Технологическая карта урока Аммиак и его свойства
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Евстефеева Нина Ивановна
ТЕМА: Аммиак и его влияние на здоровье человека
Цели:
Образовательная: повторить с учащимися строение молекулы аммиака, расширить сведения учащихся о свойствах аммиака и его водного раствора, а также их влиянии на здоровье человека.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничество в группе. 
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, способствовать на уроке развитию умений: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, а также формированию навыков работы с различными источниками: текстом, схемой, диаграммой, опорным конспектом.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять области применения аммиака и его водного раствора, а также оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком.
Содержательная: расширить понятийную базу по неметаллам и их соединениям: зависимость свойств неметаллов и их соединений от их строения, объяснение свойств соединений с позиции теории электролитической диссоциации, применение неметаллов и их соединений.
 
Задачи:  
1. Изучить строение аммиака; свойства аммиака и его водного раствора; применение соединений аммиака; влияние соединений аммиака на здоровье человека (предметный результат).                                                                                                                                                2. Продолжить развивать умения: выявлять причинно-следственные связи, на основе умозаключений делать выводы, давать объяснения явлениям с позиции фундаментальных законов, работать в парах (метапредметный результат).                                                                                                                                                                                      3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
 
Тип урока. Урок открытия новых  знаний
Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный. 
Оборудование и реактивы для учителя: ПК, проектор мультимедийный;  водный раствор аммиака, соляная кислота (концентрированная), раствор белка, лакмус, фенолфталеин
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ammiak.docx33.27 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uchashchihsya.docx76.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Аммиак и его влияние на здоровье человека

Цели:

Образовательная: повторить с учащимися строение молекулы аммиака, расширить сведения учащихся о свойствах аммиака и его водного раствора, а также их влиянии на здоровье человека.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничество в группе. 

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, способствовать на уроке развитию умений: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, а также формированию навыков работы с различными источниками: текстом, схемой, диаграммой, опорным конспектом.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять области применения аммиака и его водного раствора, а также оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком.

Содержательная: расширить понятийную базу по неметаллам и их соединениям: зависимость свойств неметаллов и их соединений от их строения, объяснение свойств соединений с позиции теории электролитической диссоциации, применение неметаллов и их соединений.

Задачи:  

1. Изучить строение аммиака; свойства аммиака и его водного раствора; применение соединений аммиака; влияние соединений аммиака на здоровье человека (предметный результат).                                                                                                                                                                                                   2. Продолжить развивать умения: выявлять причинно-следственные связи, на основе умозаключений делать выводы, давать объяснения явлениям с позиции фундаментальных законов, работать в парах (метапредметный результат).                                                                                                                                                                                                                                        3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Тип урока. Урок открытия новых  знаний

Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы для учителя: ПК, проектор мультимедийный;  водный раствор аммиака, соляная кислота (концентрированная), раствор белка, лакмус, фенолфталеин

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

УЧИТЕЛЬ. Доброе утро, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и здоровья. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. В добрый путь! Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. 

II. ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ

УЧИТЕЛЬ. Мы сегодня будем говорить о веществе, которое имеет древнюю  историю (слайд 2)

ДО: «Дым без огня» (2 колбы, закрытые стеклянными пластинками, раствор аммиака, концентрированная соляная кислота)

Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу. А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом.

(звучит арабская мелодия)

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали - и всякий раз получался едкий газ.

Как вы думаете, о каком веществе идет речь?

УЧЕНИК. Аммиак

УЧИТЕЛЬ. А что бы вы хотели узнать об этом веществе в первую очередь? Какие знания вы хотели бы получить на уроке?

УЧЕНИК. Какими свойствами обладает аммиак? Где находит применение это вещество? Как воздействует аммиак на организм? Как себя вести в случае отравления этим газом?

УЧИТЕЛЬ. А что для вас наиболее важно? Знать с какими веществами аммиак вступает во взаимодействие или как это вещество влияет на наше здоровье? Какие знания для вас важнее?

УЧЕНИК. Здоровье для человека - важнейшая ценность, а значит, важнее всего узнать, как влияет аммиак на наше здоровье.

УЧИТЕЛЬ. Исходя из этого сформулируйте тему нашего урока

УЧЕНИК. Аммиак и его влияние на здоровье человека (записывают в технологическую карту)

УЧИТЕЛЬ. Какую цель урока мы можем поставить? (слайд 3)

(прием домысливания: учащимся для постановки цели предлагаются слова - помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим и др.)

УЧЕНИК. Изучить влияние аммиака на организм человека.

УЧИТЕЛЬ. Какие пути достижения цели вы можете предложить? (слайд 4)

УЧЕНИК. Работа с учебником, поиск информации в интернет, работа с презентацией урока, экспериментальная работа, работа с технологической картой урока

(у каждого обучающегося имеется технологическая карта с заданиями и описаниями эксперимента, в которых они работают на протяжении урока)

III. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И НОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

УЧИТЕЛЬ. Аммиак - это водородное соединение. Это газ, с резким удушливым нашатырным запахом. Легче воздуха.  Используя, опорный конспект 1 в технологической карте, ответьте на вопросы:

  1. Какой формулой отражается состав аммиака? (NH3)
  2. Какой тип химической связи? (ковалентная полярная связь)

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде? Чтобы ответить на этот вопрос, у вас в технологической карте имеется подсказка (подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды)

УЧЕНИК. Да, аммиак должен растворяться в воде, так как его молекула полярна и может притягиваться к полярной молекуле воды.

УЧИТЕЛЬ. Да, действительно, аммиак очень хорошо растворяется в воде (в 1 объеме воды растворяется 710 объемов аммиака). Водные растворы аммиака вам хорошо знакомы. В технологической карте найдите задание 2. 

УЧИТЕЛЬ. У этих растворов есть другое название: 25% раствор называется аммиачной водой или водным раствором аммиака, а 10% раствор используется в медицине и называется нашатырным спиртом. Запишите названия водных растворов аммиака в технологическую карту (задание 2). А свойства аммиака и воздействие его на организм мы будем изучать, используя раствор аммиака.

УЧИТЕЛЬ. Как можно определить характер соединения? Какие вещества для этого используют? Для чего определяют характер вещества?

УЧЕНИК. Характер соединения можно определить с помощью индикатора. Индикаторы - это вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды раствора. Зная характер вещества, можно спрогнозировать его свойства.

УЧИТЕЛЬ. В технологической карте найдите инструкцию 3. Прежде чем, вы приступите к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с реактивами.

(слайд 5)

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность — хорошо,
А халатность — плохо!

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай

(слайд 6)

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы.

(слайд 7)

Вдруг попал тебе на кожу

Ядовитый химикат:

Срочно смой его водою,

Не то будешь сам не рад!

Несколько правил простых и несложных

Выжить помогут в школе возможно.

Ты соблюдай их, мы знаем прекрасно-

Химия - здорово и безопасно!

УЧИТЕЛЬ. Следуя инструкции 3 и соблюдая правила техники безопасности, определите какова среда раствора аммиака?

Инструкция.

В две пробирки добавьте по 5-6 капель раствора аммиака. В одну из пробирок добавьте лакмус, а в другую - фенолфталеин.

  1. Какой из индикаторов изменил свой цвет?
  2. Как это можно объяснить с позиции теории электролитической диссоциации?
  3. Какими свойствами обладает раствор аммиака?
  4. Почему при нагревании окрашенного раствора аммиака цвет исчезает?

УЧЕНИК. Фенолфталеин стал малиновый. Среда щелочная. Значит, в растворе содержатся гидроксид - ионы (ОН-). При нагревании окраска исчезает, так как вещество которое образуется непрочное и способно разлагаться.

УЧИТЕЛЬ.  (слайд 8) Действительно, среда щелочная, так как аммиак при растворении образует непрочное соединение - гидрат аммиака NH3⋅H2O, который диссоциирует с образованием гидроксид иона. Схема диссоциации следующая.

NH3 + H2O ⬄ NH3⋅H2O ⬄ NH4+ + OH-

УЧИТЕЛЬ. (слайд 9) А теперь, внимание на экран. На слайде изображения муравья, крапивы и пчелы. Что общего между этими объектами живой природы и при чем тут раствор аммиака?

УЧЕНИК. Муравья, крапиву и пчелу объединяет то, что они оставляют ожоги, вызванные действием муравьиной кислоты. Муравьиную кислоту можно нейтрализовать раствором аммиака. Т.е. ожоги можно обрабатывать нашатырным спиртом.

УЧИТЕЛЬ. В технологической карте найдите инструкцию 4. Согласно инструкции проделайте опыт с белком и ответьте на поставленные вопросы.

Инструкция.

В пробирку с яичным белком добавьте 3-4 капли раствора аммиака. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о воздействии аммиака и его соединений на организм человека.

УЧЕНИК. При действии раствора аммиака на куриный белок происходит денатурация. Белок - основное биологическое вещество (строитель, ферменты, гормоны, и т.д.). Аммиак и его соединения могут вызвать изменения в структуре белка, что приведет к развитию различных заболеваний.

УЧИТЕЛЬ. (слайд 10) Посмотрите на экран. На слайде изображена диаграмма состава табачного дыма. Одним из компонентов является аммиак (концентрация аммиака в табачном дыме составляет 706 мг/м3, содержание в дыме около 1%). А вот теперь представьте, что происходит в живых тканях при попадании табачного дыма в организм. (слайд 11) Аммиак раздражает слизистую оболочку и вызывает заболевания дыхательной системы, системы пищеварения и органов выделения. Поэтому сделайте для себя выбор «Курение или здоровье». В технологической карте, в задании 5, подчеркните, что вы для себя выбрали. Поднимите руки те, кто выбрал здоровье.

УЧИТЕЛЬ. Вспомним уроки биологии. Какие признаки отличают живые объекты от объектов неживой природы?

УЧЕНИК. Питание, размножение, раздражимость, движение, обмен веществ.

УЧИТЕЛЬ. Аммиак является конечным продуктом азотистого обмена в организме человека и животных. Он образуется при метаболизме белков, аминокислот и других азотистых соединений. Он высоко токсичен для организма, поэтому большая часть аммиака преобразуется  печенью в более безвредное и менее токсичное соединение - карбамид (мочевину). Мочевина затем выводится почками, причём часть мочевины может быть преобразована печенью или почками обратно в аммиак.

УЧИТЕЛЬ. (слайд 12) Внимание на экран. Что изображено на слайде?

УЧЕНИК. Техногенная катастрофа

УЧИТЕЛЬ. Да, действительно, здесь изображена техногенная катастрофа, которая произошла на Микояновском мясокомбинате в 2009 году. В результате этой катастрофы произошел выброс аммиака. Пострадали многие люди. Скажите, а кто знает, как себя вести во время выброса аммиака? Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении аммиаком?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, вы будете работать с текстом, который имеется в технологической карте (задание 6). После текста, вам предлагаются незаконченные предложения, которые вы должны дописать.

при нехватке времени, учащимся предлагается выполнить задание дома

ТЕКСТ

Аммиак – смертельно опасное вещество, и его воздействие на органы дыхания может привести к изъязвлениям и поражению кожи и слизистой. При разливе аммиака при его высокой концентрации нельзя прикасаться к разлитому веществу, это может вызвать болезненный ожог кожных покровов.

При утечке аммиака важно в первую очередь защитить кожу и органы дыхания, а также избегать падания аммиака в глаза, так как это вызовет необратимые последствия. Категорически запрещается делать искусственное дыхание, если человек надышался аммиачными парами, так как это только ускорит процесс окисления и вызовет удушье. При отравлении аммиаком нельзя пить, а нужно закапать в глаза альбуцид или промыть глаза раствором борной кислоты, по возможности немедленно снять контактные линзы. В нос закапать теплое подсолнечное, оливковое или персиковое масло, а лицо, руки и вообще пораженные участки тела промыть 2-процентным раствором борной кислоты. Пострадавших нужно транспортировать только в лежачем положении.

Пострадавших легко узнать по отеку глаз и волдырям на коже, жалобам на жжение во всем теле, покраснению кожи, нестерпимому зуду кожи. Вдохнувшие испарения аммиака чихают, кашляют, у них меняется сердцебиение. Недаром от обморока используют нашатырный спирт: он активно пробуждает кору головного мозга, стимулируя защитные реакции.

IV. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

УЧИТЕЛЬ. Для осмысления пройденного сегодня материала, я вам хочу предложить выполнить задание 7 в технологической карте. С помощью трех предложений вы должны передать содержание темы урока.

V. РЕФЛЕКСИЯ

УЧИТЕЛЬ. Какая тема была сегодня у нас на уроке? Какую цель вы сегодня ставили для себя? Как вы думаете, была ли достигнута цель урока? Что было для вас трудно на уроке? Что для вас было легко на уроке?

УЧИТЕЛЬ. А теперь оцените свою деятельность на уроке. В технологической карте вам предлагается тест «Что я за птица». Оцените себя по трем критериям: активность, усвоение учебного материала, понимание материала.

Активность

высокая

3 балла

средняя

2 балла

низкая

1 балл

Материал урока

усвоил хорошо

3 балла

усвоил частично

2 балла

усвоил слабо

1 балл

Понимание

материала

могу объяснить товарищу

3 балла

сам понимаю с подсказкой

2 балла

нужно дополнительное время для усвоения

1 балл

«3-5 баллов» - вы «воробей», собираете знания по зернышку;

«6-7 баллов» - вы «соловей», поведайте о своих знаниях другим

«8-9 баллов» - вы «орел», для вас открылись тайны знаний

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Выполнить задание 6 в технологической карте
  2. Решить расчетную задачу в технологической карте



Предварительный просмотр:

Тема урока __________________________________________________

Цель урока __________________________________________________

_____________________________________________________________

1. Опорный конспект. Строение аммиака

C:\Users\Админ\Desktop\Безымянный.jpg

  1. Какой формулой отражается состав аммиака?
  2. Какой тип химической связи?
  3. Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде? 

подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды 

2. Допишите предложения:

25 % раствор _________________________________________________

10 % раствор _________________________________________________

3. Инструкция

В две пробирки добавьте по 5-6 капель раствора аммиака. В одну из пробирок добавьте лакмус, а в другую - фенолфталеин.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой из индикаторов изменил свой цвет?
  2. Как это можно объяснить с позиции теории электролитической диссоциации?
  3. Какими свойствами обладает раствор аммиака?
  4. Почему при нагревании окрашенного раствора аммиака цвет исчезает?

4. Инструкция

В пробирку с яичным белком добавьте 3-4 капли раствора аммиака. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о воздействии аммиака и его соединений на организм человека.

Вывод: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сделайте для себя выбор: «Курение или здоровье»

6. Прочитайте текст

Аммиак – смертельно опасное вещество, и его воздействие на органы дыхания может привести к изъязвлениям и поражению кожи и слизистой. При разливе аммиака при его высокой концентрации нельзя прикасаться к разлитому веществу, это может вызвать болезненный ожог кожных покровов.

При утечке аммиака важно в первую очередь защитить кожу и органы дыхания, а также избегать падания аммиака в глаза, так как это вызовет необратимые последствия. Категорически запрещается делать искусственное дыхание, если человек надышался аммиачными парами, так как это только ускорит процесс окисления и вызовет удушье. При отравлении аммиаком нельзя пить, а нужно закапать в глаза альбуцид или промыть глаза раствором борной кислоты, по возможности немедленно снять контактные линзы. В нос закапать теплое подсолнечное, оливковое или персиковое масло, а лицо, руки и вообще пораженные участки тела промыть 2-процентным раствором борной кислоты. Пострадавших нужно транспортировать только в лежачем положении.

Пострадавших легко узнать по отеку глаз и волдырям на коже, жалобам на жжение во всем теле, покраснению кожи, нестерпимому зуду кожи. Вдохнувшие испарения аммиака чихают, кашляют, у них меняется сердцебиение. Недаром от обморока используют нашатырный спирт: он активно пробуждает кору головного мозга, стимулируя защитные реакции.

Допишите предложения:

Аммиак - опасное вещество, которое воздействует на органы _____________________________________________________________

Нельзя прикасаться к разлитому аммиаку, т. к. это может вызвать _____________________________________________________________

При отравлении аммиаком категорически нельзя делать искусственное дыхание, т. к. ____________________________________

_____________________________________________________________

При отравлении аммиаком нельзя пить воду, т.к. __________________

_____________________________________________________________

При оказании первой медицинской помощи необходимо выполнить следующие действия: __________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Пострадавшего от отравления аммиаком можно узнать по: __________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Прием «Три предложения»

С помощью трех предложений передайте содержание сегодняшнего урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Тест «Что я за птица»

Оцените себя по трем критериям: активность, усвоение учебного материала, понимание материала.

Активность

высокая

3 балла

средняя

2 балла

низкая

1 балл

Материал урока

усвоил хорошо

3 балла

усвоил частично

2 балла

усвоил слабо

1 балл

Понимание

материала

могу объяснить товарищу

3 балла

сам понимаю с подсказкой

2 балла

нужно дополнительное время для усвоения

1 балл

«3-5 баллов» - вы «воробей», собираете знания по зернышку;

«6-7 баллов» - вы «соловей», поведайте о своих знаниях другим

«8-9 баллов» - вы «орел», для вас открылись тайны знаний

Домашнее задание.

Нашатырный спирт используется в медицине в виде 10% раствора как средство от обморока: он активно пробуждает кору головного мозга, стимулируя защитные реакции. Определите массу аммиака и воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Технологическая карта урока по теме:"Физические свойства металлов"

Задачи:  Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный р...

технологическая карта урока "Умножение и его свойства". 5 класс

технологическая карта урока в соотвествии с ФГОС. урок открытия новых знаний...

Рабочая программа для 5 класса ( 2024 г ).Технологическая карта урока «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани». Самоанализ урока

Программа по технологии для 5 класса построена по модульному принципу.Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий до...

Технологическая карта урока "Аммиак. Соли Аммония"

В публикации представлена технологическая карта урока в 9 классе. Расписаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....