Обратная связь на уроке в условиях информатизации учебного процесса
статья по технологии на тему
Школьник хочет, чтобы на уроке было интересно. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания; если думает, как направить творческую энергию школьников на уроках в реальное дело, наполнить их работу значимым смыслом, организовать внутришкольные конкурсы.
Чем более развита любая система — техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. В педагогике принцип обратной связи предполагает регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
У каждого учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своем обучении и развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_sbaz.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Обратная связь на уроке в условиях информатизации учебного процесса
Науменко Т.А.
e-mail: naumencko.tania@ yandex.ru
МОУ СОШ № 10 г. Лиски
Школьник хочет, чтобы на уроке было интересно. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания; если думает, как направить творческую энергию школьников на уроках в реальное дело, наполнить их работу значимым смыслом, организовать внутришкольные конкурсы.
Чем более развита любая система — техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. В педагогике принцип обратной связи предполагает регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
У каждого учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своем обучении и развитии.
Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Существуют разнообразные виды работы, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.
И здесь незаменим компьютер. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. Надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего мира.
Информационная культура специалиста предполагает, что человек использует в своей деятельности весь набор информационных технологий для решения поставленных задач. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс требует обучения преподавателей компьютерным технологиям, расширения представлений каждого преподавателя о возможностях применения компьютерных технологий, улучшения практических навыков работы на компьютере и, конечно, расширения компьютерного парка учебного заведения.
Возможны различные формы применения компьютера на уроке. Учащийся, пропустивший занятие, во время опроса класса работает за компьютером и осваивает изучаемый материал, а затем отвечает на вопросы, проверяющие уровень усвоения материала. Эффективны и различные формы тестирования. Например, тестирование класса, когда на экране компьютера после ответа учащегося высвечиваются правильные ответы и результаты теста, и учащийся может видеть, как правильно надо было ответить на вопрос.
Значительно повышает заинтересованность ученика и, соответственно приводит к улучшению его знаний, применение карточек с индивидуальными заданиями, позволяющими учитывать индивидуальные особенности учащегося, для подготовки которых учитель может использовать компьютер.
Учитель может организовать поиск необходимой информации к уроку из множества источников, в том числе из Интернета, в некоторых случаях целесообразно поручить поиск информации к уроку в сети Интернет самим учащимся. Одной из наиболее эффектных и популярных программ является офисное приложение MS Power Point. Учителями практически всех предметов презентации используются при объяснении нового материала для наглядности, повышения интереса.
Велика роль вычислительной техники и во внеурочной деятельности. Компьютер позволяет обучаемым заниматься творческой деятельностью: издавать собственные газеты и журналы, рисовать, производить достаточно сложные расчеты. Те обучаемые, которые почувствовали вкус к творчеству, уходят в своем творческом порыве далеко вперед. Применение ИКТ позволяет «бесконечно» расширять рамки изучения и творения в пределах каждой темы - было бы желание.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс приводит к активизации творческой деятельности обучающихся.
Литература
1. А.Б. Федотов Информатизация учебного процесса. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатизация учебного процесса как результат совместной деятельности администрации и педагогов
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, кот...
Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса
Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...
Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации
Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ . Для подготовки к ЕГЭ на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия. Сейчас ст...
Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки к ГИА
Материал содержит сообщение и презентацию о методах и средствах обучения при подготовке к ГИА....
Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации
Применение различных информационных технологий при подготовке к ЕГЭ...
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Данный материал поможет учителям географии и физики использовать Икт на своих уроках и во внеурочной деятельности....
Основы преподавания английского языка в средней школе в условиях информатизации образовательного процесса
Статья "Основы преподавания английского языка в средней школе в условиях информатизации образовательного процесса"...