Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Шишкина Татьяна Васильевна
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разработка урока химии в 8 классе по теме:

«Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Учитель химии: Шишкина Т. В.

Цели урока:

образовательный аспект: обобщить знания учащихся по теме, формировать умения составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнениями химических реакций свойства веществ данного класса, закрепить умения классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;

развивающий аспект: развивать умения учащихся обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию познавательной активности учащихся;

воспитательный аспект: способствовать созданию творческой обстановки, атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;

Тип урока: обобщение и повторение изученного.

Формы организации: групповая.

Метод обучения: игровой.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим общественный смотр знаний по теме:  «Генетическая  связь между классами неорганических соединений». На нашем занятии присутствуют гости: члены родительского комитета класса, учителя географии и биологии, старшеклассники.

Вам, ребята, предстоит показать, как вы умеете работать в составе своей команды, насколько хорошо вы знаете основные виды связи между классами неорганических соединений, умеете классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам. Работая в составе команды, вы получите возможность посоревноваться, пообщаться друг с другом. Соревнование будет оценивать жюри в составе старшеклассников.

Класс разделен на 3 команды.

Учащиеся приступают к заданиям.

  1. Слайдфильм. 

Каждая команда выделяет по 1 человеку, которые садятся за отдельные парты. На экране формулы различных веществ: H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2,  CuSO4, H2O, HCl,  Fe2O3,  NaOH,  Al(NO3)3, H2CO3,  H2S,  Fe(OH)3, ZnCl2,  Na3 PO4.

Задания для учащихся: выпишите формулы кислот (первый ученик), оснований (второй ученик), солей (третий ученик). За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

  1. Игра «Лото наоборот».

От каждой команды в игре принимают участие по 2 ученика. Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

 

          CaO                               HNO3         

                             MgO                              HCl  

         P2O5                                                 SO3

                              CO2                                            NaOH 

Ведущий достает жетоны, на каждом из которых изображена формула какого-либо сложного вещества. Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположенные химические свойства. Например, на формулу кислоты – формулу основания, на формулу основного оксида – формулу кислотного и т. д. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

3. Игра « Третий лишний»

На экране 5 строчек химических формул. В каждой строчке по 3 формулы. Например:

 BaO                           CO2                               CaO    

.HNO3                                      HCl                     H2O

Na2SO4                      H2SO4                  BaCl2

Ca(OH)2                    Al(OH)3               Al(NO3)3

P2O5                           SO2                      K2O

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся 2 других. Задание выполняет 1 ученик. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. Игра «Счастливый билет».

В этой игре принимают участие по 3 человека от команды. Каждый учащийся садится за отдельную парту и в течение 5 минут готовится к ответу на вопрос. Можно предложить учащимся такие вопросы:

1. Составьте формулы известных вам соединений натрия и укажите, к какому классу неорганических соединений относится каждое из них.

2. Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже, могут взаимодействовать друг с другом: CO2 и H2O, MgO и HCl,  SO2 и  CO2,   K2SO4 и HCl, FeSO4 и KOH. Составьте уравнения возможных химических реакций.

3. С какими из ниже перечисленных веществ может взаимодействовать гидроксид меди (II): H2SO4,  MgO, HCl,  H2O, NaOH? Напишите соответствующие уравнения реакций.

За выполнение такого задания  команда получает максимально 3 балла.

  1. Игра «Химическая эстафета».

Задание для учащихся.

1 команда.

Составьте уравнения реакций генетического ряда металла кальция и неметалла фосфора, образующих фосфат кальция (необходимая фосфорно-кальциевая добавка в рацион с/х животных).

2 команда.

Для удаления накипи в котлах котельной добавляют в промывочные воды карбонат натрия и фосфат натрия. Составьте генетический ряд для металла натрия и неметалла углерода, приводящий к образованию карбоната натрия.

3 команда.

Подкормка культур кремнием в виде раствора силиката натрия благотворно сказывается на урожае сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы. Составьте генетический ряд для натрия и кремния, приводящий к образованию названной соли.

Учащиеся составляют генетические ряды, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций. Каждый этап задания выполняют поочередно члены команды. В конце игры на экране появляются схемы составленных генетических рядов. За каждое правильно написанное уравнение команды получают 1 балл.

  1. Игра «Химический хоккей».

Каждая команда делится на «защитников» и «нападающих». «Нападающие» по сигналу ведущих предлагают «защитникам» из другой команды вопрос. Например: как из оксида натрия получить гидроксид натрия? «защитники» отражают нападение, отвечая на вопрос и записав уравнение реакций. Затем следует  вопрос другой команды. Например: можно ли сульфат меди, применяемый для опрыскивания плодово-ягодных культур от вредителей и болезней, хранить в оцинкованном ведре? Ответ обоснуйте, подтвердив уравнением. Каждая команда задает другой по 3 вопроса. Оценку вопросов и ответов производит жюри смотра, начисляя за каждый правильный ответ и интересный ответ 1 балл.

7.Подведение итогов общественного смотра знаний.

Жюри по наибольшей сумме набранных баллов определяет команду-победительницу, которую награждает заранее приготовленными призами.

В ходе смотра жюри внимательно наблюдает за ответами и активностью каждого ученика и выставляет индивидуальные оценки членам команд. Наиболее активных участников смотра награждают комплектом книг по химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".

Образовательные задачи урока:1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах  основных классов неорганических соединений.2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных мет...

урок по химии генетическая связь между классами неорганических соединений ""

поэтапный урок изучения нового материала с элементами повторения изученного...

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Как показать учащимся в игровой обстановке ,что химия - это логично, просто и доступно, при этом научить делать выбор?...

Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...