Технологическая карта урока "Силикатная промышленность"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Автор Зубарева Татьяна Владимировна
Класс:____9____
Тема урока: Силикатная промышленность
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Автор Зубарева Татьяна Владимировна
Класс:____9____
Тема урока: Силикатная промышленность
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
1 | 2 | ||||||||
Цель урока | Познакомить учащихся с отраслями силикатной промышленности, сформировать представление о производстве керамики, стекла и цемента, а также о достоинствах и недостатках данного производства, экологических проблемах, связанных с данным производством | ||||||||
Задачи | Образовательные: сформировать представления обучающихся об особенностях различных видов производств силикатной промышленности Развивающие: развить исследовательские способности обучающихся, умение воспринимать информацию в словесной, символической, образной формах; делать анализ результатов экспериментальной деятельности и решения задач Воспитательные: сформировать сотрудничество в группе, умение эффективно сотрудничать со сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | ||||||||
УУД | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью Регулятивные: постановка цели и прогнозирование результата ее достижения Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Познавательные: определение понятий, умение структурировать знания, умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||||||
Основные понятия | Силикатная промышленность, керамика, фарфор, стекло, цемент. | ||||||||
Межпредметные связи | Физика, МХК, география, история, экология | ||||||||
Ресурсы | Учебник химии 9 класс, рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты, инструкции, алгоритм работы), коллекция стекла, предметы из керамики, фарфора, стекла, инернет-ресурсы | ||||||||
Технология | Проектное обучение с использованием информационных технологий | ||||||||
Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
1 этап: «Мотивация к учебной деятельности» (постановка цели и задач урока) Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствует учащихся. Определяет тему занятия. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на продуктивную деятельность | Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства | Умение выделять существенные характеристики | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками для организации дальнейшей работы | Сотрудничество с собеседникамииспользование речевых средств общения | Управляют своим поведением и деятельностью. Планируют пути достижения поставленных целей | Адекватное оценивание своих возможностей самостоятель-ной деятельности и основы саморегуляции эмоционально-го состояния. Выработка самоконтроля и самодисциплины | ||
2 этап: Первичное закрепление новых знаний» Цель: проговаривание обучающимся нового знания при одновременном повторении и закреплении ранее изученного материала | Организует работу в группах по созданию презентаций Корректирует результаты деятельности групп | Представитель каждой из групп рассказывает о том или ином виде производства с демонстрированием продукции предприятий силикатной промышленности | Осуществление поиска информации и извлечение из необходимых и полезных сведений | Высказывают свою точку зрения. Задают и отвечают на вопросы | Умение точно и правильно формулировать свою мысль | Конкретизируют понятия и термины (силикатная промышленность, силикаты, керамика, цемент, бетон, стекло) | Коррекция и систематиза-ция полученных знаний | ||
3 этап: «Выявление места и причины затруднения» Цель: создание условий для осознания того, в чем состоит недостаточность знаний учащихся для решения проблемы | Формулирует наводящие вопросы, которые способствуют определению места и причины затруднения решения проблемы | Дают ответы на поставленные вопросы | Умение делать выводы и умозаключения на основе изученных материалов | Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее (причиняют ли вред предприятия силикатной промышленности экологии?) | Научиться учитывать различные мнения, координировать свои действия в соответствии с позициями других | Соотносят свои действия с изученными способами и определяют какого знания или умения недостает для решения исходной задачи | Умение устанавливать причинно-следственные связи | ||
4 этап: «Рефлексия учебной деятельности на уроке» Цель: первичная проверка полученных знаний | Организует обсуждение результатов. Создает условия для проведения тестового самоконтроля | Обобщают результаты своей деятельности по достижению поставленной цели – защита презентаций Выполняют тестовое задание на индивидуальных листах | Осуществление сравнения, обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. Выражают собственное мнение о выполненной работе и полученном результате | Умение вести монолог, диалог. Умение участвовать обсуждении и выражать свои мысли | Оценивают и анализируют полученные результаты и уровень освоения пройденного материала | Умение соотносить поставленную цель и достигнутые результаты, адекватно оценивать правильность своих знаний и даваемых ответов | ||
5 этап: «Домашнее задание» Цель: самостоятельное закрепление и повторение учащимися полученных знаний | Показывает в презентации и комментирует домашнее задание | Воспринимают информацию, фиксируют ее | Извлечение и запись необходимой информации | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы (в случае необходимости) | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем | Самоконтроль и дисциплинированность | Прогнозирование уровня освоения материала | ||
Дополнительная информация | |||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Проведение урока будет способствовать усвоению учащимися нового материала, а также развитию у них коммуникативных навыков, способности конструктивно реагировать на критические замечания, адекватно оценивать свои знания и возможности, а также умение применять полученные знания на практике | ||||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер, мультимедиапроектор, экран, коллекция стекла, посуда из различного сорта стекла, керамики, фарфора, учебные принадлежности. При проведении урока также используются иллюстрационные слайды, созданные в рамках системы Power Point 2007. Используемые ЦОР: 1) Тест"Силикатная промышленность" 2) Единая коллекция ЦОР. Кремний и его соединения 3) Авторские презентации учащихся | ||||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
| ||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Проектный,исследовательский, интерактивный методы. Использованы также следующие формы работы учащихся: беседа; работа в группах; работа с таблицей, текстом, цифровыми образовательными ресурсами, эксперимент |
Приложение 1
Стекло http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE
http://iqwer.ru/powerpoint/ppt-01/inde~961.htm
http://prezentacii.com/po_himii/1484-steklo.html
http://present.griban.ru/file/310-vidy-stekla.html
Керамика
http://www.myshared.ru/slide/43025/
http://ppt-mix.ru/load/prezentacii_po_khimii/keramika_skachat_prezentaciju/13-1-0-2577
Фарфор
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/prezentaciya-po-teme-farfor
http://festival.1september.ru/articles/590530/
http://school-help.ru/index.php/katalog/24-prezentacii-po-drugim-predmetam/179-prezentaciya-farfor
Общая
http://www.myshared.ru/slide/182966/
Едина коллекция ЦОР «Кремний и его соединения»
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Керамика
- http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=modern_encycl&page=showid&id=7385
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Фаянс
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Стекло
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Майолика
Приложение 2
Керамика
ПРИМЕРНЫЕ вопросы для обсуждения:
- Образцы изделий из керамики.
- Качества, делающие керамику незаменимым материалом
- Сырье для производства керамических изделий
- Процесс создания керамических изделий
- Что такое фарфор? Какие изделия изготавливают из фарфора?
- Что такое фаянс?
- Что такое огнеупоры?
- Где производят керамику в нашей области?
- Основные профессии в производстве фарфора
Стекло
Примерные вопросы для обсуждения:
- Сырье для производства стекла
- Технология производства
- Химизм процесса
- Формование стекла
- Разновидности стекла
- В каких областях жизни человека стекло незаменимо?
- Где в нашей области производят стекло?
- Основные профессии в производстве стекла
Цемент
Примерные вопросы для обсуждения:
- Сырье для производства цемента
- Технология производства цемента
- Бетон. Применение бетона.
- Приготовление цементного раствора для кладки кирпичей
- Что такое железобетон? Пенобетон? Какие преимущества имеют эти виды бетона?
- Из чего изготавливают шифер?
Приложение 3
Алгоритм работы над проектом
Гипотеза проекта:
Проблема:
Цель:
Задачи:
План:
Выводы:
Билиография: (литература, интернет-ресурсы)
Приложение 4
Эксперимент у доски
1)Как вы думаете: можно ли растворить обычное стекло в воде?
Давайте проделаем эксперимент:
Сначала оденьте белый халат и ознакомьтесь с этой инструкцией:
В фарфоровую чашку налейте немного (1мл) воды и капните фенолфталеин. Что вы видите?
А теперь опустите стеклянную трубочку, обмотайте свою руку полотенцем или салфеткой ( чтобы не порезаться) и с помощью фарфорового пестика отколите и измельчите конец трубки, то есть кусочек стекла. По мере измельчения наблюдайте, что будет происходить в чашке.
Итак, поздравляю !!!! - вы растворили стекло.
А теперь сообщите всем, что стекло реально растворяется в воде.
В химии нет ничего невозможного!
2)Сделать дачу или дом своими руками? Элементарно!
Начнем с фундамента!
Сделаем бетон:
В емкости к 1 части воды добавьте 1 часть цемента, то есть столько же по объему, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Добавьте 3 части песка, то есть в раза по объему больше, чем воды, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Добавьте 4 части щебенки, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Можете замуровать палочку (прилагается)
3) Сделать стекло матовым? Все в твоих руках !!!!!!!!!!!!!!!!!!
Смешай 0,5 чайной ложки крахмала и 25 г клея ПВА, перемешай!!!!!!!!!!!!!!!
Поролоновой губкой потихонечку нанеси на стекло, когда высохнет, все будет в лучшем виде!!!!!!!!!
Можешь нанести рисунок трафаретом.
Эту смесь легко будет удалить, если надоест рисунок и захочется нанести другой. Потренируешься и меняй хоть каждый день!!!!!!!!!!!!!!
Но вообще в продаже есть специальные очень стойкие матирующие пасты.
А у тебя дома есть двери или посуда (стаканы) из матового стекла?
Приложение 5
Сегодня на уроке
Я понял
Я узнал
Я научился
Приложение 6
Вариант 1
1)В состав обычного стекла входят:
А) Na₂O ; SiO₂ Б)Na₂O ; CaO ; SiO₂
B) K₂O ; CaO ; SiO₂ Г) Na₂O ; CaO ; SiO₂ ; B₂O₃
2) Сырьем в производстве цемента являются:
А) кварцевый песок, известняк
Б) глина, песок, минеральные добавки
В) известняк, глина
Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния
3) Закончите предложение:
Материалы и изделия, изготовленные из огнеупорных веществ : глины, карбидов и оксидов некоторых материалов называются …………………………….
4) Основными профессиями в производстве стекла являются:
А) точильщик, лепщик, крытельщик , гравер
Б) обжигальщик
В) стекловар, выдувальщик , шлифовальщик, алмазчик
5) Назовите фамилию ученого, основоположника русского фарфора:
А) Ломоносов М.В. Б) Яблоков И.Ф.
В) Менделеев Д.И. Г) Виноградов Д.И.
Вариант 2
1) Чтобы получилось хрустальное стекло CaCO3 меняют на:
А) CоO Б) PbO В) CuO Г) Cu2 O
2) Сырьем в производстве стекла являются:
А) кварцевый песок, известняк
Б) глина, песок, минеральные добавки
В) известняк, глина
Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния
3)Закончите предложение:
Вяжущие материалы, употребляемые в строительстве для скрепления между собой твердых предметов называются …………………..
4)Основными профессиями в производстве фарфоровых изделий являются:
А) точильщик, лепщик, крытельщик, гравер.
Б) обжигальщик
В) стекловар, выдувальщик, шлифовальщик, алмазчик
Г) плотник, столяр
5)Назовите фамилию ученого, основоположника научного подхода к производству стекла в нашей стране:
А) Менделеев Д.И. Б) Виноградов Д.И.
В) Пушкин А.С. Г) Ломоносов М.В.
Вариант 3
1)Добавка этого оксида делает стекло фиолетовым:
А) CaO Б) Cu2O В) Cr2O3 Г) MnO2
2) Сырьем в производстве керамики являются:
А) кварцевый песок, известняк
Б) глина, песок, минеральные добавки
В) известняк, глина
Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния
3)Закончите предложение:
Вещество аморфно - кристаллической структуры состава
Na2 O * CaO * 6SiO2 называется ………………………………..
4) Основными профессиями в производстве цемента являются:
А) точильщик, лепщик, крытельщик, гравёр
Б) обжигальщик
В) стекловар, выдувальщик, шлифовальщик, алмазчик
Г) плотник, столяр
5) Бетон - это
А) украшение в виде тонких полос
Б) смесь щебня, песка, цемента
В) профессия работников в производстве фарфора
Г) керамическое изделие
Вариант 4
1) Добавка этого оксида делает стекло красным:
А) CaO Б) Cu2O В) Cr2O3 Г) MnO2
2) Закончите предложение:
Керамические изделия (облицовочная плитка, архитектурные детали, посуда, умывальники и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый) и покрытые глазурью называются …………………
3) Шихта -
А) это бетон с заложенным в него каркасом из железных стержней
Б) керамическое изделие
В) однородная смесь компонентов
Г) смесь щебня, песка, цемента
4) В большом количестве при производстве стекла выделяется:
А) CH4 (метан) Б) NH3 (аммиак)
В) CO2 (углекислый газ) Г) H2 (водород)
5) Основная продукция силикатного завода, это:
А) хохломская роспись
Б) кирпич, цемент
В) молоко, сметана
Г) хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в биологии в 5 классе на тему: Бактерии в природе и промышленности
Технологичяеская карта урока по биологии в 5 классе на тему : бактерии в природе и промышленности. Изучение и первичное закрепление новых знаний...
"Промышленность и транспорт в пореформенной России" Технологическая карта урока.
Конспект урока составлен в рамках технологии АМО (активных методов обучения).В соответствии с требованием данной технологии на каждом этапе урока должен присутствовать активный...
Технологическая карта урока.« Межотраслевые комплексы России. АПК»." Пищевая и легкая промышленность"
ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность»Цели изучения темы:Образовательные цели: Изучить особенности предприятий пищевой промышленности ...
Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме «3D-моделирование промышленного изделия"
Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме «3D-моделирование промышленного изделия"...
Технологическая карта урока " Лесная промышленность: проблемы и пути решения"
Технологическая карта урока " Лесная промышленность:проблемы и пути решения". Урок в 9 классе в разделе "Отрасли хозяйства"...