Рабочая программа по физической культуре с тематическим планированием 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Кравченко Олег Васильевич

Рабочая программа 5 класс. 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_programma.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno_tematikeskoe_5_klass.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «Физическая культура» 5 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;
  • Учебного плана МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2010

Характеристика учебного предмета

    Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Задачи:

  • содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных  и кондиционных способностей.
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов.

           Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения  практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;  
  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках,   формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля   ее и влиянии на развитие систем организма.

     В процессе обучения    применяются  методы физического воспитания:

  • словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
  • наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
  • метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
  • методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

  Используются  современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

   

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. 

Итоговая отметка по предмету "Физическая культура" выставляется на основании оценки знаний, двигательных умений, навыков и результатов выполнения контрольных упражнений по физической подготовленности.

В начале и конце учебного года учащиеся сдают зачетные упражнения для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы. Невыполнение нормативов физической подготовленности по независящим от школьника обстоятельствам (отставание в физическом развитии, болезнь и др.) не является основанием для снижения итоговой отметки по предмету при выполнении других учебных требований программы и высоком прилежании на занятиях.

    Учащиеся, временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья, обязаны присутствовать на уроках физической культуры и выполнять посильные задания учителя: помогать в судействе, подготавливать мелкий инвентарь и т.п.

Место  в учебном плане школы

      В соответствии с  учебным планом  МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» учебный предмет «Физическая культура» является обязательным и на его преподавание отводится 102 часа в год при трёхразовых занятиях в неделю.

В связи отсутствия достаточного оснащения невозможна полная реализация стандарта общего образования по физической культуре. Часы раздела «Волейбол» заменены часами национального вида спорта «Русская лапта».

Требования к уровню подготовки учащихся.

      В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  •   основы истории развития физической культуры в России (СССР);
  •   особенности развития избранного вида спорта;
  •   основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергосбережения при мышечных нагрузках  средствами физической культуры;
  • способы укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
  •  способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
  •  правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятии физическими упражнениями;

 

Уметь

   

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

 

Демонстрировать

(Приложение – Нормативы по физической культуре)


Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9 - 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9 - 13 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание".

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3 - 6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега на дальность.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в "полушпагат", "мост" и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей  с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельность: участвовать в соревновании по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.


Учебно-тематический план

Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям

п/п

Разделы программы

Учебные часы

1

чет

верть

Контрольные срезы

2 четверть

Контрольные срезы

3

четверть

Контрольные срезы

4

четверть

Контрольные срезы

1

Основы знаний

В процессе уроков

2          

Легкая атлетика

38

14

3

24

6

3

Баскетбол.

13

13

2

4

Гимнастика

21

21

5

5

Русская лапта

9

9

2

5

Лыжи

21

21

3

ИТОГО:

102

27

5

21

3

30

7

24

6

1. Лёгкая атлетика

Повторный бег с максимальной интенсивностью, бег с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, низкий старт, техника прыжка в длину, техника метания мяча с укороченного и полного разбега,  бег на 60 м., бег на 1 км. без учёта времени, прыжок в высоту, прыжок в длину с места, учебная игра

2. Баскетбол

Ведение мяча правой левой рукой с изменением направления и чистоты удара, передача мяча одной рукой от плеча, ловля и передача мяча в движении, штрафной бросок, броски с точек, , остановка прыжком, тактика игры, учебная игра

3. Лыжная подготовка

Имитация попеременного хода, передвижение попеременных ходом, безшажный ход, подъём «ёлочкой», спуск с горки.

4.Гимнастика

Повторение учебного материала начальной школы, элементы акробатики, опорный прыжок, лазанье по канату, висы согнувшись и прогнувшись (мальчики), подтягивание из виса лёжа (девочки), элементы на разновысотных брусьях, элементы на низкой перекладине

5. Русская лапта

Приёмы и передача мяча, передвижение в основной стойке, удары по мячу, учебная игра.

6. Основы знаний

Инструктаж по технике безопасности, знания о физической культуре


Учебно-методические средства обучения

Основная литература для  учителя

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2010
  • Примерные программы основного общего образования – Москва.: Просвещение, 2010
  • Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.
  • Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
  • Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Справочник учителя физической культуры - Волгоград: Учитель, 2010

Технические средства обучения

  • отсутствуют

Учебно-практическое оборудование

  • Бревно гимнастическое напольное
  • Козел гимнастический
  • Канат для лазанья
  • Перекладина гимнастическая
  • Стенка гимнастическая
  • Скамейка гимнастическая
  • Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
  • Мячи:  набивные, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
  • Палки гимнастические
  • Скакалка детская
  • Мат гимнастический
  • Гимнастический подкидной мостик
  • Обруч  детский
  • Лыжи (с креплениями и палками)
  • Щит баскетбольный тренировочный
  • Аптечка
  • Биты

Список литературы:

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2010
  • Примерные программы основного общего образования – М.: Просвещение, 2010
  • Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.
  • Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
  • Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Справочник учителя физической культуры - Волгоград: Учитель, 2010



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по физической культуре

Класс 5 а,в

Количество часов на I полугодие  48 ч.; всего 102 ч.; в неделю 3 ч.

I полугодие

Число

№ урока

Тема урока

Дом. задание

Лёгкая атлетика

1

Техника безопасности на уроках лёгкой атлетике. Инстр.№ 4

Развитие силовых и скоростных качеств

2

Техника низкого старта. Объем 2 км. без учёта времени.

3-4

Низкий старт; стартовый разгон. Объём 2 км. без учёта времени. Силовая подготовка.

5

Низкий старт (контрольный срез). Техника прыжка в длину с 5-7 беговых шагов

6

Прыжок в длину. Развитие скоростных качеств.

7

Прыжок в длину. Метание мяча на дальность.

8

Прыжок в длину. Метание мяча на дальность.

Объём  2 км без учёта времени.

9

Прыжок в длину. Метание мяча на дальность.

Объём  2 км без учёта времени. Силовая подготовка

10

Метание мяча. Развитие скоростных качеств. Учебная игра. Силовая подготовка.

11

Развитие скоростных силовых. Учебная игра.

12

Бег 60 м.х 2. Объём 2,5 км. Метание мяча на результат

13

Объем 3 км. Развитие скоростных качеств. Силовая подготовка (контрольный срез)

14

Учебная игра «Русская лапта»

Баскетбол

15

Техника безопасности на уроках баскетбола.  Инстр. №6

16

Обучение ловли и передачи мяча одной рукой от плеча

17

Ловля и передачи мяча одной рукой от плеча (зачёт) Учебная игра.

18

Ловля и передача мяча в движении. Учебная игра. Силовая подготовка.

19

 Штрафной бросок. Учебная игра. Силовая подготовка.

20

Совершенствование штрафного броска одной рукой от плеча. Учебная игра .Силовая подготовка.

21

 Броски с точек одной рукой от плеча. Учебная игра.

22

Броски по кольцу с боковой линии. Учебная игра.

23

Учебная игра . Силовая подготовка.

24

Ловля и передача в парах ударом об пол (зачёт)

25

Ловля и передача мяча при параллельном движении. Передача мяча одной рукой от плеча с отскоком об пол.

26

Ловля и передача мяча в парах при параллельном движении. Остановка в два шага; передача

27

Проверка физических качеств учащихся.

Лыжная подготовка

28

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Инстр №5

29

Имитация попеременного хода и основной стойки лыжника.

30

 Совершенствование попеременного хода. учебная игра. Силовая подготовка.

31

Техника безшажного хода

32

Закрепление техники безшажного и попеременного  ходов. Объём 1,5 км. без учёта времени.

33

Обучение одновременному двухшажному ходу. Объём 1,5 км. без учёта времени.

34

Безшажный ход (контрольный срез). Объём 2 км.

35

Закрепление навыка одновременного двухшажного хода. Объём 2км.

36

Подъем «ёлочкой». Одновременный двухшажный ход. Объём 2 км.

37-38

Торможение и поворот упором. Подъём «ёлочкой». Объём 2 км.

39

Одновременный двухшажный ход (контрольный срез).Объем 2 км.

40

Подъем «ёлочкой» (конторльный срез). Объем 3 км.

41-42

 Выбегание в подъём. Спуск с горки в стойке лыжника. Объём 3 км.

43

Торможение и поворот упором на результат. Объём 3 км.

44

Эстафета с передачей палок. Объём 3 км.

45

Игра «С горки на горку». Объём 3 км.

46

Прохождение дистанции 3 км. с применением всех изученных ходов. Учебная игра.

47

Объём 3 км. Спуск и подъём с горки.

48

Проверка физической подготовленности учащихся.

II полугодие

Число

№ урока

Тема урока

Дом. задание

3 четверть

Гимнастика

1

Техника безопасности на уроках по гимнастике. Инструкция № 3. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.

Развитие силовых и скоростных качеств

2

Лазание по канату в два приема. Обучение комплекса акробатики из 5-6 элементов.

3

Дальнейшее обучение комплекса акробатики. Совершенствование лазания по канату. Развитие гибкости.

4

Закрепление элементов акробатики. Совершенствование лазания по канату.

5

Совершенствование комплекса упражнений акробатики. Лазание по канату. Обучение опорному прыжку: вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100см.)

6

На результат акробатика. Лазание по канату. Закрепление опорного прыжка.

7

Лазание по канату (зачет). Совершенствование опорного прыжка.

8

Обучение упражнения в равновесии (на бревне), ходьба приставными шагами, поворот на носках, соскок прогнувшись (Д). Совершенствование опорного прыжка.

9

Опорный прыжок на результат. Закрепление упражнения в равновесии. Развитие гибкости.

10

Совершенствование упражнения в равновесии. Развитие гибкости, силовая подготовка. Упражнение с предметами.

11

Совершенствование упражнения в равновесии, развитие координации. Упражнение с предметами.

12

На результат упражнения в равновесии. Обучение: (М) висы согнувшись и прогнувшись, (Д) смешанные висы, подтягивание из виса лежа.

13

Закрепление висов согнувшись, прогнувшись; смешанные висы, подтягивание из виса лежа.

14-15

Совершенствование висов. Упражнения со скакалкой, упражнение на спину.

16

На результат вис согнувшись и прогнувшись, смешанные висы. Упражнения на гибкость.

17

(М) Обучение подъема переворота махом одной, толчком другой, (Д) запрыгивание на нижнюю жердь отмахом назад, соскок.

18

Обучение передвижению на гимнастических брусьях. Закрепление подъема переворотом. Вскок на нижнюю жердь, отмах, соскок.

19

Совершенствование подъема переворотом, передвижения на брусьях, махом сед на ноги врозь, соскок.(Ю)  Вскок на нижнюю жердь.(Д) Силовая подготовка.

20

Закрепление подъема переворотом, передвижения на брусьях, махом сед на ноги врозь, соскок.(Ю)  Вскок на нижнюю жердь.(Д) Силовая подготовка.

21

Контрольный урок. Подъем переворотом, передвижение на брусьях, махом сед на ноги врозь, соскок.(Ю)  Вскок на нижнюю жердь.(Д)

Развитие силовых и скоростных качеств

Русская лапта

22

Техника безопасности на уроках по разделу «Русская лапта». Инстр. № 6.

23

Обучение ловли и передачи мяча в парах. Основная стойка лаптёжника, передвижение по площадке.

24

Совершенствование ловли и передачи мяча в парах. Передвижение по площадке в основной стойке лаптёжника.

25

Контрольный урок. Ловля и передача мяча. Учебная игра.

26

Обучение технике осаливания игрока. Учебная игра.

27

Совершенствование техники осаливания игрока. Учебная игра.

28

Закрепление техники осаливания игрока. Учебная игра.

29

Контрольный урок. Техника осаливания игрока. Учебная игра.

30

Подведение итогов. Учебная игра.

4 четверть

Лёгкая атлетика

31

Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Инстр. № 4

32

Обучение прыжка высоту способом перешагивания с одного бегового шага, с трех беговых шагов.

33

Дальнейшее обучение прыжка в высоту. Бег без учета времени 4 мин.

34

Закрепление прыжка высоту. Бег 4 мин. без учета времени.

35

Совершенствование прыжка высоту. Бег 5 мин. без учета времени.

36

Совершенствование прыжка высоту. Объем 5 мин.

37

На результат прыжок высоту.

38

Низкий старт, стартовый разгон. Развитие выносливости.

39

Низкий старт, стартовый разгон. Развитие выносливости.

40

На результат низкий старт, стартовый разгром.

41

Обучение прыжка в длину с 7-10-ти беговых шагов.

42

Закрепление прыжка в длину. Объем 7 мин. без учета времени.

43-44

Совершенствование прыжка в длину. Объем 7 мин. Бег 60м.

45

На результат прыжок в длину. Объем 7 мин. Бег 60м.

46

Обучение метания мяча с шага способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага на дальность.

47

Закрепление метания мяча. Бег 60м х 3. Объем 1500м. без учета времени.

48

Совершенствование метания мяча.

49

Бег 60м. Объем 1500м. без учета времени.

50

На результат метание мяча. Бег 60м. Объем 1500м. без учета времени. Учебная игра.

51

Челночный бег 15 х 3. Развитие скоростных качеств и выносливости. Учебная игра.

52

На результат бег 60м.

53

На результат бег 1500м. Учебная игра.

54

Учебная игра. Поведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

рабочая программа по физической культуре для 6-го класса ФГОС с календарно-тематическим планированием.

рабочая программа по физической культуре для 6-го класса  ФГОС с календарно-тематическим планированием, по Ляху с УУД на 102 часа....