Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Якуб Галина Николаевна

Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе   с применением АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_himii_8a.docx147.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний по теме  «Основные классы неорганических соединений»

(8 класс)

Тип урока: Контрольно-обобщающий.

Дидактические цели урока:

  • Обобщение и контроль и систематизация знаний обучающихся  и способов деятельности по теме «Основные классы неорганических соединений», их классификации, составе, номенклатуре.
  • Актуализация умений обучающихся написания химических уравнений и решения задач по химическим формулам и уравнениям;

Задачи урока:

  1. Создание условий для конкретизации и закрепления обучающимися понятий «оксиды», «кислоты», «соли», «основания», «индикаторы», анализ и систематизация веществ по их строению.
  2. Формирование умений управления свей учебной деятельностью, культурой монологической речи.
  3. Воспитание культуры химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности в кабинете химии,  умение безопасного обращения с химическими реактивами.

Методы обучения: эвристический, проблемный, практический.

Виды работ обучающихся: фронтальная, и индивидуальная, работа в  парах, групповая.

Материалы и оборудование к уроку: лабораторное оборудование: штатив с пробирками, реактивы; листы индивидуальной работы, карточки; таблица химических элементов Д.И. Менделеева, учебник химии, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку.

Подготовка к уроку:

Каждый ученик на уроке заполняет «Лист индивидуальной работы», на котором подписывает свою фамилию. На обратной стороне листа – таблица оценивания по результатам взаимопроверок.  Работа на уроке ведется в  листах индивидуальной работы 3-х вариантов. (Приложение 1)

                                                     

Ход урока:

п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время, затрачиваемое на этап урока

1.

Мотивация и целеполагание.

Приветствие школьников, ознакомление с целями и задачами урока, настрой на положительные эмоции.

Я рада Вас сегодня видеть! Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщаем ранее полученные на уроках химии  знания по основным классам неорганических соединений. (Слайд 2. Цель урока)

Каким? Назовите изученные нами классы соединений? (Школьники называют классы соединений)

Результаты своей работы сегодня вы будете фиксировать в листе индивидуальной работы. для работы класс будет поделен на 3 варианта. (Слайд 3. Лист индивидуальной работы)

 После фронтальной беседы-обобщения знаний вы выполните 4 задания для индивидуальной работы, которые мы сразу проверим по ответам и шкале оценивания, представленным вам на слайдах. Итоги оценивания по результатам взаимопроверок будут  внесены в таблицу «Листа оценки работы по итогам взаимопроверок», который расположен на обратной стороне листа индивидуальной работы; (Слайд 4. Лист оценки работы) В процессе беседы – обобщения особо активные ребята получат дополнительный бонусный балл, который  будет учтен при  оценивании.

Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач

2.

Фронтальная работа по систематизации и обобщению  знаний обучающимися основных классов неорганических соединений (по слайдам презентации) Вопросы для фронтальной беседы:

Как определить порядковый номер элемента?

-Какие вещества называют оксидами?

-На какие группы делят оксиды? 

(Слайд 5. Оксиды)

- Какие вещества называют кислотами?

-Что вам известно о классификации кислот?

-Назовите основные группы кислот? 

(Слайд 6,7 Кислоты)

-Основания-это..

-Назовите классификацию оснований?

(Слайд 8.  Основания)

• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?
(О т в е т. Оксиды.)

«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»
(О т в е т. Соли.)

Мобилизация знаний  определений, химического состава, структуры, свойств основных классов неорганических веществ. Школьники отвечают на вопросы учителя по слайдам презентации. Школьники, давшие наибольшее количество правильных ответов  получают бонусный балл, имеющий важное значение  в оценивании ребят по итогам урока.

3.

После краткого повторения приступаем к индивидуальной работе:

 Задание I. «Классификация химических соединений» (Слайд 9. Задание «Классификация химических соединений»)

Учитель:

Вам предлагается по карточкам индивидуальной работы определить класс неорганических соединений каждого из предложенных  веществ и  обвести в таблице  соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания  необходимо сложить обведенные цифры, сумма должна быть равна порядковому номеру указанного в карточке элемента;

 Учитель:

А теперь осуществим проверку выполненного задания обучающимся соседней парты по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации. (Слайд 10.  Ключи ответов к заданию №1)

 (Слайд 11.  Шкала оценивания задания № 1)

1.Индивидуальная работа по карточке-заданию, внесение ответов задания в лист индивидуальной работы.

2.Осуществление взаимопроверки выполненного задания в парах (соседом по парте) по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания;

3. Оценивание и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы обучающегося.

4

Учитель:

Продолжим  проверку ваших знаний в области номенклатуры химических соединений. Задание индивидуальной работа № II.  «Номенклатура веществ» (Слайд 12.  Задание «Номенклатура веществ») 

Учитель:

-Как правильно давать названия веществам разных классов? (школьники дают ответы)

Каждому ученику на парту выдается  «карточка - лото», которая состоит из поля 4х3  и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, которые вам необходимо назвать по систематической номенклатуре. На лицевых сторонах выданных вам двусторонних карточек имеются характеристики веществ по классификационным категориям, а на обратной стороне карточки – название вещества. Вам необходимо вписать название вещества в специально отведенном поле таблицы в листе индивидуальной работы и установить соответствие между формулой и ее характеристикой и накрыв каждую формулу поля двусторонней карточкой с соответствующими характеристиками (вверх лицевой стороной карточки) (на парте). Если карточка подобрана верно, название вещества, написанное на обратной стороне карточки должно совпасть с названием, данным учеником по систематической номенклатуре. Проверка правильности выполнения задания выполняется соседом по парте и фиксируется в листе  индивидуальной работы обучающегося.

 (Слайд 13.  Ключи ответов и шкала оценивания  задания №2)

1.Индивидуальная работа, заключающаяся в названии вещества по систематической номенклатуре и  накрывании формул веществ карточками (лицевой стороной вверх), на которых дана правильная классификационная характеристика данного вещества.

2.Осуществление взаимопроверки выполненного задания в парах (соседом по парте) по обратной стороне, выбранной учеником карточки (где указано правильное название данного вещества);

3. Оценивание и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы  самим обучающимся производится соседом по парте.

5.

Учитель:

Перед выполнением следующего экспериментального практического задания нам необходимо выяснить:

- Как можно распознать вещества разных классов?

-Какими индикаторами это можно сделать?

(ребята дают ответы)

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».
(О т в е т. Кислоты.)

«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
(О т в е т. Щелочи.

(Слайд 14,15  Действие индикаторов на растворы кислот и оснований)

Учитель:

Сейчас работая в парах мы экспериментально это подтвердим.

Учитель:

-Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?

2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?

Задание III.    «Экспертиза» 

(Слайд 16.  «Задание «Экспертиза») 

Вам предлагается проведение исследовательской работы по определению вещества с помощью имеющихся на столе индикаторов. Необходимо установить в какой из пронумерованных пробирок находится кислота, основание и  соль и внести данные в лист индивидуальной работы. Проверка правильности выполняется учителем по ключу и шифру, указанному в листе индивидуальной работы обучающегося. (Слайд 17.  Ключи ответов и шкала оценивания  задания №3)

1.Выполнение экспериментального задания, с соблюдением техники безопасности. Определение содержания  пронумерованных пробирок в паре с соседом по парте. Анализ результатов опыта, формулирование выводов по результатам эксперимента.  

2 Оценивание производится учителем, а внесение данных в графу ««оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы - самим обучающимся.

6.

 Учитель:

Нам осталось еще выяснить особенности химических свойств кислот, оснований, солей.

Учитель:

-С какими веществами реагируют кислоты? Основания? Соли?

После ответов обучающихся схемы взаимодействий появляются на слайдах презентации (Слайд 18.  Схемы химических свойств кислот, оснований, солей.)

Индивидуальная работа:

Задание IV.    «Химические свойства веществ»

(Слайд 19.  Задание «Химические свойства веществ»)

Учитель:

Давайте выполним индивидуальное задание  «Химические свойства веществ». По типу игры «крестики-нолики» вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с представителем класса неорганических соединений, указанным в карточке-задании.

 Далее осуществляется проверка выполненного задания обучающимся соседней парты по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации.

(Слайд 20.  Ключи ответов и шкала оценивания  задания №4)

1. Мобилизация знаний  химических свойств кислот, оснований, оксидов. Школьники отвечают на вопросы учителя по слайдам презентации. Правильно ответившие на вопросы получают карточки-бонусы

2.Выполнение индивидуальной работы по определению веществ, вступающих в химические реакции с указанным в карточке-задании веществом;

2.Вычеркивание по типу игры «крестики-нолики» прямой линией трех веществ, реагирующих с представителем классов соединений, указанным в карточке-задании

3.Осуществление взаимопроверки и оценивания выполненного задания в парах (соседом по парте) по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки;

7.

Блок V. «Групповая игра - расследование»

Учитель:

Давайте сформируем  3 группы и превратимся в расследовательские бюро, получившие заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами (Слайд 21.  Схема для расшифровки расследовательскими бюро) 

1.Группы-бюро получают задание расшифровать схему превращений, представленную на слайде. Для расследования вы должны «покупать» подсказки за «химы», заработанные решением заданий, которые берете в «Банке заданий». Подсказка представляет собой задачу, решением которой является зашифрованное в схеме вещество

На начало расследования каждое бюро имеет 30 «химов»/

Схема превращений:

  А            В              С

20    20     10    20     10

30    40     30    40     30

 

     (Слайд 22. Расшифрованная схема превращений):  

  Mg О      HCl       MgCl2       NaOH         Mg(OH)2

Учитель:

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого в заполненной таблице оценки работы по итогам взаимопроверок посчитайте итоговое количество баллов. По шкале оценивания переведите полученные баллы в оценку.

 (Слайд 23. Подсчет баллов и перевод баллов в оценку) 

8.

Рефлексия 

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

9.

Завершение урока

Учитель благодарит школьников за урок.

                                                                                                                                                                    Приложение1

Лист индивидуальной работы

I вариант

Задание 1. «Классификация химических соединений»

Определите класс неорганических соединений предложенных  веществ и обведите в таблице  соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания  сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CuSO4

5

5

4

3

SiO2

4

4

3

4

Mg(OH)2

3

3

2

5

HCl

2

2

1

6

Задание II.  «Номенклатура веществ»

 На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2  и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.

формулы

Название

Отметка о правильности выполнения задания

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

Задание III.    «Экспертиза»

На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов:  Р-1

Вещество

Пробирка №1

Пробирка №2

Пробирка №3

КОН

НСl

NаСl

Задание IV.    «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной серной кислотой:

MgO

SO3

Сl2O

P2O5

Ca(OH)2

K2CO3

H2SO4

Cu(OH)2

Zn

                                               

                                                Лист индивидуальной работы

II вариант

Задание 1. «Классификация химических соединений»

Определите класс неорганических соединений предложенных  веществ и обведите в таблице  соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания  сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CaO

5

5

4

3

LiOH

4

4

3

4

H2SO4

3

6

2

5

ZnCl2

2

2

1

6

Задание II.  «Номенклатура веществ»

 На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2  и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.

формулы

Название

Отметка о правильности выполнения задания

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

Задание III.    «Экспертиза»

На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов:  Р-1

Вещество

Пробирка №1

Пробирка №2

Пробирка №3

КОН

НСl

NаСl

Задание  IV.    «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с гидроксидом натрия:

MgO

SO3

K2O

P2O5

HCl

CuCl2

H2SO4

Cu(OH)2

Zn

Лист индивидуальной работы

III вариант

Задание1. «Классификация химических соединений»

Определите класс неорганических соединений предложенных  веществ и обведите в таблице  соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания  сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CaСО3

5

5

4

3

Al2O3

2

4

3

4

KOH

3

6

1

5

H3PO4

2

2

1

6

Задание II.  «Номенклатура веществ»

На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2  и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.

формулы

Название

Отметка о правильности выполнения задания

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

Задание III.    «Экспертиза»

На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов:  Р-1

Вещество

Пробирка №1

Пробирка №2

Пробирка №3

КОН

НСl

NаСl

Задание IV.    «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной соляной  кислотой:

MgO

Zn(OH)2

HNO3

P2O5

K

CuCl2

H2SO4

SiO2

Zn (OH)2

                                       Оценка работы по итогам взаимопроверок

Задание

Оценка (количество баллов, полученных учеником)

Максимально возможное количество баллов, полученных за выполненное задание

Задание №1 «Классификация химических соединений»

1балл

Задание №2  «Номенклатура веществ»

4балла

Задание №3 «Экспертиза»

3балла

Задание №4.    «Химические свойства веществ»

1балл

Групповая игра - расследование

1балл

Бонусный балл

1балл

Итого баллов

11 баллов

Оценка

Шкала перевода баллов в оценку:

Количество баллов

Оценка

10 - 11

«5»

7 -  9

«4»

4 - 6

«3»

0 - 3

«2»



 

Приложение 2

Ключи ответов к заданиям для взаимопроверки.

Задание1«Классификация химических соединений»

I вариант

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CuSO4

5

5

4

3

SiO2

4

4

3

4

Mg(OH)2

3

3

2

5

HCl

2

2

1

6

 

11Na:    4+2+2+3=11

II вариант

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CaO

5

5

4

3

LiOH

4

4

3

4

H2SO4

3

6

2

5

ZnCl2

2

2

1

6

20Сa:     5+6+3+6=20

III вариант

формулы

оксид

кислота

основание

соль

CaСО3

5

5

4

3

Al2O3

2

4

3

4

KOH

3

6

1

5

H3PO4

2

2

1

6

8О:      2+2+1+3=8

Шкала оценивания задания №1. «Классификация химических соединений»

I вариант

II вариант

III вариант

Оценивание

Сумма обведенных цифр, равная порядковому номеру элемента

11

20

8

Иная цифра

Задание II.  «Номенклатура веществ»

I вариант

Формулы

Название

Характеристика

Оценивание

CuSO4

Сульфат меди (II)

Соли; средняя соль

SiO2

Оксид кремния (IV)

Оксиды, кислотный оксид

Mg(OH)2

Гидроксид магния (II)

Основания, нерастворимый гидроксид

HCl

Соляная кислота

Кислоты, одноосновная кислота, бескислородная, растворимая кислота

II вариант

Формулы

Название

Характеристика

Оценивание

CaO

Оксид кальция

Оксиды, основный оксид

LiOH

Гидроксид лития

Основания, щелочь

H2SO4

Серная кислота

Кислоты, двухосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота

ZnCl2

Хлорид цинка

Соли; средняя соль

                                               

                                                                     III вариант

Формулы

Название

Характеристика

Оценивание

CaСО3

Карбонат кальция

Соли; средняя соль

Al2O3

Оксид алюминия

Оксиды, амфотерный оксид

KOH

Гидроксид калия

Основания, щелочь

H3PO4

Ортофосфорная кислота

Кислоты, трехосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота

Задание III.    «Экспертиза»

Шифр для кодирования ответов:  Р-1

№1

№2

№3

оценивание

иной ответ

КОН

+

НСl

+

NаСl

+

Шифр для кодирования ответов:  Р-2

№1

№2

№3

оценивание

иной ответ

КОН

+

НСl

+

NаСl

+

Шифр для кодирования ответов:  Р-3

№1

№2

№3

оценивание

иной ответ

КОН

+

НСl

+

NаСl

+

Задание IV.    «Химические свойства веществ»

I вариант

MgO

SO3

Cl2O

P2O5

Ca(OH)2

K2CO3

H2SO4

Cu(OH)2

Zn

Оценивание:

Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;

                                                          «неверно» – 0 баллов;

II вариант

MgO

SO3

K2O

P2O5

HCl

CuCl2

H2SO4

Cu(OH)2

Zn

Оценивание:

Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;

                                                          «неверно» – 0 баллов;

III вариант

MgO

Zn(OH)2

HNO3

P2O5

K

CuCl2

H2SO4

SiO2

Zn (OH)2

Оценивание:

Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;

                                                          «неверно» – 0 баллов;

Блок V. «Групповая игра - расследование»

Расшифровка схемы превращения:

  Mg О             MgCl2                       Mg(OH)2 

                                                                                                                Приложение 3

Подсказки к расшифровке схемы превращения:

А  -  20 химов

А- сложное вещество, образованное химическим элементом,  в ядре атома которого находится 12 протонов и кислородом

А  -  30 химов

Основной оксид элемента, расположенного в III периоде, IIA группе

А  -  50 химов

Оксид элемента, атомная масса которого равна 24 а.е.м.

В -  10 химов

Галогенид металла IIA группы, массовая доля металла в соединении равна 25%

В  -  30 химов

Вещество В – средняя соль, образованная магнием и кислотным остатком соляной кислоты.

В  -  50 химов

Вещество В – хлорид магния

С -  10 химов

Вещество С – нерастворимое основание

С  -  30 химов

Сложное вещество, состоящее из одного атома магния, двух атомов кислорода и  двух атомов водорода

С -  50 химов

Вещество С – гидроксид двухвалентного металла, в атоме которого 12 нейтронов

Реагент 1 – 20 химов

Бескислородная, одноосновная кислота, образованная галогеном III периода

Реагент 2 – 20 химов

Гидроксид щелочного металла,  атом которого содержит 11 электронов

«Банк заданий»

10 химов

Расчитайте массу 5 молей серной кислоты?

10 химов

Определите вид химической связи в веществах: NaCl; Br2, SO2?

20 химов

Назовите вещества по систематической номенклатуре: CuBr2, SO3, H3PO4, K2CO3?

20 химов

Какое количество вещества содержится в 144г воды?

20 химов

Запишите вещества в виде формул: нитрат железа (III), оксид хлора (VII), сульфид цинка, сернистая кислота?

30 химов

С какими из перечисленных веществ будет реагировать оксид цинка: HCl; NaOH; CuO? Напишите уравнения реакции.

30 химов

Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты:

AgNO3 + Na3PO4             

SO3 + KOH                    

40 химов

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 13г цинка с соляной кислотой?

40 химов

Вычислите массовую долю растворенного вещества 200г 15% раствора поваренной соли, если в него добавили 15г растворенного вещества

50 химов

Вычислите массовую долю раствора, образовавшегося при сливании 200г 5% и 150г 20% растворов карбоната натрия?

50 химов

Запишите уравнения реакций, которые возможны между веществами: Al; H2SO4; HgO; O2; Ba(OH)2?

Решение упражнений из «Банка заданий»:

№1

10 химов

Расчитайте массу 5 молей серной кислоты?

М(H2SO4)=98г/моль

m =n хМ=98х5=490г/моль

№2

10 химов

Определите вид химической связи в веществах: NaCl; Br2, SO2?

NaCl-ионная

Br2-ковалентная неполярная

SO2-ковалентная полярная

№3

20 химов

Назовите вещества по систематической номенклатуре: CuBr2, SO3, H3PO4, K2CO3?

CuBr2-бромид меди (II)

 SO3-оксид серы (IV)

 H3PO4- ортофосфорная кислота

 K2CO3- карбонат калия

№4

20 химов

Какое количество вещества содержится в 144г воды?

М(H2O)=18г/моль

n = m:М=144:18=8 моль

№5

20 химов

Запишите вещества в виде формул: нитрат железа (III), оксид хлора (VII), сульфид цинка, сернистая кислота?

нитрат железа (III)-Fe(NO3)3

 оксид хлора (VII)-Cl2O7

сульфид цинка-ZnS

сернистая кислота-H2SO3

№6

30 химов

С какими из перечисленных веществ будет реагировать оксид цинка: HCl; NaOH; CuO? Напишите уравнения реакции.

HCl+ZnO= ZnCl2+H2O

№7

30 химов

Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты:

3AgNO3 + Na3PO4              Ag3PO4+3NaNO3

SO3 + 2KOH                K2SO4+H2O    

№8

40 химов

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 13г цинка с соляной кислотой?

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

n = m:М=13:65=0,2моль

V= nхVm=0,2моль х22,4л/моль=4,48л

№9

40 химов

Вычислите массовую долю растворенного вещества 200г 15% раствора поваренной соли, если в него добавили 15г растворенного вещества

Mpв=mp-pa х g=200х 15:100=30г

G=45:215х100=20,9%

№10

50 химов

Вычислите массовую долю раствора, образовавшегося при сливании 200г 5% и 150г 20% растворов карбоната натрия?

№11

50 химов

Запишите уравнения реакций, которые возможны между веществами: Al; H2SO4; HgO; O2; Ba(OH)2?

Al+ H2SO4=

H2SO4+ HgO=

H2SO4+Ba(OH)2=

Al + O2=

                                                                                                                Приложение 4

Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»

I вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

II вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

I вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»

I вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

II вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

II вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»

I вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

II вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»

I вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CuSO4

SiO2

Mg(OH)2

HCl

II вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaO

LiOH

H2SO4

ZnCl2

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

III вариант

формулы

Характеристика  вещества по классификационным категориям

CaСО3

Al2O3

KOH

H3PO4

БЮРО №1

Расшифровка схемы превращений:

БЮРО №2

Расшифровка схемы превращений:

БЮРО №3

Расшифровка схемы превращений:

Двусторонние карточки для задания №2:

Соли; средняя соль

Оксиды, кислотный оксид

Основания, нерастворимый гидроксид

Кислоты, одноосновная кислота, бескислородная, растворимая кислота

Оксиды, основный оксид

Основания, щелочь

Кислоты, двухосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота

Оксиды, амфотерный оксид

Кислоты, трехосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота

Соли; средняя соль

Основания, щелочь

Урок-практикум: «Соединения химических элементов»

Обобщение и систематизация знаний:

Конкурс 1 "Найди родственников"

   Командам выдаются карточки с формулами веществ.

   За 1 мин команде "Атом" необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а команде "Молекула" - все основания и соли и записать их в таблицу.

Таблица 1.  Классификация веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

 

 

 

 

 

 

 

 

   Максимальная оценка за конкурс - 4 балла (1 балл за правильное распределение и название веществ, еще 1 - за участие всей команды).

Карточка команды "Атом" - Nа23, Н24, СrО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.

Ответы: оксиды: СrО3, МgО; кислоты: Н24, НNO3.

Карточка команды "Молекула" - Мg(ОН)2, Н24, ZnСl2, НNO3, МgО, NаNO3, КОН.

Ответы: основания: Мg(ОН)2, КОН; соли: ZnСl2, NаNO3.

Конкурс 2 «Третий лишний»

   За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.

Задание команде "Атом". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) Н2O, К2SO4, SO-. . .; ответ: К2SO4 – соль.

2) ВаSО4, НСl, СuСl-. . .; ответ: НСl – кислота.

3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .; ответ: СuО – оксид.

4) Н23, НСl, КNO3 - . . .; ответ: КNO3 – соль.

Задание команде "Молекула". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .; ответ: LiNO3 – соль.

2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . . ; ответ: Н2S – кислота.

3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .; ответ: Nа2СO3 – соль.

4) АlРО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . .; ответ: Zn(ОН)2 – основание.

Конкурс 3 "Экспертиза"

   Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NаОН, НСl, NаСl (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс - 2 балла. Учитель после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда.

Дополнительное задание (1 мин).

   Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия.

Таблица 2

Окраска индикаторов

Среда

кислая

щелочная

Лакмус - красный

1

2

Фенолфталеин - малиновый

3

4

Метилоранж - желтый

5

6

   Ответ: 1.4.6

После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.

Фенолфталеин

Попасть в кислоту - есть ли горше удача? 
Но он перетерпит без вздохов, без плача. 
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.

Метилоранж

От щелочи я желт, как в лихорадке, 
Краснею от кислот, как от стыда. 
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.

Закрепление и контроль знаний:

Конкурс 4 "Тестирование"

   На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды по очереди подходит к доске и выбирает правильный ответ, помечая его кружком. Последним идет капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали!

Вопросы для команды "Атом"

1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?

а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.

2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?

а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.

3. Выберите формулу сероводородной кислоты.

а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н24; г) Н2SiO3

4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?

а) Са(ОН)2; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН.

5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?

а) Fе(NO3)2; б) РbСl2; в) ВаSО4; г) NаС1.

Вопросы для команды "Молекула"

1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4?

а) +2; б) -1; в) +3; г) +7.

2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.

а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г) Nа2О.

3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?

а) НСl; б) НF; в) НВr; г) HI.

4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди (I), - это:

а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.

5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?

а) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.

Ответы (для обеих команд): 1 - г; 2 - а; 3 - а; 4 - г; 5 - в.

Конкурс 5 "Крестики-нолики"

   Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики-нолики".

Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы:

а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.

Время проведения конкурса - 2 мин.

а)

СаО

NаОН

СаСl2

НСl

СО2

2O

Fе(ОН)3

Н2SO3

Н2О

б)

КОН

Р2O5

K2O

Ва(ОН)2

Н2

Zn(ОН)2

Fе(ОН)3

3РO4

ZnСl2

в)

NaСl

НСl

СO2

Zn(ОН)2

Н2SO4

K2O

Н2СO3

Н3РO4

2(SO4)3

г)

СuSО4

ZnCl2

К2СО3

SiO2

MgCl2

СО

Н2СО3

Н2O

LiOH

Оценка конкурса - 4 балла.

Конкурс 6 "Установите соответствие"

   Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы. На конкурс отводится 2 мин.

Задание для капитана команды "Атом".

2SO4 - :::::: NaOH, H2SO4

К2SiO3 -::::::.. KOH, H2SiO3

Ca3(PO4)2 -:::::. Ca(OH)2, H3PO4

Ва(NO3)2 - :::::.. Ba(OH)2, HNO3

Задание для капитана команды "Молекула".

FеСl2 - :::::.. Fe(OH)2, HCl

ZnSO4 - :::::: Zn(OH)2, H2SO4

АgNО3 - :::::. AgOH, HNO3

Fe2(SO4)3 -::::..Fe(OH)3, H2SO4

Оценка конкурса - по 4 балла.

Конкурс 7 "Знание терминов"

   Каждому члену команды выдается тест на проверку терминов с учетом уровня подготовки (табл. 3 - 4). Время на выполнение любого уровня (А, В) - 3 мин.

УРОВЕНЬ А

Задание. Во втором столбце табл. 3 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" - для подсчета верных ответов.

Если вы набрали 12 - 13 "+", то оценка "5",

11 - 10 "+" - оценка "4",

9 - 8 "+" - оценка "3".

Если у вас от 8 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.

Таблица 3. Тест "Знание тезауруса". Уровень А

№ п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

И

Л

+/-

1

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

 

 

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

 

 

2

Кислоты

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

 

 

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

 

 

3

Щелочи

Растворимые в воде основания

 

 

Нерастворимые в воде вещества

 

 

4

Соли

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

 

 

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

 

 

5

Оксиды

Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород

 

 

Вещества, в состав которых входит кислород

 

 

6

Индикаторы

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

 

 

Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет

 

 

Ключ к уровню А

№ п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

И

Л

+/-

1

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

л

 

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

и

 

2

Кислоты

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

и

 

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

л

 

3

Щелочи

Растворимые в воде основания

и

 

Нерастворимые в воде вещества

л

 

4

Соли

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

и

 

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

л

 

5

Оксиды

Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород

и

 

Вещества, в состав которых входит кислород

л

 

6

Индикаторы

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

и

 

Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет

л

 

УРОВЕНЬ В

Задание. Во втором столбце табл. 2 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" для подсчета верных ответов.

Если вы набрали 16-15 "+", то оценка "5",

14 - 13 "+" - оценка "4",

12 - 11 "+"-оценка "3".

Если у вас от 10 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.

Таблица 4 Тест "Знание тезауруса". Уровень В

№' п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

И

Л

+/-

1

Кислотные оксиды

Оксиды, которым соответствуют кислоты

 

 

Оксиды, которым соответствуют основания

 

 

2

Кислоты

Вещества, образованные частицами Н и ОН

 

 

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

 

 

3

Индикаторы

Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет

 

 

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

 

 

4

Летучие кислоты

Кислоты, которые при 20 0С находятся только в газообразном агрегатном состоянии

 

 

Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии

 

 

5

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

 

 

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

 

 

6

Основные оксиды

Оксиды, которым соответствуют основания

 

 

Оксиды, которым соответствуют кислоты

 

 

7

Кислые соли

Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками

 

 

Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками

 

 

8

Щелочи

Растворимые в воде основания

 

 

Нерастворимые в воде основания

 

 

Ключ к уровню В

№ п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

И Л

+/-

1

Кислотные оксиды

Оксиды, которым соответствуют кислоты

и

 

Оксиды, которым соответствуют основания

л

 

2

Кислоты

Вещества, образованные частицами Н и ОН

л

 

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

и

 

3

Индикаторы

Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет

л

 

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

и

 

4

Летучие кислоты

Кислоты, которые при 20 0С находятся только в газообразном агрегатном состоянии

л

 

Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии

и

 

5

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

л

 

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

и

 

6

Основные оксиды

Оксиды, которым соответствуют основания

и

 

Оксиды, которым соответствуют кислоты

л

 

7

Кислые соли

Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками

и

 

Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками

л

 

8

Щелочи

Растворимые в воде основания

и

 

Нерастворимые в воде основания

л

 

Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.

Рефлексия и подведение итогов:

   1. Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму балов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).

   2. Оцените свое эмоциональное состояние на уроке, дорисовав эмоцию на лице:

             радость, удовольствие;

             печаль;

                безразличие.

Домашнее задание: повт. §§18 -22.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»....

Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...

Урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» .

Тип урока: урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» с использованием схематических таблиц, дидактических карточек...

Повторение и обобщение знаний по теме «Основные отделы Царства Растения»

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме " Основные отделы царства Растения". Урок обобщения знаний....