Рабочая программа по физической химии и тематическое планирование
рабочая программа по химии на тему

Зайнутдинов Рамиль Равильевич

Рабочая программа и тематическое планирование по физической химии разработаны для специалистов переработки нефти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

 «Оренбургский государственный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: ОП.05 Физическая и коллоидная химия

Специальность: 18.02.09 Переработка нефти и газа

Оренбург, 2017

Рассмотрено и одобрено на заседании

МЦК преподавателей технического и технологического обеспечения производства

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________/Федорова Л.В./

«___»_______________2016г.

Протокол №______от________2016г.

Председатель МЦК

______________/Туркевич С.Г./

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «23» апреля 2014 г. № 401.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Разработчик:


СОДЕРЖАНИЕ

1.   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….6

3.     УСЛОВИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ……………..12 ДИСЦИПЛИНЫ

4.     КОНТРОЛЬ        И        ОЦЕНКА        РЕЗУЛЬТАТОВ        ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………....13


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ

  1. Областьпримененияпрограммы

Программа учебной дисциплины ОП.05 Физическая и коллоидная химия является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Код

Наименованиерезультатаобучения

У 1

выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы гальванических элементов;

У2

находить в справочной        литературе показатели физико-химических свойств веществ и их соединений;

У3

определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций;

У4

строить фазовые диаграммы;

У5

производить расчеты параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия;

У6

рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций;

У7

определять параметры каталитических реакций.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Код

Наименованиерезультатаобучения

З 1

закономерности протекания химических и физико-химических процессов;

З2

законы идеальных газов;

З3

механизм действия катализаторов;

З4

механизмы гомогенных и гетерогенных реакций;

З5

основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии;

З6

основные методы интенсификации физико-химических процессов;

З7

свойства агрегатных состояний веществ;

З8

сущность и механизм катализа;

З9

схемы реакций замещения и присоединения;

З10

условия химического равновесия;

З11

физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы;

физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов.

1.4.Изучение дисциплины способствует формированию следующих компетенций:

Код

Наименованиерезультатаобучения

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии  для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1.

Контролироватьэффективностьработыоборудования.

ПК 1.2.

Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса.

ПК 1.3.

Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.

ПК 2.1.

Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.        

ПК 2.2.

Контролировать качество сырья, получаемых продуктов.

ПК 2.3.

Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.

ПК 3.1.

Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.

ПК 3.2.

Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.

ПК 3.3.

Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.

ПК 4.1.

Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.

ПК 4.2.

Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.

ПК 4.3.

Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов,в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;

самостоятельной работы обучающегося 71 час.


2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

213

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

142

в том числе:

практические занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:

71

Промежуточная аттестация в форме экзамен  в 4 семестре


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Физическая и коллоидная химия

Наименованиеразделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объемчасов

Уровеньосвоения

1

2

3

4

Раздел 1.Физическая химия

Тема 1.1. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний веществ

Содержание учебного материала

14

1

1

Введение

2

Агрегатныесостояниявеществ

3

Жидкости и твердыетела

Практическиезанятия:

8

2

1 Определение плотности и вязкости жидкости

2 Расчеты по определению вязкости жидкости

Самостоятельная работа обучающихся

1.Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова (доклад)

2. Смеси. Способы разделения смесей (сообщение)

16

3

Тема 1.2.Химическаятермодинамика

Содержаниеучебногоматериала

14

1

1

Основныепонятияхимическойтермодинамики

2

Первыйзаконтермодинамики

3

Второйзаконтермодинамики

4

Третийзаконтермодинамики

5

Термодинамическиепотенциалы

Практическиезанятия

22

2

3

3

1.Условиясамопроизвольногопротеканияпроцессов

2.Химическаятермодинамика

3.Тепловойэффектреакции

4.Энтропия

5.Фазовые равновесия. Адсорбция. Химический потенциал. Фугитивность.

Самостоятельная работаобучающихся

1.Коэффициент полезного действия тепловой машины (реферат)

8

Тема 1.3.


Тема 1.3.

Химическое равновесие и кинетика химических реакций

Тема1.4.

Содержание учебного материала

16

1

2

3

1

2

3

1

2

2

1

Химическое равновесие. Качественные законы смешения равновесия.

2

Основной закон химической кинетики

3

Теорияактивныхстолкновений в свете учения о химической кинетике

4

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

5

Химическая термодинамика и кинетика

Практическиезанятия

6

1. Решение задач по теме «Химическое равновесие»

2. Качественные задачи на смешение равновесия.

3. Каталитические реакции

4.Отдельные классы каталитиченскихреакций: цепные, фотохимические, радиационно-химические (кинетические особенности процессов)

5. Химическаякинетика и катализ

Самостоятельная работа обучающихся

.Условия смещения химического равновесия  и скорость химических реакций (решение расчетных задач)

17

Тема 1.4.

 Катализ

Содержаниеучебногоматериала

14

1

Виды катализа. Представление о катализе.

2

Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ.

3

Теории подбора катализатора химических процессов: крекинга, риформинга, пиролиза. Уравнение Ленгмюра.

Практические занятия

6

        6

11.Катализ в разбавленных и концентрированных растворах.

12. Катализ твердой фазы.

13. Катализ в газовой фазе.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Адсорбция, ее виды и значение для катализа.

10

Тема 1.5. Растворы

Содержание учебного материала

8

Растворы неэлектролитов. Законы Рауля и Генри. Растворы электролитов. Произведение растворимости и изобарно-изотермический потенциал. Коллигативные свойства растворов.  

Практические занятия

4

Расчеты осмотического давления. Расчеты по уравнению Шредера.

Самостоятельная работа обучающихся. Расчеты по закону Рауля для бинарных растворов.Многокомпонентные растворы на примере нефти.

4

Тема 1.6. Электрохимия

Содержание учебного материала

8

1

Электропроводность растворов электролитов и неэлектролитов. Активность электролитов. Гальванический элемет.

2

Электролиз. Законы электролиза. Расчеты напряжения для получения металлов из растворов.

Практическиезанятия

6

1.Элетрофорез применение в промышленности, аналитической химии, медицине.

2.Расчет изменений термодинамических функций электрохимических реакций.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Классификация электродов

2.Коррозия металлов. Методы борьбы с ней

3.Устройство и работа аккумулятора

10

3

1

2

3

Раздел 2.Коллоидная химия

Тема 2.1

Дисперсные системы

Содержание учебного материала

10

1

2

Понятия о дисперсных системах, поверхностные явления. Получение дисперсных систем путем конденсации. Получение дисперсных систем путем дробления. Мицеллы и их виды. Общие принципы получения мицелл. Мицеллы нефти. Устойчивость и коагуляция дисперсных систем. Коллоидные поверхностно-активные вещества.

Практическиезанятия

8

1.Методыопределения поверхностного натяжения: статическое, полустатическое, динамическое. Метод счета капель - сталагмометрический метод.

2. Растекание и смачивание. Правило Антонова. Приготовление дисперсных систем. Химическая конденсация.

3.Свойствадисперсныхсистем

Самостоятельная работа обучающихся

1.Методы получения коллоидных растворов (таблица) Использование коллоидных растворов в быту (творческая работа)

6

Всего с самостоятельной работой обучающихся:

213

обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета химических дисциплин и и лаборатории физической и коллоидной химии.

Оборудованиеучебногокабинета:

  1. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
  2. Таблица растворимости кислот, солей и оснований.
  3. Таблицаэлектродныхпотенциалов.
  4. Таблица стандартных значений термодинамических параметров.

Оборудованиелаборатории:

№п/п

Наименование

1.

Ареометрыот 1,00 до 0,70

2.

Ареометрыот 1,00 и выше

3.

Бюретки  25-50 мл

4.

Бюксы стеклянные с притертыми крышками

5.

Воронкистеклянные

6.

Делительныеворонки

7.

Капельницы

8.

Колбы конические Эрленмейера, различной вместимости

9.

Колбымерные  50-1000 мл

10.

Колбыхимические

11.

Пробирки

12.

Пипеткипростые

13.

Пипеткимерные: Мора, градуированные

14.

Посуда фарфоровая:

Стаканы, воронки, тигли, ступка с пестиком

15.

Промывалки

16.

Приспособлениядлямикрофильтрования

17.

Реактивнаясклянка с пипеткой

18.

Стеклянныепалочкидляперемешивания

19.

Стаканы химические от 50 до 1000 мл

20.

Термометрысошкалой 100,150,200,250,300,360

21.

Цилиндрымерныеразнойвместимости

22.

Эксикаторы

23.

Баняводяная

24.

Баняпесчаная

25.

Муфельнаяэлектрическаяпечь

26.

Мешалкамагнитная

27.

Приборыдлявзбалтывания (встряхивания)

28.

Шкафсушильныйэлектрический

29.

Штативы металлические с набором муфт, лапок, колец

30.

Весы аналитические с набором разновесов

31.

Спектрофотометры

32.

Фотоколориметр «ФЭК-М»

33.

ЛабораторныйрН-метр

34.

Хроматографическаябумага

35.

Фильтровальнаябумага

36.

Индикаторыбумажные


  1. Информационноеобеспечениеобучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет- ресурсов.

Основныеисточники:

  1. Белик, В. В. Физическая и коллоидная химия [Текст]: учебник для студентов обра-зовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Белик, К. И. Киенская. - М.: Академия, 2011. - 288 с.
  2. Гельфман, М. И. Коллоидная химия [Текст]: учебник / М. И. Гельфман, О. В. Кова-левич, В. П. Юстратов. - [СПб.и др.]: Лань, 2011. - 333 с.

Дополнительныеисточники:

  1. Хмельницкий, Р. А. Физическая и коллоидная химия [Текст]: учебник для студен-тов сельскохозяйственных специальностей вузов / Р. А. Хмельницкий. - М.: Аль-янС, 2009. - 400 с.
  2. Шершавина, А.А. Индивидуальные задания по коллоидной химии [Текст]: учебное пособие / А. А. Шершавина. - Минск: Новое знание, 2008. - 276 с.


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы гальваническихэлементов;

-находить в справочной литературе показатели физико-химических свойств веществ и ихсоединений;

-определять концентрацию реагирующих веществ и скоростьреакций;

-строить фазовыедиаграммы;

-производить расчеты параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химическогоравновесия;

-рассчитывать тепловые эффекты и скорость химическихреакций;

-определять параметры каталитическихреакций.

Наблюдение и оценка на

практических занятиях, оценка

Устный опрос, оценка

Тестирование, оценка

Экзамен, оценка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

закономерности протекания химических и физико-химических процессов;

-законы идеальныхгазов;

-механизм действиякатализаторов;

-механизмы гомогенных и гетерогенныхреакций;

-основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики итермохимии;

-основные методы интенсификации физико-химическихпроцессов;

-свойства агрегатных состоянийвеществ;

-сущность и механизмкатализа;

-схемы реакций замещения иприсоединения;

-условия химическогоравновесия;

-физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы;

- физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов.


  • способность        контролировать        свое поведение, свои эмоции, настроение;
  • умение воздействовать на партнера общения и др.

ОК 7. Брать на себя от-ветственность за рабо- ту членов команды (подчиненных), ре- зультат выполнения заданий

  • умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;
  • умение реализовывать поставленные цели в деятельности;
  • умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

интерпретация результатов наблюдений        за обучающимися

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообра-зованием, осознанно планировать повыше- ние квалификации

  • демонстрация стремления к самопознанию,        самооценке, саморегуляции и саморазвитию;
  • умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;
  • владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений;
  • умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью
  • умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной        деятельности, определять соответствующий конечный продукт;
  • умение реализовывать поставленные цели в деятельности;
  • понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере;

интерпретация результатов наблюдений        за обучающимися; участие        в

семинарах, диспутах

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной дея-тельности

  • проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;
  • понимание роли модернизации технологий        профессиональной деятельности
  • умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;
  • умение ориентироваться в информационном        поле профессиональных технологий.

интерпретация результатов наблюдений        за обучающимися; участие        в

семинарах        попроизводственнойтематике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование

В данном документе представлена рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование, для учащихся 1-4 классов 2012-2013 уч. год...

рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс

Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...

Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 5 класса по "Forward"

Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы М.В. Вербицкой, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд   к УМК «Forward-5...

Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 5 класса по М.З.Биболетовой

Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы Биболетова М.З   к УМК «Enjoy English 5» для учащихся 5 кла...

Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 6 класса по М.З.Биболетовой

Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы Биболетова М.З   к УМК «Enjoy English 6» для обучающихся 6 ...