Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
статья
Цель: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования
В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с применением комплексного использования инновационных технологий.
2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.
4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления образования. Источников информации в настоящее время много. А вот как ребятам сориентироваться в этом огромном потоке противоречивых данных? Учитывая, то, что каждый ребенок – личность. Как подобрать к каждому ученику ключик? Ответить на эти вопросы я пытаюсь ответить через свою педагогическую деятельность. География – песня, молодость моей души, особый ритм жизни. На уроках я стараюсь ставить детей в такую учебную ситуацию, в которой они должны сами анализировать, сравнивать, сопоставлять, прогнозировать, программировать. Существуют некоторые проблемы: есть дети из дальних сел, у которых языковой барьер, есть учащиеся, которые долго думают, не умеют анализировать, не знают алгоритмов сравнения и сопоставления. А это ведь те навыки, которые в нашей жизни играют решающую роль.
Деятельность по разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Мною разработаны рабочие программы по всем классам. Цель рабочих программ – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «География».
Рабочие учебные программ разработаны на основе Образовательных программ основного общего образования, на основе программы основного общего образования по географии: 5-9 классы авторы И. И. Баринова, Т.П. Герасимова, В. П. Дронов, И. В. Душина, издательство Дрофа (серия «Стандарты второго поколения»).
В рабочей программе 5 класса соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Также по всем классам составлены поурочные планы с 5 по 10 классы, подобраны методы и средства обучения с учетом возрастных особенностей. Структура Программ является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Деятельность по разработке электронных, интернет - ресурсов, по формированию информационной образовательной среды
Ежегодно представляю свой опыт на сайте https://nsportal.ru/lyudmila-vladimirovna, на сайте школы http://novoselinternat.ru, где распространяю свой опыт работы среди учителей Российской Федерации. Совместно с учащимися создаем в электронном виде работы по Селенгинскому району; большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождаемые показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким и увлекательным. Хочется отметить, что многие из моих учащихся сами создают презентации, проявляя большой интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.
Повышение квалификации, совершенствование
педагогического мастерства
Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.
Повышаю свою квалификацию на различных курсах и вебинарах. Вхожу в состав школьной комиссии по экспертизе рабочих программ, экзаменационных материалов, проверки экзаменационных работ ГИА, проверки олимпиадных и исследовательских работ. Неоднократно выступала с обобщением опыта на районных методических объединениях, имею публикацию в Международном сборнике материалов научно - практической конференции педагогов интернатных учреждений РБ и педагогов «Национальной школы-лаборатории Оуюны Ирээдуй» г. Дархан, Монголия. Тема «ИСУД как один из ресурсов реализации ФГОС ООО на уроках географии»
Проектирование образовательного процесса
Методическое и технологическое обеспечение.
Инновационная деятельность
Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.
Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Таким инструментом являются инновационные технологии обучения. Активизировать творческий потенциал учащихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения. Работая в данной школе 19 лет, в течение моей педагогической деятельности остановилась на комплексном использовании информационно-коммуникационных, личностно-ориентированного обучения (технология ИСУД), проектно-исследовательских технологий и технологии проблемного обучения. Чем меня привлекли меня данные технологии? Они позволяют достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Реализуют потребность в выборе различных форм и приемов работы, которые обеспечат каждому ученику свой путь к успеху. Дают возможность мониторинга и коррекции полученного результата. Цель концепции: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования
В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:
1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с применением комплексного использования инновационных технологий.
2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.
3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.
4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.
Мною разработана методическая система с использованием контрольно-методических срезов, в том числе разноуровневых творческих заданий. Для реализации поставленных задач использую следующие методы и приёмы работы, направленные на развитие учебного успеха ученика на уроках географии: метод аналогии; ассоциации; метод эвристического комбинирования; мозговая атака; метод наводящих вопросов; изменение формулировки; метод активизации творческого процесса; метод моделирования процессов; проблемно - поисковый; практический; словесный.
Наиболее приемлемыми считаю следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. В связи со спецификой нашего образовательного учреждения чаще других применяю индивидуальные.
Для создания мотивационного поля к учению в целом, и к географии в частности, использую также специфические методы и педагогические подходы: Субъект – субъектный (основанный на равноправии учителя и ученика); интерактивный (основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу; на непрерывном общении учителя с учащимися. Это «обучение, погруженное в общение».
Чтобы учение стало удовольствием, включаю в содержание учебного материала интересные сведения, яркие факты, стихи, песни, загадки, краеведческий материал. Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии, где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ: демонстрационный и раздаточный (тесты, проверочные и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания). Создана библиотека научно-популярной, занимательной литературы, ведётся подборка справочников, словарей, энциклопедий для детей, тематические стенды подготовки к итоговой аттестации (в форме ГИА). Имеется весь набор настенных карт, атласов, глобусов, тетрадей на печатной основе для всех классов, электронных уроков «Кирилла и Мефодия».
Учебный кабинет оборудован автоматизированным рабочим местом для учителя: компьютером, мультимедиа. Имеется отдельная лаборатория, где систематизированы наглядные материалы (таблицы, модели, коллекции, т.д.). (Приложение № 1)
Особое внимание обращаю на рабочее место обучающихся. Для того чтобы все было под рукой, каждая парта укомплектована (для соответствующего класса), атласом, контурной картой, планами-характеристиками географических объектов.
( Приложение № 5).
Экспериментальная деятельность
Для развития учебного успеха ученика разрабатываю новую систему мониторинга педагогической деятельности учителя и результативности учебной деятельности обучающегося. Для этого создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу творчества и сотрудничества, обеспечивающую возможность самовыражения, личностного развития в ходе овладения знаниями. (Приложение № 3).
Дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса можно развивать благодаря дидактическому материалу, который подбирается и составляется индивидуально для ученика. Для этого была создана контрольная группа из обучающихся разных классов и составлена характеристика благодаря несложным психологическим заданиям, тестам. Характеристика была составлена при помощи школьного психолога. (Приложение № 4).
На основании данных характеристик составлялись задания разного уровня, учитывая индивидуальный стиль учебной деятельности каждого в отдельности.
При составлении заданий учитываю, что необходимо развивать творческий потенциал ученика, поддерживать его стремление к учебному успеху, творить при выполнении заданий разного уровня.
Диагностика проводится при помощи разноуровневых заданий, срезов, работ как творческого, так и образовательного характера. Всё это помогает увидеть успехи и проблемы, как каждого ученика, так и всего класса в целом. И это можно увидеть не только по отметкам, но и по активности учащихся.
Образовательные результаты обучающихся на муниципальном и региональном уровнях
У меня как учителя сельской школы есть возможность отследить продвижение каждого ученика к максимальному учебному успеху.
По таблице видно что абсолютная успеваемость стабильна в течение года и составляет 100%, а степень обученности и качественная успеваемость увеличиваются. До 100 % обучающихся выбирают географию при проведении государственной итоговой аттестации.
Таблица «Позитивная динамика учебных достижений учащихся»
Результаты участия обучающихся
в предметных олимпиадах, конкурсах
2013-2017 Предметные олимпиады Всероссийские олимпиады по географии и химии муниципальный уровень – 3 место Чернова Татьяна (география), 3 место Петров Исмаил (география)
2013 - Всероссийские массовые соревнования «Российский азимут - 2013» 1 место Левченко Галина
2013 – Республиканский эколого-краеведческий слет в Мухоршибирском районе «По тропам Чингисхана». 3 место общекомандное
2013 – Муниципальный краеведческий фотоконкурс «Моя малая родина», 1 место Чернова Татьяна
2013 НПК «Шаг в будущее» Муниципальный уровень, 5 место - Бадмацыренова Анастасия
2014 – Республиканский конкурс «Ученик года» - защита проекта календарь «Между прошлым и будущим» Будаев Тимофей – лауреат конкурса.
2014 – НПК «Шаг в будущее» Муниципальный уровень - Аюшеева Хажидма, 4 место
2015 – Республиканский конкурс «Ученик года» защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» - Чимитов Дмитрий, диплом лауреата конкурса
2017 – Республиканский конкурс «Байкальский сундучок» - Машиев Бальжиним, Данцорунов Алексей, сертификаты участников
2017 – Республиканская научно-практическая конференция среди интернатных учреждений - Ванданова Саяна, свидетельство участника
2017 - Всероссийский экологический конкурс, посвященный Году экологии «Сделаем вместе» Дугаржапова Чимита, Поспелова Аня, Жапов Владимир, Кокорина Катя – дипломы лауреатов
2017 – Республиканский конкурс-викторина «Многоликая Бурятия», посвященная Международному Дню туризма и экологии в России – 1 место общекомандное
2017 – Республиканский конкурс видеороликов «Сохраним леса Бурятии», благодарственное письмо
2017 – III Международный Географический диктант, 30 школьников, подведение итогов
Распространение опыта профессиональной деятельности
Результативность участия в профессиональных конкурсах
2013 - Муниципальный конкурс среди учителей географии. Полевая практика. Спортивное ориентирование – 1 место
2013 - Всероссийские массовые соревнования «Российский азимут -2013» среди учителей – Диплом 3 место
2013 - Республиканский конкурс «Урок - исследование» в рамках реализации мероприятий «Наша новая школа», сертификат участника.
2014 - Республиканский конкурс «Самый классный классный», посвященный Году культуры - диплом лауреата в номинации «Патриот России»
2015 - Международный конкурс «Лучшее портфолио педагога – 2014» диплом 3 степени
2017 - Международный географический диктант. Результат 88 баллов из 100
2017 - Всероссийское тестирование для педагогов "ФГОС как основной механизм повышения качества основного общего образования". Диплом 2 степени
Участие в работе методических объединений
Методическое обеспечение: Классическая линия Ром-Дронов
В этой связи веду работу по теме: «Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения».
Проанализировав свою работу и деятельность детей, могу сделать вывод: все участники образовательного процесса вовлечены в активную творческую и поисковую деятельность. Моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям образования. В перспективе - осваивать новое, успешно выполнять творческие задачи, ведь именно творческая деятельность человека делает его обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной августовской конференции по теме: «Индивидуальные образовательные маршруты как условие повышения качества образования» /обобщение опыта работы учителя русского языка/.
Внедрение в практику индивидуальных маршрутов -условие повышения качества образования....
" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)
В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...
«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...
Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....
Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС
В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....
Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования
Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов...