Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников
статья по теме
Задача учителя в современном обществе:
- использовать современные педагогические технологии;
- раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;
- повысить качество знаний обучающихся;
- учесть индивидуальные особенности обучающихся;
- привлечь обучающихся к участию различного рода конкурсах;
- развить у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;
- привить навыки самостоятельной работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_rabota_mingazova_g.m.docx | 113.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Мингазова Галия Мухаметсалиховна
2016 год
Оглавление:
- Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
Цель, задачи, методы исследования
Психологические основы проектной деятельности
Новизна педагогического опыта
- Концепция проекта.
Метод учебных проектов
Творческие проекты
Этапы выполнения проекта
- Обобщение опыта.
Отношение учащихся и педагогического коллектива к творческим проектам
- Заключение
Результативность проекта
- Список литературы
Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
Наше общество столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. Русский язык и литература относятся к основным предметам школьной программы и к числу наиболее трудных. Именно преобразовательная суть этих предметов делает приоритетным в работе учителя следующие задачи:
- использовать современные педагогические технологии;
- раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;
- повысить качество знаний обучающихся;
- учесть индивидуальные особенности обучающихся;
- привлечь обучающихся к участию различного рода конкурсах;
- развить у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;
- привить навыки самостоятельной работы .
Реализация данных задач позволяет развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров.
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
На основании выявленного противоречия сформулированы:
Проблема исследования: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках?
Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:
• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
• проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;
• осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
• учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.
2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности.
3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.
4. Исследовать отношение к урокам, на которых выполняются творческие проекты.
Методы исследования.
Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения
философской и психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ.
Психологические основы проектной деятельности
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она
являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов,
психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. В философском понимании (Н.А. Бердяев. К. Юнг. В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников. В процессе выполнения проекта учащиеся проводят своеобразные исследования.
Новизна педагогического опыта.
Новизна опыта состоит в том, обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников.
Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий:
- педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности;
- вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся;
- организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.
Концепция проекта.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Он возник в США во второй половине XIX в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Идеи Д.Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Американский педагог В. Кильпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике.
Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. На страницах педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода.
Метод учебных проектов
Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно
учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот
метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и
цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его при-менения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный; - - деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; - - формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
Творческие проекты
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как
предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и
знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке.
Этапы выполнения проекта.
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна
соответствовать общей структуре проектирования.
1. Краткая формулировка задачи (описывается цель проекта и ситуация).
2. Исследование и анализ.
3. Спецификация и форма проекта.
4. Первоначальные идеи.
5. Выбор лучшей идеи.
6. Конечный продукт
Метод проектов большей частью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с группами (4-5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Обобщение опыта
Начиная с 2014 года, после знакомства с сингапурской системой образования и прохождения трехнедельных курсов в Сингапуре, я начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предметов Русский язык и Литература школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.
Любой проект обязательно выполняется под руководством и с помощью учителя. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является вывешивание на общее обозрение проектов для ознакомления с опытом старших учащихся. Это обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже.
Виды презентации проектов бывают самыми различными в зависимости от возраста учеников. Это
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- заочная экскурсия;
- инсценировка;
- реклама;
-РАФТ;
- пресс-конференция…
Критерии оценки проекта заранее обсуждаются с детьми. Оценивается, прежде всего, качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Но окончательный выбор темы я оставляю всегда за собой. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.
Обучающимся с низкой мотивацией предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ. Далее сообща продумываем возможные варианты проблемы, которые надо исследовать в рамках данной темы, проводятся индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор необходимой литературы. Учащиеся предлагают ситуации, вопросы для реализации проекта. Данный этап – ключевой, в котором закладывается идея проекта. Обсуждаются методы реализации,
источники информации. Составляется развёрнутый пошаговый план и очерчивается
круг основных идей, определяется направление исследования и выясняются источники нужной информации. При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Фактически становятся необходимы навыки педагога-исследователя. Затем начинается самостоятельная работа школьников по предложенным творческим задачам. На уроке или на консультации периодически проводятся промежуточные контролирующие обсуждения результатов. В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
При защите проекта в классе учащийся показывает знание цели, задач проекта,
области его применения. Учится рассказывать и отвечать на вопросы учителя и учеников, делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (документацию по его выполнению). Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы — воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.
Отношение учащихся и педагогического коллектива к творческим проектам Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к творческим
проектам» и даны вопросы:
1. Как вы относитесь к выполнению творческих проектов на уроках русского языка и литературы? Из 30 учащихся 16 ответили – хорошо, 10 – равнодушно и 4 – плохо.
2. Выполняете ли вы проекты на других уроках? 26 ответили – да, 4 ответили – нет. 3. Считаете ли вы что, выполнение проектов развивает самостоятельность и
креативность? 26 учеников ответили – да, 4 – нет
Из анализа результатов анкетирования можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету. Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.
Педагогическому коллективу школы также была предложена анонимная анкета:
1. Используете ли вы метод проектов в своём предмете? Из 37 педагогов 32
ответили – да, 2 ответили – нет, 3 - редко.
2. Есть ли у этого метода будущее? 34 педагогов ответили – да, 3 – нет.
3. Считаете ли вы что, выполнение проектов развивает самостоятельность и креативность? 34 педагогов ответили – да, 3 – нет.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития
творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Заключение
Результаты исследования показали, что движущей силой развития творческой
активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к
самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий:
- сформированность положительной мотивации учащихся на творческую
деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации;
- стимулировании учителем развития творческой активности школьников;
- включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Практикуя проектную деятельность, я заметила, что дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Список литературы.
1. Деревянко И. От проекта к проекту – путём самостоятельного поиска знаний//Директор школы, 2007-№5
2. Загвязинская Э. Как мы пришли к проектному обучению//Директор школы, 2004-№9
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Виды проектов//Завуч. Управление современной школой, 2007- №1
5. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Этапы проектной деятельности//Завуч. Управление современной школой, 2007- №3
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения//Завуч, 2003-№6
8. Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. /Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б .– Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Проектно-исследовательская деятельность школьников...
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей
В статье говорится об особенностях развития одарённых детей....
Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...
Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников
Проблема активной личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как в педагогической практике....
Межрегиональный интерактивный семинар "Создание оптимальных социальных и психолого - педагогических условий, как повышение возможности инклюзии детей с кохлеарными имплантами" Комитет образования и науки Курской области
Дифференцированные образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами с учётом возраста и новых возможностей слухоречевого развития. http://schig52.mskobr.ru/conditions/korrekcionnaya...
Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
Цель: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...