Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе с применением АМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_himii_8a.docx | 147.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
(8 класс)
Тип урока: Контрольно-обобщающий.
Дидактические цели урока:
- Обобщение и контроль и систематизация знаний обучающихся и способов деятельности по теме «Основные классы неорганических соединений», их классификации, составе, номенклатуре.
- Актуализация умений обучающихся написания химических уравнений и решения задач по химическим формулам и уравнениям;
Задачи урока:
- Создание условий для конкретизации и закрепления обучающимися понятий «оксиды», «кислоты», «соли», «основания», «индикаторы», анализ и систематизация веществ по их строению.
- Формирование умений управления свей учебной деятельностью, культурой монологической речи.
- Воспитание культуры химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности в кабинете химии, умение безопасного обращения с химическими реактивами.
Методы обучения: эвристический, проблемный, практический.
Виды работ обучающихся: фронтальная, и индивидуальная, работа в парах, групповая.
Материалы и оборудование к уроку: лабораторное оборудование: штатив с пробирками, реактивы; листы индивидуальной работы, карточки; таблица химических элементов Д.И. Менделеева, учебник химии, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку.
Подготовка к уроку:
Каждый ученик на уроке заполняет «Лист индивидуальной работы», на котором подписывает свою фамилию. На обратной стороне листа – таблица оценивания по результатам взаимопроверок. Работа на уроке ведется в листах индивидуальной работы 3-х вариантов. (Приложение 1)
Ход урока:
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время, затрачиваемое на этап урока |
1. | Мотивация и целеполагание. Приветствие школьников, ознакомление с целями и задачами урока, настрой на положительные эмоции. Я рада Вас сегодня видеть! Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Учитель: Сегодня на уроке мы обобщаем ранее полученные на уроках химии знания по основным классам неорганических соединений. (Слайд 2. Цель урока) Каким? Назовите изученные нами классы соединений? (Школьники называют классы соединений) Результаты своей работы сегодня вы будете фиксировать в листе индивидуальной работы. для работы класс будет поделен на 3 варианта. (Слайд 3. Лист индивидуальной работы) После фронтальной беседы-обобщения знаний вы выполните 4 задания для индивидуальной работы, которые мы сразу проверим по ответам и шкале оценивания, представленным вам на слайдах. Итоги оценивания по результатам взаимопроверок будут внесены в таблицу «Листа оценки работы по итогам взаимопроверок», который расположен на обратной стороне листа индивидуальной работы; (Слайд 4. Лист оценки работы) В процессе беседы – обобщения особо активные ребята получат дополнительный бонусный балл, который будет учтен при оценивании. | Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач | |
2. | Фронтальная работа по систематизации и обобщению знаний обучающимися основных классов неорганических соединений (по слайдам презентации) Вопросы для фронтальной беседы: Как определить порядковый номер элемента? -Какие вещества называют оксидами? -На какие группы делят оксиды? (Слайд 5. Оксиды) - Какие вещества называют кислотами? -Что вам известно о классификации кислот? -Назовите основные группы кислот? (Слайд 6,7 Кислоты) -Основания-это.. -Назовите классификацию оснований? (Слайд 8. Основания) • «Их получают путем горения • «Хлориды и нитраты, | Мобилизация знаний определений, химического состава, структуры, свойств основных классов неорганических веществ. Школьники отвечают на вопросы учителя по слайдам презентации. Школьники, давшие наибольшее количество правильных ответов получают бонусный балл, имеющий важное значение в оценивании ребят по итогам урока. | |
3. | После краткого повторения приступаем к индивидуальной работе: Задание I. «Классификация химических соединений» (Слайд 9. Задание «Классификация химических соединений») Учитель: Вам предлагается по карточкам индивидуальной работы определить класс неорганических соединений каждого из предложенных веществ и обвести в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания необходимо сложить обведенные цифры, сумма должна быть равна порядковому номеру указанного в карточке элемента; Учитель: А теперь осуществим проверку выполненного задания обучающимся соседней парты по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации. (Слайд 10. Ключи ответов к заданию №1) (Слайд 11. Шкала оценивания задания № 1) | 1.Индивидуальная работа по карточке-заданию, внесение ответов задания в лист индивидуальной работы. 2.Осуществление взаимопроверки выполненного задания в парах (соседом по парте) по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания; 3. Оценивание и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы обучающегося. | |
4 | Учитель: Продолжим проверку ваших знаний в области номенклатуры химических соединений. Задание индивидуальной работа № II. «Номенклатура веществ» (Слайд 12. Задание «Номенклатура веществ») Учитель: -Как правильно давать названия веществам разных классов? (школьники дают ответы) Каждому ученику на парту выдается «карточка - лото», которая состоит из поля 4х3 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, которые вам необходимо назвать по систематической номенклатуре. На лицевых сторонах выданных вам двусторонних карточек имеются характеристики веществ по классификационным категориям, а на обратной стороне карточки – название вещества. Вам необходимо вписать название вещества в специально отведенном поле таблицы в листе индивидуальной работы и установить соответствие между формулой и ее характеристикой и накрыв каждую формулу поля двусторонней карточкой с соответствующими характеристиками (вверх лицевой стороной карточки) (на парте). Если карточка подобрана верно, название вещества, написанное на обратной стороне карточки должно совпасть с названием, данным учеником по систематической номенклатуре. Проверка правильности выполнения задания выполняется соседом по парте и фиксируется в листе индивидуальной работы обучающегося. (Слайд 13. Ключи ответов и шкала оценивания задания №2) | 1.Индивидуальная работа, заключающаяся в названии вещества по систематической номенклатуре и накрывании формул веществ карточками (лицевой стороной вверх), на которых дана правильная классификационная характеристика данного вещества. 2.Осуществление взаимопроверки выполненного задания в парах (соседом по парте) по обратной стороне, выбранной учеником карточки (где указано правильное название данного вещества); 3. Оценивание и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы самим обучающимся производится соседом по парте. | |
5. | Учитель: Перед выполнением следующего экспериментального практического задания нам необходимо выяснить: - Как можно распознать вещества разных классов? -Какими индикаторами это можно сделать? (ребята дают ответы) • «Они имеют кислый вкус. • «В каких веществах у фенолфталеина (Слайд 14,15 Действие индикаторов на растворы кислот и оснований) Учитель: Сейчас работая в парах мы экспериментально это подтвердим. Учитель: -Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ? 2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу? Задание III. «Экспертиза» (Слайд 16. «Задание «Экспертиза») Вам предлагается проведение исследовательской работы по определению вещества с помощью имеющихся на столе индикаторов. Необходимо установить в какой из пронумерованных пробирок находится кислота, основание и соль и внести данные в лист индивидуальной работы. Проверка правильности выполняется учителем по ключу и шифру, указанному в листе индивидуальной работы обучающегося. (Слайд 17. Ключи ответов и шкала оценивания задания №3) | 1.Выполнение экспериментального задания, с соблюдением техники безопасности. Определение содержания пронумерованных пробирок в паре с соседом по парте. Анализ результатов опыта, формулирование выводов по результатам эксперимента. 2 Оценивание производится учителем, а внесение данных в графу ««оценка работы по итогам взаимопроверки» листа индивидуальной работы - самим обучающимся. | |
6. | Учитель: Нам осталось еще выяснить особенности химических свойств кислот, оснований, солей. Учитель: -С какими веществами реагируют кислоты? Основания? Соли? После ответов обучающихся схемы взаимодействий появляются на слайдах презентации (Слайд 18. Схемы химических свойств кислот, оснований, солей.) Индивидуальная работа: Задание IV. «Химические свойства веществ» (Слайд 19. Задание «Химические свойства веществ») Учитель: Давайте выполним индивидуальное задание «Химические свойства веществ». По типу игры «крестики-нолики» вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с представителем класса неорганических соединений, указанным в карточке-задании. Далее осуществляется проверка выполненного задания обучающимся соседней парты по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации. (Слайд 20. Ключи ответов и шкала оценивания задания №4) | 1. Мобилизация знаний химических свойств кислот, оснований, оксидов. Школьники отвечают на вопросы учителя по слайдам презентации. Правильно ответившие на вопросы получают карточки-бонусы 2.Выполнение индивидуальной работы по определению веществ, вступающих в химические реакции с указанным в карточке-задании веществом; 2.Вычеркивание по типу игры «крестики-нолики» прямой линией трех веществ, реагирующих с представителем классов соединений, указанным в карточке-задании 3.Осуществление взаимопроверки и оценивания выполненного задания в парах (соседом по парте) по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания и внесение данных в графу «оценка работы по итогам взаимопроверки; | |
7. | Блок V. «Групповая игра - расследование» Учитель: Давайте сформируем 3 группы и превратимся в расследовательские бюро, получившие заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами (Слайд 21. Схема для расшифровки расследовательскими бюро) 1.Группы-бюро получают задание расшифровать схему превращений, представленную на слайде. Для расследования вы должны «покупать» подсказки за «химы», заработанные решением заданий, которые берете в «Банке заданий». Подсказка представляет собой задачу, решением которой является зашифрованное в схеме вещество На начало расследования каждое бюро имеет 30 «химов»/ Схема превращений: А В С 20 20 10 20 10 30 40 30 40 30
(Слайд 22. Расшифрованная схема превращений): Mg О HCl MgCl2 NaOH Mg(OH)2 Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого в заполненной таблице оценки работы по итогам взаимопроверок посчитайте итоговое количество баллов. По шкале оценивания переведите полученные баллы в оценку. (Слайд 23. Подсчет баллов и перевод баллов в оценку) | ||
8. | Рефлексия Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | ||
9. | Завершение урока Учитель благодарит школьников за урок. |
Приложение1
Лист индивидуальной работы
I вариант
Задание 1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CuSO4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
SiO2 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Mg(OH)2 | 3 | 3 | 2 | 5 |
HCl | 2 | 2 | 1 | 6 |
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CuSO4 | ||
SiO2 | ||
Mg(OH)2 | ||
HCl |
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | |||
НСl | |||
NаСl |
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной серной кислотой:
MgO | SO3 | Сl2O |
P2O5 | Ca(OH)2 | K2CO3 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Лист индивидуальной работы
II вариант
Задание 1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaO | 5 | 5 | 4 | 3 |
LiOH | 4 | 4 | 3 | 4 |
H2SO4 | 3 | 6 | 2 | 5 |
ZnCl2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CaO | ||
LiOH | ||
H2SO4 | ||
ZnCl2 |
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | |||
НСl | |||
NаСl |
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с гидроксидом натрия:
MgO | SO3 | K2O |
P2O5 | HCl | CuCl2 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Лист индивидуальной работы
III вариант
Задание1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaСО3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Al2O3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
KOH | 3 | 6 | 1 | 5 |
H3PO4 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CaСО3 | ||
Al2O3 | ||
KOH | ||
H3PO4 |
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр для кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | |||
НСl | |||
NаСl |
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной соляной кислотой:
MgO | Zn(OH)2 | HNO3 |
P2O5 | K | CuCl2 |
H2SO4 | SiO2 | Zn (OH)2 |
Оценка работы по итогам взаимопроверок
Задание | Оценка (количество баллов, полученных учеником) | Максимально возможное количество баллов, полученных за выполненное задание |
Задание №1 «Классификация химических соединений» | 1балл | |
Задание №2 «Номенклатура веществ» | 4балла | |
Задание №3 «Экспертиза» | 3балла | |
Задание №4. «Химические свойства веществ» | 1балл | |
Групповая игра - расследование | 1балл | |
Бонусный балл | 1балл | |
Итого баллов | 11 баллов | |
Оценка |
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | Оценка |
10 - 11 | «5» |
7 - 9 | «4» |
4 - 6 | «3» |
0 - 3 | «2» |
Приложение 2
Ключи ответов к заданиям для взаимопроверки.
Задание1«Классификация химических соединений»
I вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CuSO4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
SiO2 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Mg(OH)2 | 3 | 3 | 2 | 5 |
HCl | 2 | 2 | 1 | 6 |
11Na: 4+2+2+3=11
II вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaO | 5 | 5 | 4 | 3 |
LiOH | 4 | 4 | 3 | 4 |
H2SO4 | 3 | 6 | 2 | 5 |
ZnCl2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
20Сa: 5+6+3+6=20
III вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaСО3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Al2O3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
KOH | 3 | 6 | 1 | 5 |
H3PO4 | 2 | 2 | 1 | 6 |
8О: 2+2+1+3=8
Шкала оценивания задания №1. «Классификация химических соединений»
I вариант | II вариант | III вариант | Оценивание | |
Сумма обведенных цифр, равная порядковому номеру элемента | 11 | 20 | 8 | 1б |
Иная цифра | 0б |
Задание II. «Номенклатура веществ»
I вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CuSO4 | Сульфат меди (II) | Соли; средняя соль | 1б |
SiO2 | Оксид кремния (IV) | Оксиды, кислотный оксид | 1б |
Mg(OH)2 | Гидроксид магния (II) | Основания, нерастворимый гидроксид | 1б |
HCl | Соляная кислота | Кислоты, одноосновная кислота, бескислородная, растворимая кислота | 1б |
II вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CaO | Оксид кальция | Оксиды, основный оксид | 1б |
LiOH | Гидроксид лития | Основания, щелочь | 1б |
H2SO4 | Серная кислота | Кислоты, двухосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота | 1б |
ZnCl2 | Хлорид цинка | Соли; средняя соль | 1б |
III вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CaСО3 | Карбонат кальция | Соли; средняя соль | 1б |
Al2O3 | Оксид алюминия | Оксиды, амфотерный оксид | 1б |
KOH | Гидроксид калия | Основания, щелочь | 1б |
H3PO4 | Ортофосфорная кислота | Кислоты, трехосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота | 1б |
Задание III. «Экспертиза»
Шифр для кодирования ответов: Р-1
№1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ | |
КОН | + | 1б | 0б | ||
НСl | + | 1б | 0б | ||
NаСl | + | 1б | 0б |
Шифр для кодирования ответов: Р-2
№1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ | |
КОН | + | 1б | 0б | ||
НСl | + | 1б | 0б | ||
NаСl | + | 1б | 0б |
Шифр для кодирования ответов: Р-3
№1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ | |
КОН | + | 1б | 0б | ||
НСl | + | 1б | 0б | ||
NаСl | + | 1б | 0б |
Задание IV. «Химические свойства веществ»
I вариант
MgO | SO3 | Cl2O |
P2O5 | Ca(OH)2 | K2CO3 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;
II вариант
MgO | SO3 | K2O |
P2O5 | HCl | CuCl2 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;
III вариант
MgO | Zn(OH)2 | HNO3 |
P2O5 | K | CuCl2 |
H2SO4 | SiO2 | Zn (OH)2 |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;
Блок V. «Групповая игра - расследование»
Расшифровка схемы превращения:
Mg О MgCl2 Mg(OH)2
Приложение 3
Подсказки к расшифровке схемы превращения:
А - 20 химов | А- сложное вещество, образованное химическим элементом, в ядре атома которого находится 12 протонов и кислородом |
А - 30 химов | Основной оксид элемента, расположенного в III периоде, IIA группе |
А - 50 химов | Оксид элемента, атомная масса которого равна 24 а.е.м. |
В - 10 химов | Галогенид металла IIA группы, массовая доля металла в соединении равна 25% |
В - 30 химов | Вещество В – средняя соль, образованная магнием и кислотным остатком соляной кислоты. |
В - 50 химов | Вещество В – хлорид магния |
С - 10 химов | Вещество С – нерастворимое основание |
С - 30 химов | Сложное вещество, состоящее из одного атома магния, двух атомов кислорода и двух атомов водорода |
С - 50 химов | Вещество С – гидроксид двухвалентного металла, в атоме которого 12 нейтронов |
Реагент 1 – 20 химов | Бескислородная, одноосновная кислота, образованная галогеном III периода |
Реагент 2 – 20 химов | Гидроксид щелочного металла, атом которого содержит 11 электронов |
«Банк заданий»
10 химов | Расчитайте массу 5 молей серной кислоты? |
10 химов | Определите вид химической связи в веществах: NaCl; Br2, SO2? |
20 химов | Назовите вещества по систематической номенклатуре: CuBr2, SO3, H3PO4, K2CO3? |
20 химов | Какое количество вещества содержится в 144г воды? |
20 химов | Запишите вещества в виде формул: нитрат железа (III), оксид хлора (VII), сульфид цинка, сернистая кислота? |
30 химов | С какими из перечисленных веществ будет реагировать оксид цинка: HCl; NaOH; CuO? Напишите уравнения реакции. |
30 химов | Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты: AgNO3 + Na3PO4 SO3 + KOH |
40 химов | Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 13г цинка с соляной кислотой? |
40 химов | Вычислите массовую долю растворенного вещества 200г 15% раствора поваренной соли, если в него добавили 15г растворенного вещества |
50 химов | Вычислите массовую долю раствора, образовавшегося при сливании 200г 5% и 150г 20% растворов карбоната натрия? |
50 химов | Запишите уравнения реакций, которые возможны между веществами: Al; H2SO4; HgO; O2; Ba(OH)2? |
Решение упражнений из «Банка заданий»:
№1 | 10 химов | Расчитайте массу 5 молей серной кислоты? М(H2SO4)=98г/моль m =n хМ=98х5=490г/моль | |
№2 | 10 химов | Определите вид химической связи в веществах: NaCl; Br2, SO2? NaCl-ионная Br2-ковалентная неполярная SO2-ковалентная полярная | |
№3 | 20 химов | Назовите вещества по систематической номенклатуре: CuBr2, SO3, H3PO4, K2CO3? CuBr2-бромид меди (II) SO3-оксид серы (IV) H3PO4- ортофосфорная кислота K2CO3- карбонат калия | |
№4 | 20 химов | Какое количество вещества содержится в 144г воды? М(H2O)=18г/моль n = m:М=144:18=8 моль | |
№5 | 20 химов | Запишите вещества в виде формул: нитрат железа (III), оксид хлора (VII), сульфид цинка, сернистая кислота? нитрат железа (III)-Fe(NO3)3 оксид хлора (VII)-Cl2O7 сульфид цинка-ZnS сернистая кислота-H2SO3 | |
№6 | 30 химов | С какими из перечисленных веществ будет реагировать оксид цинка: HCl; NaOH; CuO? Напишите уравнения реакции. HCl+ZnO= ZnCl2+H2O | |
№7 | 30 химов | Закончите уравнение реакции и расставьте коэффициенты: 3AgNO3 + Na3PO4 Ag3PO4+3NaNO3 SO3 + 2KOH K2SO4+H2O | |
№8 | 40 химов | Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 13г цинка с соляной кислотой? Zn+2HCl=ZnCl2+H2 n = m:М=13:65=0,2моль V= nхVm=0,2моль х22,4л/моль=4,48л | |
№9 | 40 химов | Вычислите массовую долю растворенного вещества 200г 15% раствора поваренной соли, если в него добавили 15г растворенного вещества Mpв=mp-pa х g=200х 15:100=30г G=45:215х100=20,9% | |
№10 | 50 химов | Вычислите массовую долю раствора, образовавшегося при сливании 200г 5% и 150г 20% растворов карбоната натрия? | |
№11 | 50 химов | Запишите уравнения реакций, которые возможны между веществами: Al; H2SO4; HgO; O2; Ba(OH)2? Al+ H2SO4= H2SO4+ HgO= H2SO4+Ba(OH)2= Al + O2= |
Приложение 4
Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»
I вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CuSO4 | |
SiO2 | |
Mg(OH)2 | |
HCl |
II вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaO | |
LiOH | |
H2SO4 | |
ZnCl2 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
I вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CuSO4 | |
SiO2 | |
Mg(OH)2 | |
HCl |
Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»
I вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CuSO4 | |
SiO2 | |
Mg(OH)2 | |
HCl |
II вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaO | |
LiOH | |
H2SO4 | |
ZnCl2 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
II вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaO | |
LiOH | |
H2SO4 | |
ZnCl2 |
Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»
I вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CuSO4 | |
SiO2 | |
Mg(OH)2 | |
HCl |
II вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaO | |
LiOH | |
H2SO4 | |
ZnCl2 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
Карточки для задания №2 «Номенклатура веществ»
I вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CuSO4 | |
SiO2 | |
Mg(OH)2 | |
HCl |
II вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaO | |
LiOH | |
H2SO4 | |
ZnCl2 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
III вариант
формулы | Характеристика вещества по классификационным категориям |
CaСО3 | |
Al2O3 | |
KOH | |
H3PO4 |
БЮРО №1
Расшифровка схемы превращений:
БЮРО №2
Расшифровка схемы превращений:
БЮРО №3
Расшифровка схемы превращений:
Двусторонние карточки для задания №2:
Соли; средняя соль |
Оксиды, кислотный оксид |
Основания, нерастворимый гидроксид |
Кислоты, одноосновная кислота, бескислородная, растворимая кислота |
Оксиды, основный оксид |
Основания, щелочь |
Кислоты, двухосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота |
Оксиды, амфотерный оксид |
Кислоты, трехосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота |
Соли; средняя соль |
Основания, щелочь |
Урок-практикум: «Соединения химических элементов»
Обобщение и систематизация знаний:
Конкурс 1 "Найди родственников"
Командам выдаются карточки с формулами веществ.
За 1 мин команде "Атом" необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а команде "Молекула" - все основания и соли и записать их в таблицу.
Таблица 1. Классификация веществ
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная оценка за конкурс - 4 балла (1 балл за правильное распределение и название веществ, еще 1 - за участие всей команды).
Карточка команды "Атом" - Nа2SО3, Н2SО4, СrО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.
Ответы: оксиды: СrО3, МgО; кислоты: Н2SО4, НNO3.
Карточка команды "Молекула" - Мg(ОН)2, Н2SО4, ZnСl2, НNO3, МgО, NаNO3, КОН.
Ответы: основания: Мg(ОН)2, КОН; соли: ZnСl2, NаNO3.
Конкурс 2 «Третий лишний»
За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание команде "Атом". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н2O, К2SO4, SO2 -. . .; ответ: К2SO4 – соль.
2) ВаSО4, НСl, СuСl2 -. . .; ответ: НСl – кислота.
3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .; ответ: СuО – оксид.
4) Н2SО3, НСl, КNO3 - . . .; ответ: КNO3 – соль.
Задание команде "Молекула". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .; ответ: LiNO3 – соль.
2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . . ; ответ: Н2S – кислота.
3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .; ответ: Nа2СO3 – соль.
4) АlРО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . .; ответ: Zn(ОН)2 – основание.
Конкурс 3 "Экспертиза"
Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NаОН, НСl, NаСl (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс - 2 балла. Учитель после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда.
Дополнительное задание (1 мин).
Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия.
Таблица 2
Окраска индикаторов | Среда | |
кислая | щелочная | |
Лакмус - красный | 1 | 2 |
Фенолфталеин - малиновый | 3 | 4 |
Метилоранж - желтый | 5 | 6 |
Ответ: 1.4.6
После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.
Фенолфталеин
Попасть в кислоту - есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Метилоранж
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Закрепление и контроль знаний:
Конкурс 4 "Тестирование"
На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды по очереди подходит к доске и выбирает правильный ответ, помечая его кружком. Последним идет капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали!
Вопросы для команды "Атом"
1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?
а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.
2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?
а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.
3. Выберите формулу сероводородной кислоты.
а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3
4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?
а) Са(ОН)2; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН.
5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?
а) Fе(NO3)2; б) РbСl2; в) ВаSО4; г) NаС1.
Вопросы для команды "Молекула"
1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4?
а) +2; б) -1; в) +3; г) +7.
2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.
а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г) Nа2О.
3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?
а) НСl; б) НF; в) НВr; г) HI.
4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди (I), - это:
а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.
5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?
а) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.
Ответы (для обеих команд): 1 - г; 2 - а; 3 - а; 4 - г; 5 - в.
Конкурс 5 "Крестики-нолики"
Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики-нолики".
Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы:
а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.
Время проведения конкурса - 2 мин.
а) | ||
СаО | NаОН | СаСl2 |
НСl | СО2 | Nа2O |
Fе(ОН)3 | Н2SO3 | Н2О |
б) | ||
КОН | Р2O5 | K2O |
Ва(ОН)2 | Н2 | Zn(ОН)2 |
Fе(ОН)3 | Nа3РO4 | ZnСl2 |
в) | ||
NaСl | НСl | СO2 |
Zn(ОН)2 | Н2SO4 | K2O |
Н2СO3 | Н3РO4 | Fе2(SO4)3 |
г) | ||
СuSО4 | ZnCl2 | К2СО3 |
SiO2 | MgCl2 | СО |
Н2СО3 | Н2O | LiOH |
Оценка конкурса - 4 балла.
Конкурс 6 "Установите соответствие"
Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы. На конкурс отводится 2 мин.
Задание для капитана команды "Атом".
Nа2SO4 - :::::: NaOH, H2SO4
К2SiO3 -::::::.. KOH, H2SiO3
Ca3(PO4)2 -:::::. Ca(OH)2, H3PO4
Ва(NO3)2 - :::::.. Ba(OH)2, HNO3
Задание для капитана команды "Молекула".
FеСl2 - :::::.. Fe(OH)2, HCl
ZnSO4 - :::::: Zn(OH)2, H2SO4
АgNО3 - :::::. AgOH, HNO3
Fe2(SO4)3 -::::..Fe(OH)3, H2SO4
Оценка конкурса - по 4 балла.
Конкурс 7 "Знание терминов"
Каждому члену команды выдается тест на проверку терминов с учетом уровня подготовки (табл. 3 - 4). Время на выполнение любого уровня (А, В) - 3 мин.
УРОВЕНЬ А
Задание. Во втором столбце табл. 3 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" - для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 12 - 13 "+", то оценка "5",
11 - 10 "+" - оценка "4",
9 - 8 "+" - оценка "3".
Если у вас от 8 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 3. Тест "Знание тезауруса". Уровень А
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН |
|
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками |
|
| ||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания |
|
|
Нерастворимые в воде вещества |
|
| ||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками |
|
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
| ||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород |
|
|
Вещества, в состав которых входит кислород |
|
| ||
6 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет |
|
|
Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет |
|
|
Ключ к уровню А
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | и |
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | и |
|
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | л |
| ||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | и |
|
Нерастворимые в воде вещества | л |
| ||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | и |
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | л |
| ||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | и |
|
Вещества, в состав которых входит кислород | л |
| ||
6 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | и |
|
Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет | л |
|
УРОВЕНЬ В
Задание. Во втором столбце табл. 2 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 16-15 "+", то оценка "5",
14 - 13 "+" - оценка "4",
12 - 11 "+"-оценка "3".
Если у вас от 10 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 4 Тест "Знание тезауруса". Уровень В
№' п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты |
|
|
Оксиды, которым соответствуют основания |
|
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
| ||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет |
|
|
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет |
|
| ||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 0С находятся только в газообразном агрегатном состоянии |
|
|
Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии |
|
| ||
5 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН |
|
| ||
6 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания |
|
|
Оксиды, которым соответствуют кислоты |
|
| ||
7 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками |
|
|
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками |
|
| ||
8 | Щелочи | Растворимые в воде основания |
|
|
Нерастворимые в воде основания |
|
|
Ключ к уровню В
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты | и |
|
Оксиды, которым соответствуют основания | л |
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | и |
| ||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | л |
|
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | и |
| ||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 0С находятся только в газообразном агрегатном состоянии | л |
|
Кислоты, которые при 20 0С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | и |
| ||
5 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | и |
| ||
6 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания | и |
|
Оксиды, которым соответствуют кислоты | л |
| ||
7 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками | и |
|
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками | л |
| ||
8 | Щелочи | Растворимые в воде основания | и |
|
Нерастворимые в воде основания | л |
|
Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму балов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).
2. Оцените свое эмоциональное состояние на уроке, дорисовав эмоцию на лице:
радость, удовольствие;
печаль;
безразличие.
Домашнее задание: повт. §§18 -22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."
Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»....
Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"
Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...
Урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» .
Тип урока: урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» с использованием схематических таблиц, дидактических карточек...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»
Общие свойства оксидов, кислот, оснований, солей....
Повторение и обобщение знаний по теме «Основные отделы Царства Растения»
Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме " Основные отделы царства Растения". Урок обобщения знаний....