Информатизация учебного процесса.
статья по химии на тему

Клок Галина Давидовна

Информатизация учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_uchebnogo_protsessa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информатизация учебного процесса.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение  Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и др. сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.  Происходящие  изменения в  общественной жизни требуют от учителя, от школы  развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределения,  повседневной жизни.

Для успешного выполнения образовательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, который содержит федеральный компонент общего (полного) химического образования, необходимо оптимально использовать современные технологии обучения. Эффективный результат в достижении поставленных целей дает, по моему мнению, использование  компьютерной (информационной) технологии.

Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • формирование личности информационного общества;
  • максимальное усвоение учебного материала;
  • формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

Компьютер для учащегося выполняет многообразные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды. При этом реализуется принцип адаптивности (приспособление содержания, уровня сложности заданий к индивидуальным особенностям учащихся), наличествует управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения учителем. Меняется и характер мотивации, ее уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции.

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Внедрение компьютерной техники может позволить одновременно искать ответ на несколько вопросов. Следовательно, возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), учащийся может проследить за изменением объема выделяющегося газа и т.д. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление.

В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  • решения расчетных и экспериментальных задач;
  • организация и проведение лабораторных работ;
  • контроль и оценка знаний.

Компьютерные технологии применительно к обучению химии используют для повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Они также могут быть эффективно использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как химическая связь, электроотрицательность, при изучении высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление. Творчество – высшая форма деятельности ученика.  Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, различные программы Microsoft Office, получают расширенный доступ к интересующей их информации, которую самостоятельно разыскивают, участвуют  в  конкурсах, составляют презентации, фильмы, коллажи и т.д

Использование компьютерных программ на уроках химии имеют следующие достоинства:

  • значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии;
  • улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
  • наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);
  • ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).

Однако некоторые программные продукты не свободны от недостатков. Например, одним из главных недостатков программы «1С: Репетитор. Химия» является отсутствие диалога ученика с компьютером при усвоении им учебного материала и выполнении расчетных задач. Это затрудняет и ограничивает использование учителем данного компьютерного продукта в учебном процессе в школе.

Только органичное сотрудничество учителя информатики и учителя химии будет способствовать улучшению процесса обучения химии.

Возможности использования ИКТ  в  преподавании химии

Изучение нового материала

Демонстрация на мониторах компьютера или на специальном экране высококачественных иллюстраций, имитация

Подготовка и проверка домашнего задания

Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома

Самостоятельная работа

Работа с индивидуальным заданием на компьютере, практикум по решению задач

Проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу

Возможности компьютера при их проведении практически безграничны

Внеклассная работа

Виртуальные экскурсии на химические заводы, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др.

Творческая работа

Создание собственного Интернет-сайта, его постоянное обновление; участие в мультимедийных уроков, освоение азов программирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация учебного процесса как результат совместной деятельности администрации и педагогов

Информатизация образования является одним из важнейших условий  успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, кот...

Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса

Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...

Информатизация учебно-воспитательного процесса

Одной из главных задач современной школы является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Решение этой задачи предполагает использован...

Презентация "Информатизация учебно-воспитательного процесса"

В презентации содержится опыт использования ИК технологий в моей педагогической практике как педагога и классного руководителя....

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Данный материал поможет учителям географии и физики  использовать Икт на своих уроках и во внеурочной деятельности....

Обратная связь на уроке в условиях информатизации учебного процесса

Школьник хочет, чтобы на уроке было интересно. Урок будет ус­пешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания; если думает, как направить ...

Информатизация учебного процесса школы.

Одним из основных направлений развития школы является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс...