"Промышленность и транспорт в пореформенной России" Технологическая карта урока.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Семенова Татьяна Вениаминовна

Конспект урока составлен в рамках технологии АМО (активных методов обучения).В соответствии с требованием  данной технологии  на каждом этапе урока должен  присутствовать  активный, игровой метод обучения. Метод может быть авторским, или  использован из  опубликованных сборников АМО.    Каждый из АМО  даёт возможность формировать  различные   виды УУД  на каждом этапе урока.   

Технология АМО относится  к деятельностным технологиям, и её структура  в целом соответствует  структуре урока открытия нового знания, которая, как известно, носит примерный характер. Технологию  АМО  справедливо относят к технологиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Промышленность и транспорт в пореформенной России».

 Конспект урока подготовлен  по технологи  АМО (активные методы обучения)

Технология предполагает, что урок состоит из трёх фаз  и восьми этапов.  

(Схема № 1)

В соответствии с требованием  данной технологии  на каждом этапе урока должен  присутствовать  активный, игровой метод обучения. Метод может быть авторским, или  использован из  опубликованных сборников АМО.    Каждый из АМО  даёт возможность формировать  различные   виды УУД.    

Предложенный мной урок является уроком   открытия нового знания, поэтому в нём  отсутствует этап  закрепления изученного (проверки домашнего задания).

Технология АМО относится  к деятельностным технологиям, и её структура  в целом соответствует  структуре урока открытия нового знания, которая, как известно, носит примерный характер. Технологию АМО относят к технологиям ФГОС.

Краткая психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса, в котором был проведён данный урок.

Класс неоднороден по уровню базовых знаний,  сформированности универсальных учебных действий.  Выделяется группа учащихся с высоким уровнем мотивации, проявляющих интерес к самостоятельным формам работы,  умеющая  работать с  различными видами исторических источников. (Они вошли в группу экспертов) Учащиеся  класса  проявляют интерес к групповым формам работы,   имеют необходимые навыки работы в группах. Умеют взаимодействовать, сотрудничать.  

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

История

11 класс

_____________

Авторы УМК:

В.И. Буганов,

П.Н.Зырянов,

А.Н.Сахаров

Тема урока:

«Промышленность и транспорт в пореформенной России».

Тип урока:

Урок  открытия нового знания

Цель урока:

опровержение либо подтверждение обучающимися гипотезы: «Развитие   промышленности и транспорта в пореформенной России было успешным, при этом положение рабочего класса  оставалось тяжёлым».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

1.1Знать,каким  было  влияние  крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

  1.2. Знать успехи в развитии промышленности и транспорта в пореформенный период

  1.3. Знать, что  для положения рабочих  этого периода характерны низкий уровень жизни, правовое и политическое бесправие

  • регулятивные  учебные  действия:  целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,   оценка.
  • общеучебные   навыки:  поиск и выделение необходимой информации; выбор  эффективных способов решения задачи,  рефлексия.

коммуникативные   навыки: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу и сотрудничать в ней

  • умение соотносить события с принятыми этическими принципами, давать нравственную оценку  изучаемым фактам и событиям.
  • воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Оборудование

Медиапроектор, ноутбук, презентация к теме урока

(Приложение № 1),  Историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX в»,Пакет «Билеты»

 (Приложение № 2), Пакет   «Лепесток ромашки» (Приложение № 3),

Пакет «Документы»   (Приложение № 4),Пакет  «Стихи поэтов Х1Х века»  (Приложение № 5), Пакет   « Рефлексия»  (Приложение № 6).

                                                                   

Образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ ,   http://nsportal.ru/

http://         

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мотивационный этап

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

1.Приветствие        

 (Цель-создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех).

АМО

 « Билет "

        

 Учитель  предлагает учащимся организовать работу в группах.  Одна из  них – группа экспертов, остальные – рабочие.

  Каждая из групп получает   конверт  с билетами, которые содержат  добрые пожелания на предстоящий урок.

 Делятся на группы, знакомятся с содержанием билетов, каждый из учащихся  выбирает себе  один из них

Сочетание групповой  и индивидуальной работы.

2.Погруже

ние в тему, определение темы и целей урока. АМО

«Аналитик»

Включает слайд 1 презентации,  помогает учащимся определить тему  и цели урока.

Читают стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». Определяют  тему урока и его цель.

Работа в группах

3.Определе

ние опасений, ожиданий учащихся.  

 АМО «Лепесток ромашки».

Предлагает каждой из групп пакеты с  бумажными лепестками   ромашки, на каждом из которых слова опасений по поводу  работы на уроке.

Знакомятся с содержанием записей, каждый из учащихся  выбирает себе  один из  лепестков.

Индивидуальная работа

Этап учебно-познавательной деятельности

4«Инпут»

АМО

«Проверь гипотезу»

Цель-обосновать гипотезу, закрепление знаний с

проговариванием во внешней речи

1.Учитель раздаёт группам пакеты, которые содержат документы для проверки гипотезы.

2. Помогает учащимся сформулировать вывод о правильности выдвинутой гипотезы

1.Работа в группах: учащиеся изучают пакет документов с таблицами и воспоминаниями рабочего и готовят ответ на вопрос, верна ли их гипотеза об успешном развитии промышленности и транспорта в пореформенный период.

Группа экспертов оценивает правильность ответов рабочих групп.

Работа в группах, обсуждение ответов  о правильности гипотезы

5.Проработ

ка содержания темы.  АМО

«Блеф-клуб». Цель-интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) 

Включает слайд презентации к  этапу « Блеф клуб». Предлагает найти правильные утверждения из предложенных в задании.

Обсуждение ответов  о правильности

утверждений в задании Блеф-клуб. Проверка ответов по образцу.

Работа в группах, обсуждение ответов  о правильности

утверждений в задании Блеф-клуб

Этап рефлексии

6.Эмоциональная разрядка.

АМО

«Эрудит»

7.Рефлексия

АМО

«Закончи предложение»

Цель этапа-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

        

Учитель  раздаёт группам пакеты с  текстами стихов, которые принадлежат поэтам Х1Х века. Предлагает прочесть и выбрать одно из них.

Раздаёт карточки для выполнения рефлексии

Завершая урок, учитель предлагает группам оценить свою работу на уроке, затем  выслушивает мнение экспертов по поводу  прозвучавших оценок.

Учащиеся читают стихи, выбирают одно из них

Учащиеся  вспоминают  свою работу на уроке, работают с карточками «Закончи предложение»

Учащиеся  анализируют и оценивают работу  своей группы

Работа в группах, обсуждение

задания

Индивидуальная работа с карточками

Работа в группах

Домашнее задание

Включает слайд презентации с домашним заданием

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Время

Мотивационный

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»        

Приветствие        « Билет "

        

Здравствуйте! Тема нашего урока будет связана с  железной дорогой, поэтому я хочу подарить  вам  билеты с добрыми пожеланиями. Каждый из вас выберет  для  себя один из них. Пусть  эти пожелания  исполнятся на нашем уроке.

Аналитик.

(Цель-погружение в тему, определение темы и целей урока)

Я думаю, что тему и цели нашего урока   вы  сможете определить самостоятельно. В этом  вам поможет  известное стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». (Слайд 1) Прочтите  предложенный отрывок, и подумайте, какой будет тема  нашего урока.  Ответ обсудите в группах.

В ходе проверки и обсуждения формулируется тема урока - «Промышленность и транспорт в пореформенной России».

Исходя из темы  нашего урока, попробуйте определить его цели. Ответ обсудите в группах.

В ходе проверки и обсуждения предложений групп определяются цели урока: знать успехи в развитии промышленности и транспорта в пореформенный период, знать каким было положение рабочего класса в этот период.

Давайте подумаем,  каким будет наш ответ,  попытаемся определить гипотезу  нашего предстоящего исследования.  Ответ обсудите в группах.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают предположение, что развитие  промышленности и транспорта должно быть успешным, т.к. это время  реализациипотенциала, заложенного в реформах Александра Второго. Уровень жизни и правовая защищённость рабочего класса должны быть низкими, т.к. это время   формирования

 формирования данного класса.

                 

 

3 мин.

Справимся ли мы с этими целями, каковы ваши опасения и ожидания?  На ваших столах бумажные лепестки ромашки, прочтите содержание изложенных  на них мыслей. Выберите, те, которые созвучны вашим  опасениям и ожиданиям. Если не нашли созвучных   мыслей, напишите свои.  Учащимся предлагаются  вырезанные из бумаги лепестки  ромашки, на которых написаны различные фразы. Необходимо выбрать  тот, который отвечает ожиданиям учащегося. На обратной стороне необходимо написать свои опасения. Оформленный лепесток опускается в конверт.

3 мин.

5 мин.

формирования рабочего класса. Фабричное законодательство  в стране отсутствовало.

Определение опасений, ожиданий учащихся.

АМО  «Лепесток ромашки».

Справимся ли мы с этими целями, каковы ваши опасения и ожидания?  На ваших столах бумажные лепестки ромашки, прочтите содержание изложенных   в них мыслей. Выберите, те, которые созвучны вашим  опасениям и ожиданиям. Если не нашли созвучных   мыслей, напишите свои.

 

3 мин.

Этап учебно-познавательной деятельности

Фаза 2 «Работа над темой»

        

«Инпут.» «Проверь гипотезу»

        

Ребята, перед вами лежат небольшие  пакеты документов. Давайте познакомимся с ними. Это две таблицы: «Сравнительные  показатели развития промышленности  до и после реформы»,

« Сравнительные показатели развития железнодорожного строительства  до и после реформы», а так же «Воспоминания старого рабочего» Б. И. Немчинов и  стихотворение H. А. Некрасов. «Железная дорога». (приложение 2)

Изучите их содержание и подумайте, верна ли гипотеза нашего урока. Ответ обсудите в группах и подтвердите фактами.

В ходе обсуждения учащиеся  делают вывод, что гипотеза урока нашла своё подтверждение. Развитие  промышленности и транспорта было  успешным. Уровень жизни и правовая защищённость рабочего класса оставались крайне низкими, т.к. это время  формирования данного класса. Рабочее законодательство в России ещё отсутствовало.

 «Блеф-клуб» Проработка содержания темы

А сейчас  мы отправимся с вами на несколько минут в блеф-клуб. Перед вами  несколько утверждений по содержанию нашей темы. (слайд № 3)Нужно определить, какие из них, на ваш взгляд,  не соответствуют реальности, являются  блефом.

20 мин.

5 мин.

Этап  рефлексия

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка. АМО

        «Эрудит» (Цель-освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения).

Ребята, перед вами пакет с  текстами нескольких стихов, которые принадлежат поэтам Х1Х века. Прочтите их в группах и выберите  одно из них, которое  кажется вам более интересным, или созвучным вашему настроению, состоянию.

Рефлексия        «Закончи предложение»

Завершая урок, подумаем о том, каким он был, как мы поработали и  запишем наши ощущения на карточках, которые лежат перед вами.

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Завершая урок, учитель предлагает группам оценить свою работу на уроке, затем  выслушивает мнение экспертов по поводу  прозвучавших оценок.

3-4 мин.

4 мин.

Домашнее задание

Устно ответить на вопросы к параграфу  74  учебника  (В.ИБугановП.Н.Зырянов, А.Н. Сахаров История России. КонецХУ11-Х1Х век),

По желанию: нарисовать рисунок к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»  или составить тесты по теме  «Промышленность и транспорт в пореформенный период».  

2 мин.

 

Приложение № 1. Презентация. Слайд № 1.

Н.А.Некрасов. Железная дорога.

« Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

….

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?... В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!»

Приложение 2. Пакет «Билеты»   Содержание пожеланий:

Удачного ответа!

Новых знаний!

Позитивных эмоций!

Реализуй себя!

Пусть этот урок будет удачным для тебя!

Приложение 3. Пакет «Лепесток ромашки»  Содержание опасений

«Не  смогу ответить»

«Не смогу помочь группе»

«Буду отвлекаться»

«Не сможем  достичь целей»

«Не смогу реализовать себя»

«Не смогу при ответе  скрыть волнение»

Приложение 4. Пакет документов.

Таблица № 1.

Сравнительные  показатели развития промышленности  до и после реформы.

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

Таблица № 2.

Сравнительные показатели развития железнодорожного строительства  до и после реформы. по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Показатели железнодорожного строительства

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х -по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %.

Документ  № 1.

  Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

<.. .> Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. <...> Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

 Приложение № 5. Стихи поэтов Х1Х века.

Слайд презентации «Блеф-клуб»

Правильны ли следующие утверждения? Ответ в форме «да», «нет»

  1. Промышленность и транспорт в пореформенной России находились в состоянии глубокого кризиса.
  2.  Одна из причин кризиса – отказ императора  Николая Второго от проведения реформы  по отмене крепостного права.
  3. Положение рабочих в пореформенный период существенно улучшилось.
  4. По воспоминаниям рабочего Немчинова рабочий день длился  с 8 утра до 6 вечера.
  1. На утренний чай  мальчикам слесарной мастерской, в которой работал Немчинов,  давали одну кружку чая, полкуска сахара и  ломоть черного хлеба
  2. По ночам рабочие не могли спать: мешали клопы и вши.
  3. О тяжёлое положение рабочих, занятых на строительстве железных дорог рассказывает в стихотворении «Железная дорога»  А. Блок.

Приложение № 6. Пакет «Рефлексия».

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

  Слайд презентации Домашнее задание.

Ответить  на вопросы к  параграфу 74 (устно). (В.ИБугановП.Н.Зырянов, А.Н. Сахаров История России. Конец ХУ11-Х1Х век),

 По желанию: нарисовать рисунок к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»  или составить тесты по теме  «Промышленность и транспорт в пореформенный период».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промышленность и транспорт в пореформенной России

Урок по курсу Отечественной истории в 8 классе....

Технологическая карта урока в биологии в 5 классе на тему: Бактерии в природе и промышленности

Технологичяеская карта урока по биологии в 5 классе на тему : бактерии в природе и промышленности.  Изучение и первичное закрепление новых знаний...

Технологическая карта урока "Силикатная промышленность"

Технологическая карта урока Предмет: ХимияАвтор Зубарева Татьяна ВладимировнаКласс:____9____...

Технологическая карта урока.« Межотраслевые комплексы России. АПК»." Пищевая и легкая промышленность"

ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность»Цели изучения темы:Образовательные цели: Изучить особенности предприятий пищевой промышленности ...

Тест по географии для 9 класса по теме «Химическая промышленность России. Транспорт»

Тест включает 10 вопросов с выбором одного правильного ответа и 1 задание на соответствие....