Урок химии в 8 классе. Растворение. Растворимость веществ в воде.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.
Задачи урока:
Развивающие:
- интерес к химии,
- экспериментальное исследование и творческие навыки,
- мышление,
- социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;
Обучающие:
- познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
- дать классификацию растворов по признаку растворимости.
- сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру,
- бережное отношение к окружающей среде,
- повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_na_attest.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока в 8классе
по теме: Растворение. Растворимость веществ в воде.
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового) с использованием ИКТ.
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.
Задачи урока:
Развивающие:
- интерес к химии,
- экспериментальное исследование и творческие навыки,
- мышление,
- социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;
Обучающие:
- познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
- дать классификацию растворов по признаку растворимости.
- сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру,
- бережное отношение к окружающей среде,
- повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.
Оборудование: штатив с пробирками, вода, сульфат меди, хлорид натрия, концентрированная серная кислота, азотнокислый аммоний.
Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные( демонстрация опытов),частично-поисковые(работа по учебнику),использование ИКТ(презентация)
Требования к учащимся. Учащиеся должны:
Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде
Уметь пользоваться таблицей растворимости
План урока:
- Организационный момент ( готовность учеников к уроку);
- Проверка знаний (химическая разминка);
- Изучение и усвоение нового материала;
- Закрепление (работа в парах по заданию на слайде);
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
С чего начинается химия?
С оксидов, кислот, щелочей.
С пробирок, спиртовок и колбочек,
Стоящих на парте твоей.
А может она начинается
С простых и понятных веществ,
Их в жизни так много встречается
И нам их ребята не счесть.
А мы начнем с вами с повторения пройденной темы.
-Если есть желание работать со мной, нарисуйте улыбку на смайлике. Если – нет, то прямую линию.
II. Химическая разминка. (проверка ранее изученного)
На слайде: Cu+O2=CuO (уравнять 1 и 3)
Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI
HCI+Zn=ZnCI2+H2
CaCO3=CaO+CO2
1.Определите типы реакций.
2. Какие классы веществ вы знаете?
3. Назовите простые вещества.
4. Оксиды.
- Соли (дать названия).
- Кислоты(дать названия).
6. Какое вещество здесь в единственном числе? Кислоты.
III.Сообщение темы урока.
- Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение.
Утром встал я спозаранку.
Чай налил, нашёл баранку.
Подмешал я сахарку,
Ложку, две и три – люблю.
Но здесь какой-то непорядок.
И на дне лежит осадок.
А, это третья ложка –
ну, подумайте немножко!
- Тема нашего урока «Растворение. Растворимость веществ в воде». Запишем тему урока в тетрадь.(слайд 1)
IV. Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: «Мы отнюдь не властвуем над природой,
всё наше господство состоит в том, что
мы в отличии от других существ, умеем
познавать её законы и правильно их применять».
Ф.Энгельс
1. Слово учителя. Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода.
Сообщение делает ученик.
Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.
Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .
Продолжает учитель.
Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. Откройте учебник и сравните по таблице соотношение химических элементов.
А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.
Часто понятие раствор мы связываем, прежде всего, с водой. Но есть и другие растворы: лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.
Так что же такое раствор?(слайды)
Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:
- Физической
- Химической
- Физико-химической
Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. 1 ряд-сторонники физической теории, 2 ряд-химической теории, 3 ряд-физико-химической теории.
2. Самостоятельная работа по учебнику. Через несколько минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).
Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.
Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Сообщение учителя.
В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии . “
Физминутка (проводит ученик)
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно.
3. Демонстрация опытов.
Теперь нам нужно выяснить признаки химического взаимодействия при растворении веществ.
-А какие признаки химических реакций вы знаете? (выделение теплоты, выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски)
1опыт. Растворение серной кислоты.
2 опыт. Растворение нитрата аммиака.
-Что наблюдали?
Тепловые явления: экзотермические и эндотермические.
3 опыт. Растворение сульфата меди.
- Наблюдаем?
Изменение цвета.
4. Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)
-Как вы считаете, от каких факторов зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)
В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В учебнике найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.
Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.
Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)
При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.
Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
При работе с различными веществами важно знать их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).
5.Решение задач.
-А сейчас решим несколько задач.
Задача 1. 100 граммов воды насыщают сульфатом магния при 800С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.
Решение:
1)По рис.123 определяем растворимость соли. При 800С – 73г, а при 00С – 20г.(в 100г воды)
2) Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 73-20=53г.
Задача 2. 200грамм воды насыщают хлоридом калия при 1000С. Раствор охлаждают до 00С. Определите массу соли, выпавшей в осадок.
Решение:
1) при 10000С (КСI)=55г или 110г
2) при 00С (КСI)=25г или 50г
3) Вычисляем массу соли, выпавшей в осадок: 110-50=60г
Задача 3. В растворе массой 50 грамм растворили хлорид натрия массой 15 грамм. Какова массовая доля соли в растворе?
Дано: Решение:
m(р-ра)=50г 1)w=m(в-ва):m(р-ра).100%
m(NaCI)=15г 2) w(NaCI)=15г/50г.100%=0,3 или 30%
Найти: W (NaCl ) -? Ответ: W (NaCl)-?
V. Закрепление изученного.
Работа в парах. Составить синквейн:
1) Существительное
2) Три прилагательных
3) Два глагола
4) Крылатая фраза
5) Существительное, которое отражает суть.
2. Заслушать несколько учеников.
Домашнее задание: П.34, вопросы 1-4, задача. Творческое задание по желанию - составить презентацию по теме: «Растворы», сочинить сказку о воде.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1. Что вы считаете главным на уроке?
2. Что было трудным?
3. Если вы были внимательны на уроке, уверены в себе, и все изученные вопросы усвоили, поставьте себе «5».
4. Если вы были внимательны, усвоили материал в целом, а на вопросы затруднялись ответить, поставьте себе «4».
5. Кто сомневается, поставьте себе «3».
6. Поднимите руку, кто поставил себе «4» и «5».
- Какое у вас настроение после урока? (смайлики)
- Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по химии на тему "Растворы. Растворимость веществ в воде" 8 класс
понятие раствора, понятие растворимости, причины различной растворимости веществ....
Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"
Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...
Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"
Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....
«Растворение. Растворимость веществ в воде.»
Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами....
Урок в 8 классе на тему: Растворение. Растворимость веществ в воде.
Цель: Сформировать у учащихся представления о растворах как однородных смесях, закрепить и расширить знания о получении растворов, раскрыть, освоить понятие«растворимость», научить учащихся пользовать...
Растворение. Растворимость веществ в воде.
Технологическая карта урока...
«Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
ТИП УРОКА: проблемный урок – исследование изучения нового материала.Цель урока: открыть понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления, расширить знания о процессе раств...