Повторение и обобщение знаний по теме «Основные отделы Царства Растения»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме " Основные отделы царства Растения". Урок обобщения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Основные отделы Царства Растения».: Повторение и обобщение знаний | 341.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение и обобщение знаний по теме
«Основные отделы Царства Растения»
Класс : 7
Учебник : «Биология. 7 класс. » авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова.
Издательский центр «Вентана-Граф»,2014 (ФГОС)
Цель урока.
Систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.
Задачи:
а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.
б) развивающая – развивать умения работать в группе, способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.
в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.
Тип урока: обобщение знаний
Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, критического мышления, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.
Результаты:
Предметные: формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: орган, низшие и высшие растения, фотосинтез, размножение.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; оценочные листы с заданиям, гербарные экземпляры растений разных отделов
Ход урока
1.Актуализация знаний учащихся.
- Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята!
Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука –… ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники» .В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях. В настоящее время известно более 350 тыс. видов растений, которые представлены самыми разнообразными формами.
Мы сейчас с вами знаем, что существует особая область биологических наук, которая помогает разобраться в многообразии растений и она называется…..( систематика).
Систематика делит растения на группы и вводит систематические единицы разделения? Какие ?( отдел, класс, порядок, семейство, род и вид.).
Демонстрация таблицы «Систематика растений».Слайд 2
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с растениями разных отделов царства растений, узнали их особенности строения и жизнедеятельности. А сегодня нам предстоит закрепить, систематизировать, углубить наши знания о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека. Итак, тема нашего урока: «Основные отделы царства Растения». Слайд 3
Слайд4.
Задача урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.
2)Вопросы:
- На какие группы можно разделить все растения?
- Чем они отличаются?
- Какие отделы растений мы изучили?
- Разместите представителей этих отделов на «Лестнице эволюции развития растительного мира»( работа с интерактивной доской) Слайд 5,6
3) Выводы
- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.
- Назовите общие признаки растений.
- По какому принципу растения делятся на высшие и низшие?
- Где обитают растения?
- Назовите особую область биологии, которая помогает разобраться во всем многообразии растений.
Выполняем задание №1 в листах самооценки.
Задание № 1
Какая единица систематики растений пропущена?
Вид-род-семейство-порядок-класс- -царство
Какая единица систематики растений пропущена?
Вид-род-семейство-порядок- -отдел –царство
2. . Групповая работа.
(Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов царства растений)
Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела:
1гр.-«Водоросли»,
2 гр. - «Мхи»,
3 гр.-«Папоротникообразные»,
4 гр.-«Голосеменные»,
5 гр.-«Покрытосеменные»
и дайте общую характеристику этого отдела
Выступление представителей групп 1-5.
(по мере рассказа учащихся - постепенный показ слайда 7-11 ).
Слайд 12
Вывод: Развитие растений шло от низших к высшим. Покрытосеменные -наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена развиваются внутри плода. Это наиболее многочисленная и разнообразная группа растений.
Слайд 13.(по мере определения растения учащимися - постепенный показ слайда ).
3. «Узнай растение» - определение растений из рассказа учителя.
1) Его стройные коричневые стебельки с коробочками покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… ( Зелёный мох Кукушкин лён.)
2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….(Водоросли.)
3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями…( Папоротник.)
4) Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются…( Ель.)
5) Они имеют разнообразные корни, стебли, листья, цветки и плоды. Эти растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. ..( покрытосеменные)
Слайд 14
4. Задание «Волна». ( задание для групп).
Программированный, графический опрос. Из предложенных суждений, отметьте значком «∩» то , что относится к покрытосеменным и знаком «-» , то что не относится.
Покрытосеменные растения – это…
1. Высшие растения.
2.Имеют побеги
3.Могут иметь ризоиды.
4.Семена развиваются внутри плода.
5.Растут повсюду.
6.Для оплодотворения нужна вода.
7.Мужские шишки расположены выше женских.
8.Листья называются хвоинками.
9.Их называют ещё Цветковыми.
10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.
11.Среди этих растений много культурных.
Слайд 15
Ответ: ∩ ∩ - ∩∩ - - - ∩ ∩ ∩
- 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
(показ слайда № 15 с ответом).
-: Ну а теперь нам предстоит вспомнить классы отдела Покрытосеменные.
- Сколько классов и какие нам известны?
- Назвать признаки растений, принадлежащих классу Однодольные?
- Назвать признаки растений, принадлежащих классу Двудольные?
Слайд 16
5. Игра «Третий лишний» ( Индивидуальные задания, взаимопроверка)
Из предложенных трёх растений выбери лишнее. Аргументируй свой ответ.
( Лишнее растение подчеркнуть и указать класс)
- Лук, ячмень, ландыш.
- Чеснок, одуванчик, ромашка.
- Томат, картофель, тюльпан.
- Акация, клевер, лилия.
- Яблоня, вишня, рожь.
- Подсолнечник, пшеница, слива.
- Кукуруза, ячмень, шиповник.
- Груша, пшеница, рожь .
- Лук, горох, фасоль.
- Капуста, лук, чеснок
(Взаимопроверка: обучающиеся обмениваются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения задания друг у друга. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл в лист самооценки)
Слайд 17 с правильными ответами
- Лук, ячмень, малина.( двудольное)
- Чеснок, одуванчик, ромашка.(Однодольное)
- Томат, картофель, тюльпан. (Однодольное)
- Акация, клевер, лилия. (Однодольное)
- Яблоня, вишня, рожь. (Однодольное)
- Подсолнечник, пшеница, слива.(Однодольное)
- Кукуруза, ячмень, шиповник. (двудольное)
- Груша, пшеница, рожь .( двудольное)
- Лук, горох, фасоль. ( двудольное)
- Капуста, лук, чеснок.( двудольное)
6.Выводы. Обобщение знаний..
ТЕСТ "ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ" ( Самопроверка)
1. Систематика — наука, изучающая:
А — историческое развитие растений
Б — клеточное строение живых организмов
В — общие признаки родственных групп растений
Г — изменение в растительных сообществах
2. К систематическим категориям относят:
А — царство Б — сообщество В — флору Г — отдел
3. Для отдела водорослей характерны общие признаки:
А — имеют корни и побеги
Б — размножаются семенами
В — живут в водоемах и цветут
Г — имеют слоевище вместо настоящих корней, стеблей, листьев
4. Мхи отличаются от других растений тем, что:
А — в их клетках происходит фотосинтез
Б — тело не имеет тканей и органов
В — корни глубоко уходят в почву
Г — на концах верхних ветвей образуются коробочки со спорами
5. Для папоротников характерно:
А — цветение и образование семян Б — размножение спорами
В — наличие ризоидов у заростка Г — обитание в водоемах
6. Голосеменные растения в отличие от папоротников:
А — живут на суше
Б — имеют корень и побег
В — размножаются семенами
Г — образуют плод с семенами
7. Покрытосеменные растения отличаются от других растений тем, что они:
А — образуют плоды с семенами
Б — размножаются семенами
В — имеют мужские и женские гаметы
Г — для процесса оплодотворения половым клеткам необходима вода
8. К низшим растениям относят:
А — хвощи Б — мхи В — водоросли Г — папоротники
9. К отделу покрытосеменных относят:
А — ряску Б — спирогиру В — хлореллу Г — ламинарию
10. Хроматофор — это:
А — зеленый пигмент растений
Б — один крупный хлоропласт
В — много округлых хлоропластов
Г — всегда спирально закрученная лента
11. В половом размножении растений принимают участие:
А — гаметы Б — споры В — клетки листа Г — корень
12. Вода — необходима для процесса оплодотворения
А — водорослям Б — мхам В — папоротникам Г — покрытосеменным
Слайд 18
ОТВЕТЫ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
В | А,Г | Г | Г | Б,В | В | А | В | А | Б | А | А-В |
Подсчёт баллов и выведение оценки. Слайд
«5»- все верно или одна ошибка
«4»- 2-3 ошибки
«3»- 4-6 ошибок
«2»- 7 и более ошибок
Слайд 19
- Рефлексия. Слайд
Выбери и нарисуй смайл, который соответствует твоему настроению в конце урока.
- на уроке было комфортно и всё понятно
- на уроке немного затруднялся, не всё понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял(а)
Слайд 20
- Домашнее задание:
- Повторить признаки растений разных царств.
- Творческое задание: решить кроссворд и узнай название одного из редких
растений Северной Осетии
Задание для группы 1
(самостоятельная работа с учебником).
Характеристика растений отдела Водоросли
Используя § 36-37, ответить на вопросы:
- Где обитают:
- Количество видов:
- Относятся к низшим или высшим растениям ( Подчеркнуть)
- Строение. Какие органы имеют:
- Как размножаются, нужна ли вода, способы размножения:
- Взрослое растение- гаметофит или спорофит( Подчеркнуть)
- Роль в природе и жизни человека:
Задание для группы 2
(самостоятельная работа с учебником).
Характеристика растений отдела Моховидные
Используя § 38 учебника , ответить
на вопросы:
- Где обитают:
- Количество видов:
- Относятся к низшим или высшим растениям:
- Строение. Какие органы имеют:
- Как размножаются, нужна ли вода, способы размножения:
- Взрослое растение- гаметофит или спорофит? (Подчеркнуть)
Роль в природе и жизни человека: (Составить кластер)
Задание для группы 3
(самостоятельная работа с учебником).
Характеристика растений отдела Папоротниковидные
Используя §39 учебника, ответить на вопросы:
- Где обитают:
- Количество видов:
- Относятся к низшим или высшим растениям ( Подчеркнуть)
- Строение. Какие органы имеют:
- Как размножаются, нужна ли вода, способы размножения:
- Взрослое растение- гаметофит или спорофит( Подчеркнуть)
- Роль в природе и жизни человека:
Задание для группы 4
(самостоятельная работа с учебником).
Характеристика растений отдела Голосеменные
Используя §40 , ответить на вопросы:
- Где обитают:
- Количество видов:
- Относятся к низшим или высшим растениям ( Подчеркнуть)
- Строение. Какие органы имеют:
- Как размножаются, нужна ли вода, способы размножения:
- Взрослое растение- гаметофит или спорофит( Подчеркнуть)
- Роль в природе и жизни человека:
Задание для группы 5
(самостоятельная работа с учебником).
Характеристика растений отдела Покрытосеменные
Используя § 41, ответить на вопросы:
- Где обитают:
- Количество видов:
- Относятся к низшим или высшим растениям ( Подчеркнуть)
- Строение. Какие органы имеют:
- Как размножаются, нужна ли вода, способы размножения:
- Взрослое растение- гаметофит или спорофит( Подчеркнуть)
- Роль в природе и жизни человека:
Лист самооценки ___________________________________
- Оно находится внутри плода
- Нижняя расширенная часть пестика
- Увеличительный прибор
- Главная зерновая культура нашей страны
- Все лепестки цветка
- Орган, где происходит образование органических веществ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»
Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...
Основные отделы царства растений
Курс «Основные отделы царства растений» содержательный и интересный. Является большим подспорьем, как для учителя, так и для детей. Помогают в учебном процессе такие формы как входное тестирован...
Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"
Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе с применением АМО...
Обобщение урока по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений" И.Н.Пономарева
Подготовка к контрольной работе...
Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»
Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...
Тест «Основные отделы Царства растений»
Тест «Основные отделы Царства растений» в двух вариантах. Курс Биология 7 класс к учебнику И. Н. Пономаревой...