Общие свойства кислот
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Урок в 8 кл на тему "Общие свойства кислот" с проведением лабораторной работы по учебнику Рудзитиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_svoystva_kislot.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Турицына Е.Н.
Урок на тему «Общие свойства кислот».
Цели:
- Повторить определение кислот, их состав, классификацию; приступить к изучению общих свойств кислот;
- Продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием, формирование умений наблюдать, анализировать опыты, делать выводы;
- Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, показать связь между свойствами веществ, их получением и применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.
- Продолжить развитие мышления, умений работать с литературой, умений слушать друг друга.
Оборудование: на демонстрационном столе H2SO4, H2O, химический стакан, воронка, лучинка, кодоскоп, магнитофон, магнитная доска;
на столах учащихся: штатив с пробирками, колба с водой, H2SO4, HCl, Zn, Fe, Cu, фарфоровая чашка с лимоном, лакмус, м-о. лучинка, стеклянная палочка.
Таблица по ТБ.
Таблички - остановок.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Опрос. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по стране кислот. Прежде чем в него отправиться, необходимо проверить вашу готовность.
1. Устно:
а) Какие вам известны кислоты?
б) Как определить валентность кислотного остатка?
в) По каким признакам классифицируют кислоты?
2. Работа с карточками:
Составить модели молекул кислот.
3. Задания на первой парте – выбрать формулы оксидов и кислот. Назвать их. CuO, Na2O, KCl, H2SO4, AlCl3, BaO, H3Po4, H2O, MgCO3, HNO3, Li2O.
- Изучение н/м и закрепление. Мы повторили формулы и названия кислот и теперь можем отправиться в путешествие. Тема урока «Общие свойства кислот» (запишите). Первая остановка «Информационная». Послушаем небольшие сообщения о кислотах(выступления учащихся ).
Что же общего в составе всех кислот? Вероятно общее в составе и строении кислот обуславливает и общие свойства кислот. Именно это и предстоит выяснить на следующей остановке «Дегустационной».
Кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта вы можете назвать некоторые из них? Борная – полоскание горла; лимонная, щавелевая, яблочная и др. Какие они на вкус? Самая первая кислота, видимо, познакомился человек – уксусная – она образуется при скисании виноградного вина. И где используется?
Известно около 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту – сильнейший яд. Есть и сладкие – салициловая кислота, и горькие – никотиновая.
Вы узнаете, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение Техники Безопасности. Но сегодня я разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты. Что же можно сказать о вкусе кислот?
Большинство кислот кислые на вкус.
Мы отправляемся дальше. Но внимание- красный цвет ПТБ.
Сегодня мы знакомимся с ПТБ при работе с кислотами. Концентрированная кислота H2SO4 и HCl, а также их растворы могут вызвать при неправильном пользовании ожог. Если это случилось, то место ожога нужно промыть H2O и 5% раствором соды. Особенно внимательно надо быть при работе с H2SO4.
Д/о. Действие концентрированной серной кислоты на бумагу и ткань.
Разбавление серной кислоты. Что к чему прилить? В связи с выделением большого количества теплоты при растворении H2SO4, наблюдается разогревание пробирки. Если наоборот влить H2O в H2SO4 будет вот что наблюдаться. H2O имеет меньшую плотность и окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо и прожечь одежду.
Какое же правило разбавления H2SO4 можно сформулировать?
Плакат: «Не лей воду в серную кислоту».
Следующая остановка «Экспериментальная». Наряду с общим свойством кислот – вкусом, кислоты отличаются друг от друга по ряду признаков. Рассмотрим это на примере сравнения свойств в серной и соляной кислот.
На доске таблица.
Название | Формула | Свойства растворов | Действие на индикатор | Действие на металл | |||||
цвет | запах | состояние | ФФ | лакмус | Zn | Fe | Cu | ||
соляная | HCl | бесцветная жидкость | резкий | дымит | - | красный | + | + | - |
серная | H2SO4 | бесцветная масляная жидкость | нет запаха | обуглив., поглощает влагу | - | красный | + | + | - |
Проведение лабораторного опыта.
а) Внешний вид. Что можете сказать? Как можно различить кислоты?
б) Приготовим раствор .
Как же отличить растворы кислот от растворов других веществ? Это мы узнаем на остановке «Индикаторная».
Сообщение учащегося об индикаторах.
Лакмус в кислоте красный. H2SO4 и HCl – это минеральные кислоты, а будут ли менять цвет лакмус в растворах органических кислот(на примере лимонной кислоты). Какой же вывод? Минеральные и органические кислоты имеют общие свойства, обусловленные общностью строения. А именно?
С физическими свойствами мы познакомились, нашли общее и особое в свойствах кислот. А как вы думаете – какие химические свойства будут характерны для кислот, ведь не просто так мы их изучаем в теме «Водород».
Проверим это?
Л/о.Взаимодействие кислот с металлами.
Что наблюдаете? Какой газ выделяется? Как проверить? Металлы реагирует с кислотой, но не все. Постарайтесь связать результаты опыта с вытеснительным рядом металлов (ряд электрохимических напряжений металлов на стр.68). Какой вывод можно сделать о взаимодействии металлов с кислотами?
Что же мы сегодня узнали на уроке ?
Экспериментальная задача.
Даны три пробирки с растворами поваренной соли, хлороводородной кислоты, серной кислоты. Определите эти вещества.
Задание через кодоскоп. Определите какие из металлов( алюминий, медь, серебро, магний) будут взаимодействовать с соляной кислотой.
Подвожу итог урока. Выставляю оценки .Даю домашнее задание.
Д/з. §28 у.7 на стр. 70 (1-8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислоты. Свойства кислот.
Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....
Кислоты. Свойства кислот.
Конспект урока химии в 8 классе по теме Кислоты. Свойства кислот. ...
структура модуля урока "Общие свойства кислот" 8 класс
разработка урока по модульной технологии по теме "Общие свойства кислот" 8 класс. Цели данного урока: Дать понятия о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признак...
Общие свойства органических и неорганических кислот. Урок в 11 классе
Сравнивая свойства органических и неорганических кислот, приходим к выводу, что они имеют сходства и различия....
Разработка урока. "Кислоты. Общие свойства кислот"
Методическая разработка урока....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....
Методическая разработка урока-путешествия по теме: «Кислоты. Общие свойства кислот». Химия 8 класс.
laquo;Кислоты. Общие свойства кислот»...