Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников
материал по теме
Проблема активной личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как в педагогической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barieva_eksperimentalnaya_rabota.docx | 1.2 МБ |
samorazvitie.docx | 24.49 КБ |
fgos_himiya_8.docx | 75.73 КБ |
fgos_himiya_9.docx | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития
учителя химии
Бариевой Лейсиры Мунировны
на 2015-2019 учебные годы
Пояснительная записка
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками.
Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Тема: «Развитие профессиональной компетенции учителя химии».
Цели:
- получение необходимой информации по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования);
- развитие профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС;
- обеспечение развития коммуникативной деятельности и личностной сферы учащихся.
Задачи:
- развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся;
- повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;
- развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений, фиксировать уровень обученности учащихся при изучении каждой темы;
- проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.
Потребности и мотивы: в системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами, Интернет - уроки, Интернет – конференции, модульные курсы.
Срок работы над темой: 4 года.
Представление материала: открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических советах, на заседаниях ШМО и РМО учителей химии и биологии.
Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными УУД каждым учеником.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей химии, а также через участие в жизни школы.
Индивидуальный план профессионального развития педагога
№ | Направление | Тема | Сроки | Обсуждение и результаты |
1 | Профессиональное | 1. Изучение нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа; - новые образовательные стандарты по химии, географии и биологии, уяснить их особенности. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Разработать и апробировать серию уроков с использованием ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС. 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей химии и биологии, географии. 5. Разработать рабочие программы по химии, биологии и географии в связи с введения ФГОС ООО. | Сентябрь-октябрь | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла
|
2 | Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | В течение года | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла |
3 | Методическое
| 1. «Использование проектной деятельности на уроках в рамках ФГОС». 2. Изучение тем «Методика формирования у школьников УУД при обучении биологии и химии и географии». «Виды УУД и способы их проектирования ». 3. Изменение календарно-тематического планирования в соответствии с требованием ФГОС. 4. Разработка технологических карт уроков в соответствии с требованием ФГОС. 5. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения на уроках в соответствии с требованием ФГОС. 6. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, принимать участие в школьных и районных научно-практических конференциях. 7. Изучать опыт работы лучших учителей района, области через сети Интернет. 8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 9. Продолжить работу по созданию методической «копилки» лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. 10. Разработать программы элективного курса по предмету. | В течение года Регулярно
Сентябрь
В течение года Регулярно Регулярно
В течение года В течение года Август | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла |
3 | Информационно- компьютерные технологии | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Проведение уроков с использованием ИКТ. 3. Сбор и анализ в Интернете информации по обучению предметов естественных дисциплин, педагогике и психологии. 4.Создание презентаций учащихся по предмету. 5. Публикации своих разработок на учительских сайтах. 6. Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе. 7. Участие в конкурсах, олимпиадах через Интернет. | В течение года В течение года В течение года По плану Ежемесячно По мере поступления Сентябрь По графику | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла |
| Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. 3. Обеспечивать благоприятные для работы на уроке условия. | В течение года В течение года В течение года | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла |
| Психологичекое | 1. Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. | Сентябрь- май | Обсуждение на заседании ШМО учителей естественного цикла |
Литература
- Методические журналы: «Биология в школе», «Первое сентября. Биология», «Химия в школе», «Первое сентября. Химия»
- Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003, № 2, с. 58-64.
3. Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения основной школы. Итоги опытно-экспериментального исследования. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. – 212с.
4. Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
5. Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.
6. Хуторской А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования (Народное образование), 2003год
7. Родыгина И.В. Компетентностно- ориентированный подход в обучении. Харьков 2005г.
8. Баранников А.В. Организация самообразование школьников: новый этап осмысления (мониторинг самообразовательного процесса – 1999 г)
9. Бухлова Н.В. Самообразование и самореализация личности // Завуч 2009г №8 (158)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей биологии и химии Протокол № ___ от ____________2017г. __________ Л.М. Бариева | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «БСОШ» _________ Г.Э. Сабирзянова «____»____________2017г. | «Утверждено» Директор МБОУ «БСОШ» _____________ Г.И. Рахимзянова Приказ №___ от «___»_____________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Химия»
8 класс
Учитель химии Бариева Л.М. (высшая кв. категория)
2017-2018 учебный год
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание учебного предмета
Введение
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации
1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ.
2. Коллекция стеклянной химической посуды.
3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия.
4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации
1. Модели атомов химических элементов.
2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).
3. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
4. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Практические работы 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Контрольная работа 1 по теме: « Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,
азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации
1. Ознакомление с коллекцией металлов.
2. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Контрольная работа 2 по теме: « Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации
1. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
3. Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты
1. Ознакомление со свойствами аммиака.
2. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.
3. Ознакомление с коллекцией солей.
4. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.
5. Ознакомление с образцом горной породы.
Практические работы 2 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации
1. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
2. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Практические работы 3 Признаки химических реакций.
Контрольная работа 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации
1. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
2. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
3. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями.
4. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями.
5. Получение и свойства нерастворимых оснований.
6. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой.
7. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
Практические работы 4.Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.
5 Решение экспериментальных задач.
Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса
Учебно-тематический план
№ уроков | Название раздела, глав | Количество часов | ||
Всего | Из них (формы контроля) | |||
контрольных работ | практических работ | |||
1 | Введение | 5 | +(1) | 1 |
2 | Атомы химических элементов | 10 | 1 | - |
3 | Простые вещества | 8 | 1 | - |
4 | Соединения химических элементов | 10 | - | 1 |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 17 | 1 | 1 |
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 21 | 1 | 2 |
Итого | 70 | 4+(1) | 5 |
Основные формы организации учебных занятий
УНЗ – урок новых знаний
УЗИ – урок закрепления изученного
УПЗ – урок применения знаний
УОС – урок обобщения и систематизации
УПК – урок проверки и контроля
КУ – комбинированный урок
ПР – практическая работа
Виды учебной деятельности
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Проектная
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание/ тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |||
По плану | Фактически | ||||||
Введение (5ч) | |||||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания, наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 | 02.09 06.09 | ||||
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Атом. Молекула. Простые и сложные вещества. Практикум | 1 | 06.09 06.09 | ||||
3 | Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». ПТБ | 1 | 09.09 08.09 | ||||
4 | Входная контрольная работа. Химический элемент. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. | 1 | 13.09 13.09 | ||||
5 | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава веществ. Массовая доля химического элемента в соединении | 1 | 16.09 15.09 | ||||
Тема 1 Атомы химических элементов (10ч) | |||||||
6 | Основные сведения о строении атома: ядро, энергетический уровень | 1 | 20.09 20.09 | ||||
7 | Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. | 1 | 23.09 22.09 | ||||
8 | Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы ДИМ. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в ПС ДИМ и строения атома. | 1 | 27.09 27.09 | ||||
9 | Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Значение ПЗ ДИМ. | 1 | 30.09 29.09 | ||||
10 | Электроотрицательность атомов химических элементов. Ионная химическая связь | 1 | 04.10 04.10 | ||||
11 | Ковалентная неполярная химическая связь | 1 | 07.10 06.10 | ||||
12 | Ковалентная полярная химическая связь Валентность. | 1 | 11.10 11.10 | ||||
13 | Металлическая связь. | 1 | 14.10 13.10 | ||||
14 | Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи. Подготовка к контрольной работе | 1 | 18.10 18.10 | ||||
15 | Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов» | 1 | 21.10 20.10 | ||||
Тема 2 Простые вещества (8ч) | |||||||
16 | Анализ контрольной работы. Простые вещества-металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия | 1 | 25.10 25.10 | К/Р К/Р | |||
17 | Простые вещества-неметаллы. Общие физические свойства неметаллов. Аллотропия | 1 | 28.10 27.10 | ||||
18 | Количество вещества | 1 | 08.11 08.11 | ||||
19 | Молярная масса вещества | 1 | 11.11 10.11 | ||||
20 | Молярный объем вещества | 1 | 15.11 15.11 | ||||
21 | Решение расчетных задач | 1 | 18.11 17.11 | ||||
22 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Простые вещества». Подготовка к контрольной работе | 1 | 22.11 22.11 | ||||
23 | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» | 1 | 25.11 24.11 | ||||
Тема 3 Соединения химических элементов (10 ч) | |||||||
24 | Анализ контрольной работы. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов | 1 | 29.11 29.11 | ||||
25 | Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения. | 1 | 02.12 30.11 | ||||
26 | Основания | 1 | 06.12 06.12 | ||||
27 | Кислоты | 1 | 09.12 07.12 | ||||
28 | Соли как производные кислот и оснований. Генетическая свя | 1 | 13.12 13.12 | ||||
29 | Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток | 1 | 16.12 14.12 | ||||
30 | Чистые вещества и смеси | 1 | 20.12 20.12 | ||||
31 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. Расчеты, связанные с понятием «доля». Практикум | 1 | 23.12 21.12 | ||||
32 | Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе». ПТБ | 1 | 10.01 10.01 | ||||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | 13.01 11.01 | ||||
Тема 4 Изменения, происходящие с веществами (17 ч) | |||||||
34 | Физические явления | 1 | 17.01 17.01 | ||||
35 | Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | 20.01 18.01 | ||||
36 | Классификация химических реакций. Реакции соединения и разложения | 1 | 24.01 24.01 | ||||
37 | Классификация химических реакций. Реакции замещения и обмена. Практикум | 1 | 27.01 25.01 | ||||
38 | Практическая работа № 3 «Признаки химических реакций». ПТБ | 1 | 31.01 31.01 | ||||
39 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | 03.02 01.02 | ||||
40 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | 07.02 07.02 | ||||
41 | Обобщение и систематизация знаний по теме: « Изменения, происходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе | 1 | 10.02 08.02 | ||||
42 | Контрольная работа № 3 по теме « Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 14.02 14.02 | ||||
43 | Анализ контрольной работы. Кислоты, их классификация, номенклатура, физические свойства | 1 | 17.02 15.02 | ||||
44 | Кислоты, химические свойства, получение и применение кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах | 1 | 21.02 21.02 | ||||
45 | Основания, их классификация, номенклатура, физические свойства | 1 | 24.02 22.02 | ||||
46 | Основания, химические свойства, получение и применение оснований. Реакция нейтрализации | 1 | 28.02 28.02 | ||||
47 | Оксиды, их классификация, номенклатура, физические свойства | 1 | 03.03 01.03 | ||||
48 | Оксиды, химические свойства. Получение и применение оксидов | 1 | 07.03 07.03 | ||||
49 | Соли, их классификация, номенклатура, физические и химические свойства. Получение и применение. | 1 | 10.03 14.03 | ||||
50 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1 | 14.03 14.03 | ||||
Тема 5 Растворение. Растворы. Свойства растворов (20 ч) | |||||||
51 | Растворы. Растворимость веществ в воде. Растворение как физико-химический процесс. | 1 | 17.03 15.03 | ||||
52 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. | 1 | 21.03 21.03 | ||||
53 | Основные положения ТЭД. Ионы: катионы, анионы | 1 | 24.03 22.03 | ||||
54 | Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена | 1 | 04.04 04.04 | ||||
55 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства | 1 | 07.04 05.04 | ||||
56 | Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства | 1 | 11.04 11.04 | ||||
57 | Оксиды | 1 | 14.04 12.04 | ||||
58 | Соли в свете ТЭД, их свойства. Практикум | 1 | 18.04 18.04 | ||||
59 | Практическая работа № 4 «Ионные реакции». ПТБ | 1 | 21.04 19.04 | ||||
60 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «ТЭД» | 1 | 21.04 19.04 | ||||
61 | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции Окислитель, восстановитель | 1 | 25.04 25.04 | ||||
62 | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР | 1 | 28.04 26.04 | ||||
63 | Упражнения в составлении ОВР. Практикум | 1 | 28.04 26.04 | ||||
64 | Практическая работа №5 | 1 | 05.05 04.05 | ||||
65 | Итоговая контрольная работа по курсу химии за 8 класс | 1 | 12.05 11.05 | ||||
66 | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | 16.05 16.05 | ||||
67 | Решение расчетных задач | 1 | 19.05 18.05 | ||||
68 | Повторение темы «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 23.05 23.05 | ||||
69 | Повторение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов» | 1 | 26.05 25.05 | ||||
70 | Итоговый урок по курсу 8 класса | 1 | 30.05 30.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Л.М. Бариева Протокол № ___ от «____»____________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «БСОШ» _________ Г.Э. Сабирзянова «____»____________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ «БСОШ» _____________ Г.И. Рахимзянова Приказ №___ от «___»_____________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Химия»
9 класс
Учитель химии Бариева Л.М. (высшая кв. категория)
2018-2019 учебный год
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
3. Содержание учебного предмета
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации
1. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева.
2. Модели атомов элементов 1—-го периодов.
3. Модель строения земного шара (поперечный разрез).
4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Лабораторные опыты
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева
Диагностическая контрольная работа
Тема 1. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации
1. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
2. Образцы сплавов.
3. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.
4. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
5. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практические работы 1. Осуществление цепочки химических превращений.
2. Получение и свойства соединений металлов.
3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Контрольная работа №1 по теме : Металлы»
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева,
особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы.. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Лабораторные опыты
1. Ознакомление с составом минеральной воды.
2. Свойства разбавленной серной кислоты.
3. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония.
4. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов.
5. Горение угля в кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
Практические работы 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
5. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №2 по теме : Неметаллы»
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса
4. Учебно-тематический план
№ уроков | Название раздела, глав | Количество часов | ||
Всего | Из них (формы контроля) | |||
контрольных работ | практических работ | |||
1 | Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 9 | 1+ (1) | - |
2 | Металлы | 19 | 1 | 3 |
3 | Неметаллы | 23 | 1 | 2 |
4 | Органические вещества | 11 | - | - |
5 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 6 | 1 | - |
6 | Итого | 68 | 4+(1) | 5 |
5. Основные формы организации учебных занятий :
УНЗ - урок новых знаний
УЗИ - урок закрепления изученного
УПЗ - урок применения знаний
УОС - урок обобщения и систематизации
УПК - урок проверки и контроля
КУ - комбинированный урок
ПР - практическая работа
6. Виды учебной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Проектная
7. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание/тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (9ч) | |||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева | 1 | |||
2 | Генетические ряды металлов и неметаллов | 1 | |||
3 | Переходные элементы | 1 | |||
4 | Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева | 1 | |||
5 | Входная контрольная работа Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Введение в курс химии 9 класс | 1 | |||
6 | Скорость химических реакций | 1 | |||
7 | Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. | 1 |
| ||
8 | Обратимые необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
9 | Контрольная работа 1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | 1 | |||
Тема Металлы (19ч) | |||||
10 | Анализ контрольной работы. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева особенности строения их атомов. Физические свойства металлов | 1 |
| ||
11 | Сплавы | 1 | |||
12 | Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | |||
13 | Металлы в природе. Общие способы их получения | 1 | |||
14 | Общее понятие о коррозии металлов | 1 | |||
15 | Общая характеристика элементов I A группы | 1 | |||
16 | Соединения щелочных металлов | ||||
17 | Щелочноземельные металлы | 1 | |||
18 | Соединения металлов IIA группы | 1 | |||
19 | Алюминий, его физические и химические свойства. | 1 | |||
20 | Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | 1 | |||
21 | Железо, его физические и химические свойства | 1 | |||
22 | Соединения Fe2+, Fe3+. Практикум | 1 | |||
23 | Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов. ПТБ | 1 |
| ||
24 | Решение задач на определение выхода продукта. Практикум | 1 | |||
25 | Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов. ПТБ | 1 | |||
26 | Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов | 1 | |||
27 | Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов». Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
28 | Контрольная работа 1 по теме «Металлы» | 1 | |||
Тема Неметаллы (23ч) | |||||
29 | Анализ контрольной работы. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов ДИМ. Общие свойства неметаллов. | 1 | |||
30 | Водород-химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Примеение водорода | 1 | |||
31 | Галогены: физические и химические свойства. | 1 | |||
32 | Соединение галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и её соли. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | 1 | |||
33 | Кислород-химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорда | 1 | |||
34 | Сера, её физические и химические свойства. | 1 | |||
35 | Оксиды серы. Серная кислота. Соли серной кислоты. Практикум | 1 | |||
36 | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». ПТБ | 1 | |||
37 | Азот и его свойства. | 1 | |||
38 | Аммиак | 1 | |||
39 | Соли аммония. | 1 | |||
40 | Азотная кислота и её соли. Оксиды азота. | 1 | |||
41 | Фосфор и его соединения. | 1 | |||
42 | Соединения фосфора | 1 | |||
43 | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | |||
44 | Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо. | 1 | |||
45 | Угольная кислота и её соли. | 1 | |||
46 | Соли угольной кислоты | 1 | |||
47 | Кремний и его соединения. | 1 | |||
48 | Силикатная промышленность. Практикум | 1 | |||
49 | Практическая работа №5. Получение, собирание и распознавание газов. ПТБ | 1 | |||
50 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов». Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
51 | Контрольная работа №3 по теме « Неметаллы» | 1 | |||
Тема Органических соединение (11ч) | |||||
52 | Анализ контрольной работы. Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ | 1 | |||
53 | Предельные углеводороды. УВ: метан, этан. | 1 | |||
54 | Непредельные углеводороды: этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. | 1 | |||
55 | Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин) | 1 | |||
56 | Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты) | 1 | |||
57 | Биологически важные вещества: жиры и белки. | 1 | |||
58 | Углеводы: глюкоза. | 1 | |||
59 | Полимеры. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | |||
60 | Обобщение знаний по курсу органической химии. | 1 | |||
Тема Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6ч) | |||||
61 | Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева (повторение) | 1 | |||
62 | Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева (повторение) | 1 | |||
63 | Строение веществ | 1 | |||
64 | Строение веществ. Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
65 | Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса | 1 | |||
66 | Классификация веществ | 1 | |||
67 | Химические реакции | 1 | |||
68 | Итоговое повторение по курсу химии 9 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Проектно-исследовательская деятельность школьников...
Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников
Задача учителя в современном обществе:- использовать современные педагогические технологии;- раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;- повысить качество з...
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей
В статье говорится об особенностях развития одарённых детей....
Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...
Межрегиональный интерактивный семинар "Создание оптимальных социальных и психолого - педагогических условий, как повышение возможности инклюзии детей с кохлеарными имплантами" Комитет образования и науки Курской области
Дифференцированные образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами с учётом возраста и новых возможностей слухоречевого развития. http://schig52.mskobr.ru/conditions/korrekcionnaya...
Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
Цель: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...