Урок по теме "Растворение как физико-химический процесс"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Задачи:
Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.
Развивающие: развивать исследовательские умения, умения пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам нагревания, выпаривания; умения отличать химические явления от физических.
Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.
Оборудование: кристаллы гидроксида калия, нитрата аммония, стаканы с водой, термометры, спиртовки, стеклянный палочки, безводный медный купорос, чашки для выпаривания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 43 КБ |
Презентация к уроку | 1.29 МБ |
Рабочий лист | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растворение как физико-химический процесс
Задачи:
Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.
Развивающие: развивать исследовательские умения, умения пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам нагревания, выпаривания; умения отличать химические явления от физических.
Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.
Оборудование: кристаллы гидроксида калия, нитрата аммония, стаканы с водой, термометры, спиртовки, стеклянный палочки, безводный медный купорос, чашки для выпаривания.
Х О Д У Р О К А
I. Актуализация опорных знаний
В жизни мы чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями?
Какие бывают смеси? (однородные, неоднородные)
Приведите примеры однородных смесей (растворы).
С каким веществом мы чаще всего связываем понятие раствор?
Однако есть и спиртовые растворы.
ДЕМ.: иод, одеколон, лекарство
Это жидкие растворы. Но есть р-ры твердые ДЕМ.: сплавы, газообразные (воздух)
II. Сообщение темы и задач урока
Мы более подробно будем изучать водные растворы.
Почему?
Какова роль воды в природе?
- В первичном океане 1% солей, в нем появились первые организмы, вышли на сушу, но сохранили в своих организмах водный раствор;
В крови человека – 90 %
Пищеварение – гидролиз белков, жиров, углеводов
- Почвообразование
- Снабжение растений питательными веществами.
Какова роль воды в технике?
- Получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги
Каким же образом получаются растворы? Что же такое растворение? К какому явлению можно отнести растворение?
III. Изучение нового материала
1. Запишите свою гипотезу (научное предположение) в рабочий лист.
Записать на доске
Физическое явление: диффузия
Химическое явление: изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа, поглощение или выделение тепла
Итак, наши мнения разделились. Класс разделился на 2 лагеря – сторонников физической теории растворов Вант-Гоффа, Аррениуса и Оствальда и их оппонентов – последователей химической теории растворов Д. И. Менделеева.
2. Сущность теорий растворов (Работа в опорном конспекте)
Физическая теория растворов:
Растворение – это процесс диффузии, растворы – это однородные смеси
Химическая теория растворов:
Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – гидратация, растворы – соединения гидраты
3. Формулировка цели исследования: (Работа в рабочем листе)
- доказать, что растворение – это физическое явление, выявить признаки физического явления при растворении
- доказать, что растворение – это химическое явление, выявить признаки химического явления при растворении
4. Что будет служить объектом исследования? (Работа в рабочем листе)
Растворение
5. Какие методы будем использовать для изучения растворения? (Работа в рабочем листе)
Эксперимент, наблюдение, измерение
6. Прежде чем приступите к исследованию растворения, вспомним правила ТБ: 1) пользоваться спиртовкой, реактивами
7. Выполнение опытов
8. Какие аргументы физической теории вы сможете привести? (Работа в опорном конспекте)
- кристаллическое вещество можно выделить из истинного раствора – выпариванием.
- растворение – только диффузия молекул или ионов одних веществ между молекулами веществ – растворителей, т. е. сугубо физический процесс.
9. Какие аргументы химической теории растворов вы сможете привести? (Работа в опорном конспекте)
- изменение цвета
- выделение или поглощение тепла
- многие вещества после растворения приобретают новые свойства – электропроводность (более подробно об этом свойстве мы поговорим на следующих уроках)
IV. Обобщение
10. Чья гипотеза подтвердилась? Мы привели доказательства обеих теорий растворов. Ученые компромиссно подошли к решению этой проблемы: процесс растворения считают физико-химическим процессом.
(Работа в опорном конспекте)
Современная теория растворов:
- растворение – это физико-химический процесс
- растворы – это гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов
Гидраты: - непостоянный состав в растворах
- постоянный состав в кристаллогидратах:
Медный купорос – CuSO4٠5H2O
Глауберова соль – Na2SO4 ٠ 10 H2O
Сода кристаллическая - Na2CO3 ٠ 10 H2O
Запись темы урока в рабочий лист
V. ДЗ п. 34 с. 136 – 138
Литература
1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.
2. Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие / О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005.
3. Гуревич О. Р. Тематическое и поурочное планирование по химии: 8 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 8 клас»/ О. Р. Гуревич. – М.: Экзамен, 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Химический состав Мирового океана
РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Химический состав крови
РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Почвообразование Питание растений
Растворение. Растворы Физическая теория Химическая теория (Вант-Гофф, Оствальд, Аррениус) Растворение –это процесс диффузии, а растворы – это однородные смеси Менделеев, Каблуков, Кистяковский Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – гидратация, растворы – соединения гидраты
Признаки химического взаимодействия при растворении Тепловые явления Экзотермические Эндотермические (растворение ( растворение H2 SO4, NaOH) NH4NO3, NaCL) Изменение цвета Белые кристаллы дальнейшее Синие кристаллы CuSO 4 выпаривание CuSO 4 *5H 2 O, (безводного) (раствор голубого цвета) + H 2 O
Современная теория Растворение – это физико-химический процесс Растворы – это гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов Гидраты непостоянный постоянный состав в состав в кристаллогидратах растворах ( CuSO 4 *5H 2 O,Na 2 SO 4 *10H 2 O)
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Опыт – единственно верный путь спрашивать
и слышать ответ в его лаборатории.
Д. И. Менделеев
Растворение – химическое или физическое явление?
Гипотеза: (вспомните признаки физических и химических явлений)_________________
_____________________________________________________________________________.
Цель: _______________________________________________________________________.
Объект: _____________________________________________________________________.
Методы: ____________________________________________________________________.
Алгоритм работы
1. Выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности.
Опыт №1 Растворение в воде безводного медного купороса и выпаривание его раствора
Аккуратно растворите в воде безводный медный купорос. Отметьте цвет полученного раствора. Перелейте раствор в чашку для выпаривания, выпарите раствор до получения ярко-голубых кристаллов кристаллогидрата CuSO4٠5H2O.
В пользу какой теории растворов свидетельствует изменение окраски раствора при растворении безводного медного купороса? Получение выпариванием ярко-голубых кристаллов кристаллогидрата CuSO4٠5H2O?
Опыт №2 Растворение в воде гидроксида натрия
В химический стакан прилейте 60 – 70 мл воды. Зафиксируйте температуру воды. Добавьте в химический стакан 5 г гидроксида натрия. Размешайте раствор. Зафиксируйте температуру полученного раствора.
В пользу какой теории растворов свидетельствует выделение тепла при растворении веществ?
Примечание: опыт выполняется одной группой обучающихся под руководством лаборанта или учителя.
Опыт №3 Растворение в воде нитрата аммония
В химический стакан налейте 50 мл холодной воды. Зафиксируйте температуру воды. Добавьте в химический стакан 30 г нитрата аммония и осторожно, придерживая химический стакан в верхней части, помешайте его содержимое небольшой пробиркой, содержащей 1 мл холодной воды. Зафиксируйте температуру полученного раствора.
В пользу какой теории растворов свидетельствует поглощение тепла при растворении веществ?
2. Оформите отчет, заполнив таблицу.
Название опыта | Что наблюдали | Уравнения химических реакций | Выводы |
Растворение в воде кристаллов медного купороса | |||
Выпаривание медного купороса и растворение в воде безводного сульфата меди (II) | |||
Растворение в воде гидроксида натрия | |||
Растворение в воде нитрата аммония |
3. Сделайте вывод, сопоставьте его с гипотезой, оцените правильность своих предположений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....
Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы
Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы...
Исследовательская работа на тему: Мотивация участников образовательного процесса профильных классов физико-химического направления как необходимый фактор их успешного функционирования
Объектом исследования является образовательный и воспитательный процессы в профильных (лицейских) классах....
Тест к открытому уроку "Изучение физико-химических показателей творога"
Тест является дополнением к методической разработке открытого урока...
Основные положения растворения как физико-химического процесса. Растворимость. Типы растворов
Урок является плановым и первым в изучении темы "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" по учебнику О.С.Габриелян. План-конспект урока с презентацией...
урок 8 класс Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.
Разработка урока по химии для 8 класса...
Технологическая карта урока "Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Вода как растворитель"
В данной методической разработке приводится план урока, построенного с помощью технологии развития критического мышления. Используемая технология позволяет не только умело овладеть информа...