урок 8 класс Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Разработка урока по химии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 20.77 КБ |
urok.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.
Ни одна наука не нуждается в эксперименте
в такой степени, как химия.
Ее основные законы, теории,
выводы опираются на факты.
Поэтому постоянный
контроль опытом необходим.
Майкл Фарадей
Цель: сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления
Задачи:
Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.
Развивающие: развивать исследовательские умения, умения пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам техники безопасности; умения отличать химические явления от физических.
Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.
Оборудование: кристаллы нитрата аммония, серная кислота, стаканы с водой, термометры, стеклянные палочки, безводный медный купорос.
Тип урока: По дидактической цели – это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.
Методы обучения:
• эвристический
• проблемно-поисковый
• экспериментальный
• наглядный
• самостоятельной работы
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальная
• индивидуальная
• групповая
Ход урока
1. Орг. момент -1 мин. Здравствуйте ребята!
1слайд
(рассадка детей группами по 4 человека, на столах приготовлено оборудование для исследований) У вас какие есть водоёмы? И там безусловно красиво, чистый воздух, чистая вода! И вы уверены?
2. Актуализация знаний -4-5мин.
А с химической точки зрения природная вода чистая? Это смесь, раствор.
Ребята вы сегодня кушали? Пили чай? Сладкий? А можно ли не попробовав определить чай сладкий или нет? Расскажите, как вы готовите чай? Т.е. взяли воду и растворили в неё вещество, а как с хим. точки зрения называется это явление? ……………(приготовление раствора)
А какие вы знаете растворы? Внутри нас есть растворы? (………кровь, пищеварительный сок, цитоплазма и др.). Растворителем во всех этих растворах является вода. Это уникальное вещество на Земле!!! Универсальный растворитель!
2 слайд
Во время блокады Ленинграда раствор морской воды, хранившийся в одном из институтов, использовали в качестве кровезаменителя. И весьма успешно. Военные хирурги в условиях дефицита донорской крови спасали жизни переливанием разбавленной морской воды, потому что по концентрации минеральных веществ морская вода аналогична внутренней среде человека.
Помогите разобраться
РАСТВОР = Растворитель (вода) + растворенноё вещество
Все слова на разных листках. Прикрепляю на доску этот пример.
А теперь посмотрите за мной.
Демонстрация опыт: растворение перманганата калия в воде. Наблюдения учащихся. Что вы видите? Молекулы одного вещества проникают между молекулами другого (воды). Этот процесс называется ДИФФУЗИЯ. Изучая, какой предмет вы об этом говорили? Физическое явление, не сопровождающееся образованием нового вещества. У вас на столах есть картинки, какая соответствует моему опыту? Именно так считали сторонники физической теории растворов.
Я вам сейчас буду показывать карточки, на которых написаны признаки, вам необходимо поднимать карточки зелёные, если речь идёт о физическом, желтые о химическом явлении.
- Изменение цвета
- Изменение агрегатного состояния
- Выделение газа
- Изменение формы
- Выделение тепла
- Выпадение осадка
3. Изучение нового материала-10 мин.
Что мы сегодня изучаем – процесс растворения.
Перед тем как начать работу расскажите о правилах техники безопасности: Дети в группах проводят исследования, записывают наблюдения в карточки, определите роли в группе: исследователь, наблюдатель, тот, кто пишет, докладчик.
1 вариант
И н с т р у к ц и я. Возьмите два стакана с 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.
Н а б л ю д е н и я. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается ………………………. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………….. температуры.
В ы в о д ы. При растворении серной кислоты наблюдается ………………………. явление.
При растворении аммиачной селитры наблюдается ……………………. явление.
2-й вариант
И н с т р у к ц и я. Возьмите стакан с 20 мл воды и всыпьте безводный сульфат меди(II) CuSO4, размешвйте стеклянной палочкой. Обратите внимание на цвет исходных кристаллов CuSO4 (безводн.).
Н а б л ю д е н и я. При растворении кристаллов сульфата меди(II) …………………… цвета в воде наблюдается образование раствора ……………………….. цвета.
В ы в о д. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде – ………………………………….. процесс.
Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений.
После лабораторного эксперимента каждая группа зачитывает текст описания опытов и делает выводы.
О б щ и й в ы в о д. При растворении перманганата калия в воде наблюдается физический процесс, а при растворении серной кислоты и сульфата меди(II) – физико-химические процессы.
4 слайд, 5 слайд
Растворение – физико – химический процесс. Это тема нашего урока.
Для лучшего усвоения понятия «компоненты раствора» дополняем схему:
раствор = растворитель (H2О) + растворенное вещество + продукт, их взаимодействия.
4. Рефлексия:
Итак, ребята, кто сегодня работал активно?
Кто понял тему?
Улучшилось ли Ваше настроение после урока?
Благодарим друг друга за урок - аплодисменты
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.
Ни одна наука не нуждается в эксперименте
в такой степени, как химия.
Ее основные законы, теории,
выводы опираются на факты.
Поэтому постоянный
контроль опытом необходим.
Майкл Фарадей
Цель: сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления
Задачи:
Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.
Развивающие: развивать исследовательские умения, умения пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам техники безопасности; умения отличать химические явления от физических.
Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.
Оборудование: кристаллы нитрата аммония, серная кислота, стаканы с водой, термометры, стеклянные палочки, безводный медный купорос.
Тип урока: По дидактической цели – это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.
Методы обучения:
• эвристический
• проблемно-поисковый
• экспериментальный
• наглядный
• самостоятельной работы
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальная
• индивидуальная
• групповая
Ход урока
1. Орг. момент -1 мин. Здравствуйте ребята!
1слайд
(рассадка детей группами по 4 человека, на столах приготовлено оборудование для исследований) У вас какие есть водоёмы? И там безусловно красиво, чистый воздух, чистая вода! И вы уверены?
2. Актуализация знаний -4-5мин.
А с химической точки зрения природная вода чистая? Это смесь, раствор.
Ребята вы сегодня кушали? Пили чай? Сладкий? А можно ли не попробовав определить чай сладкий или нет? Расскажите, как вы готовите чай? Т.е. взяли воду и растворили в неё вещество, а как с хим. точки зрения называется это явление? ……………(приготовление раствора)
А какие вы знаете растворы? Внутри нас есть растворы? (………кровь, пищеварительный сок, цитоплазма и др.). Растворителем во всех этих растворах является вода. Это уникальное вещество на Земле!!! Универсальный растворитель!
2 слайд
Во время блокады Ленинграда раствор морской воды, хранившийся в одном из институтов, использовали в качестве кровезаменителя. И весьма успешно. Военные хирурги в условиях дефицита донорской крови спасали жизни переливанием разбавленной морской воды, потому что по концентрации минеральных веществ морская вода аналогична внутренней среде человека.
Помогите разобраться
РАСТВОР = Растворитель (вода) + растворенноё вещество
Все слова на разных листках. Прикрепляю на доску этот пример.
А теперь посмотрите за мной.
Демонстрация опыт: растворение перманганата калия в воде. Наблюдения учащихся. Что вы видите? Молекулы одного вещества проникают между молекулами другого (воды). Этот процесс называется ДИФФУЗИЯ. Изучая, какой предмет вы об этом говорили? Физическое явление, не сопровождающееся образованием нового вещества. У вас на столах есть картинки, какая соответствует моему опыту? Именно так считали сторонники физической теории растворов.
Я вам сейчас буду показывать карточки, на которых написаны признаки, вам необходимо поднимать карточки зелёные, если речь идёт о физическом, желтые о химическом явлении.
- Изменение цвета
- Изменение агрегатного состояния
- Выделение газа
- Изменение формы
- Выделение тепла
- Выпадение осадка
3. Изучение нового материала-10 мин.
Что мы сегодня изучаем – процесс растворения.
Перед тем как начать работу расскажите о правилах техники безопасности: Дети в группах проводят исследования, записывают наблюдения в карточки, определите роли в группе: исследователь, наблюдатель, тот, кто пишет, докладчик.
1 вариант
И н с т р у к ц и я. Возьмите два стакана с 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.
Н а б л ю д е н и я. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается ………………………. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………….. температуры.
В ы в о д ы. При растворении серной кислоты наблюдается ………………………. явление.
При растворении аммиачной селитры наблюдается ……………………. явление.
2-й вариант
И н с т р у к ц и я. Возьмите стакан с 20 мл воды и всыпьте безводный сульфат меди(II) CuSO4, размешвйте стеклянной палочкой. Обратите внимание на цвет исходных кристаллов CuSO4 (безводн.).
Н а б л ю д е н и я. При растворении кристаллов сульфата меди(II) …………………… цвета в воде наблюдается образование раствора ……………………….. цвета.
В ы в о д. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде – ………………………………….. процесс.
Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений.
После лабораторного эксперимента каждая группа зачитывает текст описания опытов и делает выводы.
О б щ и й в ы в о д. При растворении перманганата калия в воде наблюдается физический процесс, а при растворении серной кислоты и сульфата меди(II) – физико-химические процессы.
4 слайд, 5 слайд
Растворение – физико – химический процесс. Это тема нашего урока.
Для лучшего усвоения понятия «компоненты раствора» дополняем схему:
раствор = растворитель (H2О) + растворенное вещество + продукт, их взаимодействия.
4. Рефлексия:
Итак, ребята, кто сегодня работал активно?
Кто понял тему?
Улучшилось ли Ваше настроение после урока?
Благодарим друг друга за урок - аплодисменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 8 класса "Растворение. Растворимость. Типы растворов."
Презентация позволяет в интересной форме провести завершающий урок по теме "Растворение". Рассчитана на игру между командами учащихся 8 класса, в ходе которой повторяются основные вопросы по теме и ре...
Урок по теме "Растворение как физико-химический процесс"
Задачи:Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение ...
Исследовательская работа на тему: Мотивация участников образовательного процесса профильных классов физико-химического направления как необходимый фактор их успешного функционирования
Объектом исследования является образовательный и воспитательный процессы в профильных (лицейских) классах....
Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.Задачи урока:Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,мышление,социальную активность учащихся...
Основные положения растворения как физико-химического процесса. Растворимость. Типы растворов
Урок является плановым и первым в изучении темы "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" по учебнику О.С.Габриелян. План-конспект урока с презентацией...
Технологическая карта урока "Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Вода как растворитель"
В данной методической разработке приводится план урока, построенного с помощью технологии развития критического мышления. Используемая технология позволяет не только умело овладеть информа...
Технологическая карта открытого урока "Растворы. Растворение. Растворимость".
В этой публикации представлена технологическая карта и презентация открытого урока по теме "Растворы. Растворение. Растворимость"...