Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
статья по теме
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pp_usloviya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской
деятельности школьников
Чекашкина О.В., учитель химии, биологии
и экологии МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Цель современной школы - выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию. В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.
Суть концепции исследовательской деятельности учащихся А.В. Леонтович сформулировал так: «…Развитие деятельностного содержания образования на основе создания многопозиционной образовательной среды образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, учёные, эксперты и др.), функционально представляющего собой аналог научной школы, и реализации в ней учебных исследовательских задач. В процессе этой деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счёте – становление субъектности учащихся».
Эффективность формирования творческих качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога в этом направлении, но и от особенностей развития ученика как субъекта воспитания. Учет двух названных факторов является необходимым условием организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Если отличительной особенностью личности младшего школьника является повышенная впечатлительность и внушаемость, а также слабо развитые способности принимать самостоятельные решения, то в подростковом и старшем подростковом возрасте самостоятельность начинает ярко проявляться. В этот период учащиеся многое могут делать без посторонней помощи и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.
Важной предпосылкой подготовки школьников к проектно-исследовательской деятельности является работа педагога по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности, которая реализуется в процессе:
– подготовки старшеклассников к олимпиадам, конкурсам, конференциям;
- занятий учащихся в специальных кружках, секциях;
- проведения научно-практических конференций с публикацией работ;
- организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий;
- использования нетрадиционных методов обучения;
- варьирования педагогических технологий;
- качественный анализ содержания урока;
- осуществление связи теории с практикой и др.
Сформированность опыта научно-исследовательской деятельности у учителей, является важным условием организации исследовательской деятельности учащихся. Невозможно учителю передать опыт той деятельности, которую он не освоил сам. Потребность в формировании умений и навыков профессионально-исследовательской деятельности привела к тому, что школьные работники вынуждены сегодня прибегать к освоению научных методов и методик, ранее адресованных аспирантам и соискателям, занимающимся диссертационными исследованиями, а школьные учителя нуждаются в навыках проведения эмпирического исследования, которое обладает определенной спецификой.
Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников в школе, позволил определить психолого-педагогические условия этого процесса.
Психологические условия:
1. Формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности.
2. Психологический мониторинг, тренинги.
Педагогические условия:
1. Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства учителей-организаторов творческого процесса.
2. Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.
3. Применение нетрадиционных методик в обучении.
4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.
5. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.
6. Индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов.
Формами психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности в школе являются участие школьников в НОУ, тренинги, диагностика, консультирование, самообразование, учебно-исследовательские экспедиции; проектно-исследовательские игры, общешкольные мероприятия. Участниками психолого-педагогического сопровождения должны быть психологическая служба, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения.
Процесс организации проектно-исследовательской деятельности в школе встречается с рядом проблем. Во-первых, необходимо восстановить в средних общеобразовательных учебных заведениях должность заместителя директора школы по научно-методической работе, как организатора и координатора научно-исследовательской деятельности и учителей, и школьников, а также - должность психолога. Во-вторых, в обычной общеобразовательной школе нет достаточного попечительского фонда, способного финансировать выезд учащихся на внешкольные олимпиады, творческие конкурсы и конференции.
Грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков их самореализации.
Литература:
- Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.
- Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.
- Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 12-17. С. 14.
- Чечель И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях / И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 116 с.
- Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2–3 ноября 2011 г). Томский политехнический университет. г.Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба
Социальное развитие ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Проектно-исследовательская деятельность школьников...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...