Рабочая программа по физической химии и тематическое планирование
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по физической химии разработаны для специалистов переработки нефти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по физической химии | 71 КБ |
Рабочая программа по физической химии | 61.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Оренбургский государственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: ОП.05 Физическая и коллоидная химия
Специальность: 18.02.09 Переработка нефти и газа
Оренбург, 2017
Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК преподавателей технического и технологического обеспечения производства | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _____________/Федорова Л.В./ «___»_______________2016г. |
Протокол №______от________2016г. | |
Председатель МЦК ______________/Туркевич С.Г./ |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «23» апреля 2014 г. № 401.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Разработчик:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ……………..12 ДИСЦИПЛИНЫ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………....13 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ
- Областьпримененияпрограммы
Программа учебной дисциплины ОП.05 Физическая и коллоидная химия является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
- Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код | Наименованиерезультатаобучения |
У 1 | выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы гальванических элементов; |
У2 | находить в справочной литературе показатели физико-химических свойств веществ и их соединений; |
У3 | определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций; |
У4 | строить фазовые диаграммы; |
У5 | производить расчеты параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия; |
У6 | рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций; |
У7 | определять параметры каталитических реакций. |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код | Наименованиерезультатаобучения |
З 1 | закономерности протекания химических и физико-химических процессов; |
З2 | законы идеальных газов; |
З3 | механизм действия катализаторов; |
З4 | механизмы гомогенных и гетерогенных реакций; |
З5 | основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии; |
З6 | основные методы интенсификации физико-химических процессов; |
З7 | свойства агрегатных состояний веществ; |
З8 | сущность и механизм катализа; |
З9 | схемы реакций замещения и присоединения; |
З10 | условия химического равновесия; |
З11 | физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы; |
физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов. |
1.4.Изучение дисциплины способствует формированию следующих компетенций:
Код | Наименованиерезультатаобучения |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. | Контролироватьэффективностьработыоборудования. |
ПК 1.2. | Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса. |
ПК 1.3. | Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера. |
ПК 2.1. | Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов. |
ПК 2.2. | Контролировать качество сырья, получаемых продуктов. |
ПК 2.3. | Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов. |
ПК 3.1. | Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению. |
ПК 3.2. | Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению. |
ПК 3.3. | Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке. |
ПК 4.1. | Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями. |
ПК 4.2. | Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта. |
ПК 4.3. | Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности. |
1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов,в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 71 час.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 213 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 142 |
в том числе: | |
практические занятия | 60 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 71 |
Промежуточная аттестация в форме экзамен в 4 семестре |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Физическая и коллоидная химия
Наименованиеразделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объемчасов | Уровеньосвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1.Физическая химия | ||||
Тема 1.1. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний веществ | Содержание учебного материала | 14 | 1 | |
1 | Введение | |||
2 | Агрегатныесостояниявеществ | |||
3 | Жидкости и твердыетела | |||
Практическиезанятия: | 8 | 2 | ||
1 Определение плотности и вязкости жидкости | ||||
2 Расчеты по определению вязкости жидкости | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова (доклад) 2. Смеси. Способы разделения смесей (сообщение) | 16 | 3 | ||
Тема 1.2.Химическаятермодинамика | Содержаниеучебногоматериала | 14 | 1 | |
1 | Основныепонятияхимическойтермодинамики | |||
2 | Первыйзаконтермодинамики | |||
3 | Второйзаконтермодинамики | |||
4 | Третийзаконтермодинамики | |||
5 | Термодинамическиепотенциалы | |||
Практическиезанятия | 22 | 2 3 3 | ||
1.Условиясамопроизвольногопротеканияпроцессов | ||||
2.Химическаятермодинамика | ||||
3.Тепловойэффектреакции | ||||
4.Энтропия | ||||
5.Фазовые равновесия. Адсорбция. Химический потенциал. Фугитивность. | ||||
Самостоятельная работаобучающихся 1.Коэффициент полезного действия тепловой машины (реферат) | 8 | |||
Тема 1.3. |
Тема 1.3. Химическое равновесие и кинетика химических реакций Тема1.4. | Содержание учебного материала | 16 | 1 2 3 1 2 3 1 2 2 | ||
1 | Химическое равновесие. Качественные законы смешения равновесия. | ||||
2 | Основной закон химической кинетики | ||||
3 | Теорияактивныхстолкновений в свете учения о химической кинетике | ||||
4 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции | ||||
5 | Химическая термодинамика и кинетика | ||||
Практическиезанятия | 6 | ||||
1. Решение задач по теме «Химическое равновесие» | |||||
2. Качественные задачи на смешение равновесия. | |||||
3. Каталитические реакции | |||||
4.Отдельные классы каталитиченскихреакций: цепные, фотохимические, радиационно-химические (кинетические особенности процессов) | |||||
5. Химическаякинетика и катализ | |||||
Самостоятельная работа обучающихся .Условия смещения химического равновесия и скорость химических реакций (решение расчетных задач) | 17 | ||||
Тема 1.4. Катализ | Содержаниеучебногоматериала | 14 | |||
1 | Виды катализа. Представление о катализе. | ||||
2 | Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. | ||||
3 | Теории подбора катализатора химических процессов: крекинга, риформинга, пиролиза. Уравнение Ленгмюра. | ||||
Практические занятия | 6 6 | ||||
11.Катализ в разбавленных и концентрированных растворах. | |||||
12. Катализ твердой фазы. | |||||
13. Катализ в газовой фазе. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Адсорбция, ее виды и значение для катализа. | 10 | ||||
Тема 1.5. Растворы | Содержание учебного материала | 8 | |||
Растворы неэлектролитов. Законы Рауля и Генри. Растворы электролитов. Произведение растворимости и изобарно-изотермический потенциал. Коллигативные свойства растворов. | |||||
Практические занятия | 4 | ||||
Расчеты осмотического давления. Расчеты по уравнению Шредера. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Расчеты по закону Рауля для бинарных растворов.Многокомпонентные растворы на примере нефти. | 4 | ||||
Тема 1.6. Электрохимия | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Электропроводность растворов электролитов и неэлектролитов. Активность электролитов. Гальванический элемет. | ||||
2 | Электролиз. Законы электролиза. Расчеты напряжения для получения металлов из растворов. | ||||
Практическиезанятия | 6 | ||||
1.Элетрофорез применение в промышленности, аналитической химии, медицине. | |||||
2.Расчет изменений термодинамических функций электрохимических реакций. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Классификация электродов 2.Коррозия металлов. Методы борьбы с ней 3.Устройство и работа аккумулятора | 10 | 3 1 2 3 | |||
Раздел 2.Коллоидная химия | |||||
Тема 2.1 Дисперсные системы | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 2 | Понятия о дисперсных системах, поверхностные явления. Получение дисперсных систем путем конденсации. Получение дисперсных систем путем дробления. Мицеллы и их виды. Общие принципы получения мицелл. Мицеллы нефти. Устойчивость и коагуляция дисперсных систем. Коллоидные поверхностно-активные вещества. | ||||
Практическиезанятия | 8 | ||||
1.Методыопределения поверхностного натяжения: статическое, полустатическое, динамическое. Метод счета капель - сталагмометрический метод. 2. Растекание и смачивание. Правило Антонова. Приготовление дисперсных систем. Химическая конденсация. | |||||
3.Свойствадисперсныхсистем | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Методы получения коллоидных растворов (таблица) Использование коллоидных растворов в быту (творческая работа) | 6 | ||||
Всего с самостоятельной работой обучающихся: | 213 |
обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета химических дисциплин и и лаборатории физической и коллоидной химии.
Оборудованиеучебногокабинета:
- Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
- Таблица растворимости кислот, солей и оснований.
- Таблицаэлектродныхпотенциалов.
- Таблица стандартных значений термодинамических параметров.
Оборудованиелаборатории:
№п/п | Наименование |
1. | Ареометрыот 1,00 до 0,70 |
2. | Ареометрыот 1,00 и выше |
3. | Бюретки 25-50 мл |
4. | Бюксы стеклянные с притертыми крышками |
5. | Воронкистеклянные |
6. | Делительныеворонки |
7. | Капельницы |
8. | Колбы конические Эрленмейера, различной вместимости |
9. | Колбымерные 50-1000 мл |
10. | Колбыхимические |
11. | Пробирки |
12. | Пипеткипростые |
13. | Пипеткимерные: Мора, градуированные |
14. | Посуда фарфоровая: Стаканы, воронки, тигли, ступка с пестиком |
15. | Промывалки |
16. | Приспособлениядлямикрофильтрования |
17. | Реактивнаясклянка с пипеткой |
18. | Стеклянныепалочкидляперемешивания |
19. | Стаканы химические от 50 до 1000 мл |
20. | Термометрысошкалой 100,150,200,250,300,360 |
21. | Цилиндрымерныеразнойвместимости |
22. | Эксикаторы |
23. | Баняводяная |
24. | Баняпесчаная |
25. | Муфельнаяэлектрическаяпечь |
26. | Мешалкамагнитная |
27. | Приборыдлявзбалтывания (встряхивания) |
28. | Шкафсушильныйэлектрический |
29. | Штативы металлические с набором муфт, лапок, колец |
30. | Весы аналитические с набором разновесов |
31. | Спектрофотометры |
32. | Фотоколориметр «ФЭК-М» |
33. | ЛабораторныйрН-метр |
34. | Хроматографическаябумага |
35. | Фильтровальнаябумага |
36. | Индикаторыбумажные |
- Информационноеобеспечениеобучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет- ресурсов.
Основныеисточники:
- Белик, В. В. Физическая и коллоидная химия [Текст]: учебник для студентов обра-зовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Белик, К. И. Киенская. - М.: Академия, 2011. - 288 с.
- Гельфман, М. И. Коллоидная химия [Текст]: учебник / М. И. Гельфман, О. В. Кова-левич, В. П. Юстратов. - [СПб.и др.]: Лань, 2011. - 333 с.
Дополнительныеисточники:
- Хмельницкий, Р. А. Физическая и коллоидная химия [Текст]: учебник для студен-тов сельскохозяйственных специальностей вузов / Р. А. Хмельницкий. - М.: Аль-янС, 2009. - 400 с.
- Шершавина, А.А. Индивидуальные задания по коллоидной химии [Текст]: учебное пособие / А. А. Шершавина. - Минск: Новое знание, 2008. - 276 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
-выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы гальваническихэлементов; -находить в справочной литературе показатели физико-химических свойств веществ и ихсоединений; -определять концентрацию реагирующих веществ и скоростьреакций; -строить фазовыедиаграммы; -производить расчеты параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химическогоравновесия; -рассчитывать тепловые эффекты и скорость химическихреакций; -определять параметры каталитическихреакций. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, оценка Устный опрос, оценка Тестирование, оценка Экзамен, оценка |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
закономерности протекания химических и физико-химических процессов; -законы идеальныхгазов; -механизм действиякатализаторов; -механизмы гомогенных и гетерогенныхреакций; -основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики итермохимии; -основные методы интенсификации физико-химическихпроцессов; -свойства агрегатных состоянийвеществ; -сущность и механизмкатализа; -схемы реакций замещения иприсоединения; -условия химическогоравновесия; -физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы; - физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов. |
| ||
ОК 7. Брать на себя от-ветственность за рабо- ту членов команды (подчиненных), ре- зультат выполнения заданий |
| интерпретация результатов наблюдений за обучающимися |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообра-зованием, осознанно планировать повыше- ние квалификации |
| интерпретация результатов наблюдений за обучающимися; участие в семинарах, диспутах |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной дея-тельности |
| интерпретация результатов наблюдений за обучающимися; участие в семинарах попроизводственнойтематике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование
В данном документе представлена рабочая программа по информатике и календарно - тематическое планирование, для учащихся 1-4 классов 2012-2013 уч. год...
рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс
Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...
Рабочая программа по физической культуре с тематическим планированием 5 класс
Рабочая программа 5 класс. 3 часа в неделю...
Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 5 класса по "Forward"
Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы М.В. Вербицкой, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд к УМК «Forward-5...
Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 5 класса по М.З.Биболетовой
Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы Биболетова М.З к УМК «Enjoy English 5» для учащихся 5 кла...
Рабочая программа по английскому языку с тематическим планированием для 6 класса по М.З.Биболетовой
Данная рабочая программа разработана согласно Федеральным государственным образовательным стандартам на основе авторской программы Биболетова М.З к УМК «Enjoy English 6» для обучающихся 6 ...
- Мне нравится (1)