
3.Высокий уровень - «Третий лишний»
Найти в каждом ряду лишнюю кислоту, дать ей название .Ответ обосновать
HCl , HBr .HNO3
HClO4 ,,HNO2 ,HCl
H2SO4 ,HNO3, HCl
HBr ,HCl , H2SO3
H2SO4 ,H3PO4 ,H2CO3
Взаимопроверка и подведение итога контроля знаний
Билеты куплены. Проверим ,готовы ли вы к путешествию (фронтальная беседа)
-какие вещества называют кислотами ?
-как определить валентность кислотного остатка ?
-по каким признакам классифицируют кислоты ?
III. Изучение нового материала -«путешествие»
Станция «Теоретическая» - сообщения учащихся
1)На первых этапах развития химии определение понятия «кислота» базировалось на экспериментально установленных свойствах. Так в 17 веке господствовала теория Ламери ,по которой способность кислот растворять металлы пояснялась тем, что их частицы имеют острые концы.При взаимодействии острые концы кислот входят в частицы металлов
2)На смену этой теории пришла кислородная теория, предложенная в 1778 году Лавуазье.
По этой теории в состав всех кислот входит кислород ,он и определяет их свойства.Но были открыты бескислородные кислоты, которые не имели кислорода,но имели свойства кислот.
3)Представления о кислотах ,близкие к современным , высказал Деви (1814) в своей водородной теории кислот.Согласно этой теории свойства кислот обусловлены наличием в них водорода
4) Свойства кислот лежат в основе областей их применения
HCl >>>>получение водорода
H2SO4 >>>>>производство минеральных удобрений , красителей, пластмасс
HNO3>>>>>производство азотных удобрений ,лекарств, искусственного шелка
H3PO4 >>>>>производство фосфорных удобрений ,клея
5) Давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с кислотами? ( табл. )
Вывод :Общие черты состава кислот обусловливают их общие свойства
Это мы должны выяснить на следующей остановке
Станция «Дегустационная»
Помним,что в кабинете химии ничего пробовать на вкус нельзя(ТБ).Но сегодня мы сделаем исключение: попробуем лимонную и салициловую кислоту
Вывод :большинство кислот-кислые на вкус ( исключение – салициловая (сладкая),никотиновая(-горькая)
Станция «Практическая»
Лабораторная работа « Действие кислот на индикаторы»Для определения кислот среди других веществ используют индикаторы –вещества, которые изменяют окраску в кислой среде
Индикатором проверяем лимонную кислоту(р-р) ,сок яблока
Окраска некоторых индикаторов в различных средах
Станция «Научная» -практическое изучение химических свойств кислот (работа в парах)
Л/работа « Отношение кислот к металлам»
1.Взаимодействие кислот с металлами (HCl.H2SO4 ,Cu ,Fe) Проводим опыт, записываем уравнения возможных реакций.На стр. учебника читаем материал и делаем вывод
Вывод : Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов левее водорода. В результате реакции образуется соль и выделяется водород.
2. Взаимодействие кислот с основными оксидами.(Демонстрация опыта учителем)
Учащиеся составляют уравнение реакции.
Вывод : В результате реакции образуются соль и вода.
3. Кислоты реагируют с основаниями ( выполнение опыта учащимися и составление уравнения)
KOH+HCl→KCl+H2O
2NaOH +H2SO4= Na2SO4 +2H2O
Вывод :Кислоты реагируют с основаниями, образуя соль и воду.
Реакции обмена между кислотами и основаниями называют реакциями нейтрализации
4. Взаимодействие кислот с солями. ( выполнение опыта учащимися и составление уравнения)
H2SO4+BaCl2→BaSO4↓+2HCl,
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑
Для написания уравнений реакций кислот с солями следует пользоваться рядом вытеснения кислот, в котором каждая предыдущая может вытеснить из соли последующую.
Ряд вытеснения кислот |
HNO3 Н2SO4 HCl H2SO3 H2CO3 H2S H2SiO3 H3PO4
сильные кислоты слабые кислоты |
Вывод : Реакции обмена между кислотами и солями возможны, если в результате образуется практически нерастворимое в воде вещество (выпадает осадок), образуется летучее вещество (газ)
Подведение итога урока совместно с учащимися : Кислоты обладают общими свойствами. Причина – наличие общего (атомов водорода ) в составе
IV.Закрепление
Наше путешествие подходит к концу Домой нас доведут эти химические дорожки
Задания группам
1.Составить уравнения возможных реакций
А) H2SO4 и Zn, CuO, Ag ,
Б)HCl и Mg ,Cu, Na2O
В) ) H2SO4 и MgO , KOH .Au
Оценки выставляются тем,кто первым выполнил задание
V. Домашнее задание:
§45(по учебнику Г.Е.Рудзитиса.),стр.155 №3- на «3»
№4 –на «4»
№4,5 -на «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.
Основания в свете электролитической диссоциации....
Разработка урока химии "Комбинированные задачи" 10 класс
Методическая разработка урока химии "Комбинированные задачи" поможет учителю, работающему в 10 классе, отработать с учащимися навыки решения основных типов задач, показать пути решения, комбинированны...
Конспект урока химии "Химические свойства водорода"
Цель: Познакомить учащихся с химическими свойствами и его применением, провести лабораторный опыт, показывающий восстановительные свойства водорода....
Самоанализ урока химии " Химические свойства кислот" 8 класс
Подробный самоанализ урока химии в 8 классе по программе Н,Е, Кузнецовой. Тема урока" Химические свойства кислот"....
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...
План-конспект урока химии "Химические явления", 8 класс
В материале содержатся цели и задачи урока, а также подробное описание хода урока с применением эксперимента....
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...