Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.
статья
Воспитательная среда ОУ
как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная среда ОУ
как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.
Клок Г.Д.
Работая с детьми, я пришла к пониманию простой истины: чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, т.е. человечными, соответствующие его людской, а не механической природе, необходимо изменение режима работы его сознания.
По моему мнению, именно личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Исходя из достаточно большого опыта работы, я ни в коей мере не отрицаю необходимость индивидуального подхода, но считаю, что личностный подход предполагает опору в воспитании на индивидуальные особенности детей. И в этих поисках совершенно неоценима роль детского коллектива.
Коллектив как гуманное организованное сообщество фильтрует негативные воздействия общества, защищает личность, развивает личностные качества, благодаря которым у каждого человека появляется способность противостоять этим негативным влияниям и строить свою жизнь, используя все положительное, что есть в социальном опыте. Тем самым коллектив выполняет охранительно–стабилизирующую и помогающую функции по отношению к личности.
Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Когда я в 2010 году стала классным руководителем тогдашнего 5а класса и поближе познакомилась с ними, сразу стало ясно – дети имеют достаточно сформировавшиеся собственные взгляды на жизнь, определенное мнение об окружающей их действительности, не боятся высказываться, достаточно критичны к окружающим. Но наряду с этим - самокритика развита слабо, признавать свою неправоту не спешат, характеры далеко не простые, многие стремятся к лидерству, успехам друг друга особенно не рады.
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что единственно правильный метод воспитания – использование личностного подхода с одновременным формированием классного коллектива. Но для успешной реализации данного метода воспитания возникла крайняя необходимость знать больше о ходе становления некоторых характеристик воспитанников и фиксировать результаты.
Так возник опыт использования «рабочих диагностик». Эту систему методик я применила в процессе работы с детьми по их социально – психологическому развитию, включив в общую систему воспитания в качестве средства выявления, фиксирования и оценивания воспитательных результатов, а также как способ проверки эффективности реализуемой модели личностно – ориентированного воспитания.
В практике моей работы диагностирование – вспомогательный элемент воспитательной системы, средство, но не цель. В силу своего предназначения рабочие диагностики мобильны, просты, легки в организации и доступны любому педагогу – практику.
Очень важно помнить, что любая диагностика выступает фактором воздействия на развитие ребенка, в той или иной мере оказывая на личность влияние. Поэтому, избирая методику диагностирования, необходимо предусмотреть характер такого влияния.
Еще один немаловажный фактор пришлось учитывать – любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и, значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как чего – то статичного и устойчивого. Но появляется реальная возможность с помощью последующих методик выявить и очертить тенденцию формирующегося отношения подростка к окружающей его действительности
Я обозначила ключевые ценностные отношения как содержательную основу работы с учащимися по подготовке их к жизни и попыталась использовать методику диагностирования потому, что почувствовала необходимость выявления степени эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы.
Выбор той или иной диагностики, как правило определяется сложившимися определенными ситуациями в классном колективе или в работе с отдельно взятой личностью .
Применила следующие методики:
“Несуществующее животное” (графический тест на выявление психомоторной связи через анализ рисунка выдуманного ребенком животного);
“Нарисуй скорее дом” - графический тест на определение таких основополагающих качеств человеческой личности, как целеустремленость, честолюбие, уверенность в себе, коммуникабельность и т.д.;
тест “Ассоциации” позволил определить психологический тип личности подростка; “Десять моих Я” – методика выявления приоритетности качеств личности – положительных и отрицательных, выявление склонности детей к объективному самоанализу.
По результатам диагностики личностных качеств в классе выявился достаточно большой процент учащихся, стремящихся занять лидерские позиции в коллективе.
С целью выявления направленности интересов школьников использовала методику “Цветик – семицветик” (составлена И.М.Витковской) .
Результаты показали, что у большинства школьников сформировалось ценностное отношение к жизни, к людям, к самим себе.
- В классе сложился коллектив. А какой он по мнению учащихся? Ответ на вопрос позволили найти методики “Фотография класса”, “Дом, в котором я живу”, “Круги на воде”(Приложение 12).
В итоге включение педагогического диагностирования в воспитательную систему класса позволило сформировать пространство для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда учебного заведения и класса превратилась в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных возможностей и способностей детей. Ребята убедились в полезности и востребованности проявлений своей индивидуальности, появилось ощущение значимости собственных достоинств в достижении общей цели.
А из личностных достижений постепенно сложилась успешность коллектива:
- Учащиеся класса стали активно заниматься спортом: школьные и районные соревнования по мини – футболу, легкой атлетике, биатлону, лыжный кросс, теннис - личные 2 и 5, командные 2,3,5 места.
- При организации и проведении школьных досуговых мероприятий проявились сценические и вокальные способности отдельных учащихся; а в целом практически все учащиеся класса участвуют в проведении коллективных творческих дел
- В школьной театральной студии занимаются 4 учащихся (21%).
- В конкурсе чтецов,
Разовая диагностика может содействовать профессиональной коррекции работы педагога, но так как главным назначением диагностики является выявление динамики тенденции воспитанности, то полученные обработанные и зафиксированные материалы должны быть сопоставлены с новыми, которые предоставят аналогичные методики через определенный временной период (месяц, четверть, год и т.д.).
Оформленные, зафиксированные и проанализированные результаты диагностирования могут сохраняться достаточно долгое время, пока дети учатся в школе.
Хочу еще раз подчеркнуть, что сам процесс диагностирования инициирует
духовно – интеллектуальную активность личности школьника, направляет его внимание на ценности некоторых объектов мира и жизни, а также на ценность его собственной личности и ее отдельных сторон и черт; но содействует его развитию только при наличии хорошо организованного культурного взаимодействия ученика с широким и многообразным, постоянно стремящемся подняться на ступеньку выше, миром.
Но личностно – ориентированное воспитание школьников невозможно без учета влияния на процесс становления личности самого воспитателя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
диагностирование – вспомогательный элемент воспитательной системы, средство, но не цель любая диагностика выступает фактором воздействия на развитие ребенка, в той или иной мере оказывая на личность влияние . любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и, значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как чего – то статичного и устойчивого. Но появляется реальная возможность с помощью последующих методик выявить и очертить тенденцию формирующегося отношения подростка к окружающей его действительности.
“ Нарисуй скорее дом” - графический тест на определение таких основополагающих качеств человеческой личности, как целеустремленость, честолюбие, уверенность в себе, коммуникабельность и т.д.;
тест “Ассоциации” позволил определить психологический тип личности подростка;
“ Фотография класса”( урок физкультуры” )– Социометрия – взаимоотношения друг к другу, основные взаимоотношения в классе, выявление различных характеристик классного коллектива .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Воспитательные технологии формирования социально-успешной личности»
Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся....
«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...
«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».
Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара....
Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...
Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры
Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...
Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося
Выступление на Педагогическом Совете о формировании усаешности каждгого ребенка....