Программа летней практики "Юный турист", для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Томаженков Сергей Николаевич

Программа «Юный турист» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.

      Цель программы:

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей учащихся;

- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения

- военно-патриотическое воспитание обучающихся, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе и приобщения к основам туризма.

Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий -  лекции, групповые занятия, просмотры учебных фильмов, экскурсии,

в сочетании с практическими занятиями, тренировками и соревнованиями.

Обучающиеся 5-9-го класса объединяются в группы по 8-12 человек в каждой группе (отряд).

Прогнозируемые результаты:

      К концу обучения обучающиеся должны овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков:

  • уметь одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса, пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;
  • делать пешие переходы с грузом преодолевать естественные препятствия   в пути, вязать основные  узлы, применяемые в туризме;
  • соблюдать гигиену туриста,  оказывать первую доврачебную помощь, правильно транспортировать пострадавшего;
  • соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности            и туризма;
  • выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник (директор) Тверского суворовского военного училища

                             

                                                                                                А.Зубков

                «    »   _________ 2011 года

ПРОГРАММА  ЛЕТНЕЙ  ПРАКТИКИ

« Школа юного туриста »

для обучающихся 5-9 классов на 48 часов

 

                                   Составил: Томаженков С.Н.,

                                           преподаватель-организатор ОБЖ

                                                 высшей квалификационной категории                                            

                                             

                                                             

                                                             Тверь

                                                              2011

 Пояснительная записка

            Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания родного края, а чтобы познавать родной край, необходимо путешествовать. Нельзя понять красоту земли, природы, сидя дома у телевизора или только читая литературу.

           Тяга людей к туризму понятна: это движение, живописная природа, возможность проверить себя, свои силы. Туризм укрепляет здоровье, закаляет так, как ни один другой вид спорта.

            Но всегда ли умело и разумно ведет себя человек на природе, всегда ли умеет так «вписаться» в окружающую среду, чтобы не принести ущерба ей и вреда себе? К сожалению нет. Поэтому туризму и  туристов надо учить.

            Регулярные занятия туризмом, участие в походах формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике.

        Из всего многообразия форм туристско-краеведческой деятельности, туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма. Поход заключается в активном передвижении по маршруту – пешком, на лыжах, на водных судах, на велосипедах.

            В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках природоведения, географии, биологии, ОБЖ. Привлекательность и главная отличительная особенность походов в том, что они доступны и полезны любому здоровому человеку независимо от возраста и физического развития, представляют большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия.

             Сама обстановка педагогически правильно организованного туристического похода способствует выявлению и развитию этих качеств. Поэтому учебная программа «Юный турист» логично вытекает из самой сути туристско-краеведческой деятельности. Основной её смысл заключается в том, что обучающиеся, научившись сами основам туризма, впоследствии помогают педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность может стать определяющей в выборе своей будущей профессии.

Программа «Юный турист» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) и включает в себя ряд лекционных занятий, экскурсии, практические занятия, соревнования. Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.

      Цель программы - целью настоящей программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей учащихся. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения. Военно-патриотическое воспитание обучающихся, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе и приобщения к основам туризма.

Основные задачи программы:

  • создание оптимальных возможностей для творческого развития  обучающихся, формирование профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности;
  • укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию обучающихся;
  • формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;
  • приобщение обучающихся к краеведческой и поисковой деятельности;
  • воспитание привычки к систематическим занятиям спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;
  • расширение у обучающихся представлений об историческом, экономическом и культурном развитии Тверской области;
  • развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание обучающихся;
  • воспитание у  обучающихся добросовестного отношения к труду и общественной собственности, дисциплины, чувства долга, товарищества и взаимопомощи;
  • воспитание у обучающихся  волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

   

Прогнозируемые результаты:

      К концу обучения воспитанники должны овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков:

  • уметь одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса, пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;
  • делать пешие переходы с грузом преодолевать естественные препятствия   в пути, вязать основные  узлы, применяемые в туризме;
  • соблюдать гигиену туриста,  оказывать первую доврачебную помощь, правильно транспортировать пострадавшего;
  • соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности            и туризма;
  • выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу;

      Обучение проводиться во внеурочное время. Форма проведения занятий -  лекции, групповые занятия, просмотры учебных фильмов, экскурсии,

в сочетании с практическими занятиями, тренировками и соревнованиями.

      При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства

и пособия (учебные плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы          с записью открытых уроков и туристских мероприятий, комплект учебных топографических карт, средства оказания первой помощи, туристическое снаряжение, медицинская аптечка, костровые принадлежности), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.

      Как дополнение к практическим занятиям организуются экскурсии

в краеведческие музеи г.Твери и районных центров, участие в профилактических  мероприятиях по охране лесов от пожаров, соревнования по различным видам обучения – медицинской подготовке, технике автономного выживания в природной среде.

      Кроме того, для воспитания смелости и уверенности в своих силах, ловкости и физической выносливости для всех участников программы обязательно занятие  прикладными видами спорта, с участием

в соревнованиях различного уровня и получением спортивно-квалификационных разрядов.

       Итоговое занятие проводится в форме суточного похода  с усложнённым маршрутом и преодолением природных препятствий. В качестве посредников и судий могут привлекаться члены туристических спортивных  клубов г. Твери и области.

                Характеристика участников образовательного процесса.

       В реализации программы принимают участие  преподаватели основ безопасности жизнедеятельности  и педагоги дополнительного образования.

        К занятиям целесообразно привлекать участников и судей Тверского военно-спортивного клуба «Тверские витязи», туристских спортивных организаций, медицинского пункта училища, сотрудников поисково-спасательных подразделений.

         Суворовцы 5-9-го класса объединяются в группы по 8-12 человек в каждой группе (отряд).  

Тематическое планирование

для обучающихся 5 - 9 классов

Наименование темы

Количество часов

п/п

Теория

Практика

Всего

Изучение родного края.

2

2

4

1

Туристические путешествия. История развития туризма.

2

2

2

Тверской край. История, природа, люди.

2

2

Основы туристской подготовки.

6

4

12

3

Туризм - активный вид спорта.

2

2

4

Организация туристического похода.

1

2

3

5

Туристское снаряжение.

1

2

3

6

Туристский быт.

1

2

3

7

Наблюдения за погодой в походе.

1

1

Топография и ориентирование.

3

5

8

8

Топографические карты. Условные обозначения и знаки. Ориентирование топографических карт.

1

1

2

9

Способы ориентирования на местности.

1

2

3

10

Движение по азимуту. Прокладка маршрутов.

1

2

3

Экологическое воспитание.

1

1

11

Изучение и охрана природы.

1

1

Физическая подготовка.

1

8

9

12

Физическая подготовка юного туриста.

1

1

13

Преодоление препятствий в походе.

4

4

14

Соревнования по технике пешеходного туризма.

4

4

Основы гигиены и доврачебная помощь.

2

4

6

15

Личная гигиена туриста.

1

1

16

Первая (доврачебная) помощь в походе.

1

1

2

17

Способы транспортировки пострадавших

1

1

18

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи в туристическом походе.

2

2

Походы.

12

12

19

Туристический поход по маршруту средней сложности.

12

12

ИТОГО

15

33

48

Содержание:

  1. Туристские путешествия, история развития туризма.

Рассказ, беседа, просмотр видеофильмов.

История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.

  1. Тверской  край. История, природа, люди.

Посещение Тверского краеведческого музея г. Твери по тематике «Особенности природы Тверской области»

Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Рельеф. Климат. Реки и озера. Административное деление края. Население края. Транспортные магистрали.

  1. Туризм - активный вид спорта.

Рассказ, беседа, просмотр видеофильмов. Выступление представителя военно-спортивного клуба «Тверские витязи» по Тверской области.

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Наша Родина — Россия.

  1. Организация туристского похода. 

Рассказ, показ.

Практическое занятие по организации туристического похода.

Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Ознакомление с районом путешествия. Подбор литературы и карт. Нормы переходов.  

  1. Туристское снаряжение.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, колья и колышки для установки палаток.

  1. Туристский быт.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры.

Набор продуктов. Меню. Приготовление пищи. Режим дня. Игры в походе.

  1.  Наблюдения за погодой в походе.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены, приближающегося ненастья.

  1. Топографические карты. Условные обозначения и знаки. Ориентирование топографических карт.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный.

  1. Способы ориентирования на местности.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте точки своего стояния.

  1.  Движение по азимуту. Прокладка маршрутов.

Рассказ, показ, беседа.

Практическое занятие. Соревнования по ориентированию и движению по азимуту на местности.

Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) магнитный. Порядок определения истинного азимута по карте и его отличие                        от простого угла (чертеж). Измерение азимута транспортиром, компасом. Магнитное склонение.

  1.  Изучение и охрана природы.

Рассказ, беседа, просмотр видеофильмов.

Радиоактивно-загрязненные территории области. Зоны отчуждения                   и отселения. Запрещенные места для посещения людей. Накопления радионуклидов в растениях из почвы.

  1.  Физическая подготовка юного туриста.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): походный шаг; переход с бега на шаг и с шага на бег; ходьба на носках, на пятках, на внешних                      и внутренних сторонах стоп, в присяде в полуприсяде, выпадами, приставным и с крестным шагом. Бег вперед, назад, влево, вправо, высоко поднимая колени, с захлёстыванием голени назад,                                  с изменениями направления движения.

  1.  Преодоление препятствий в походе.

Практическое занятие по преодолению водных препятствий                                      и путешествие по воде.

Понятие о термине “техника” в туристском походе. Техника - практическое осуществление принятых решений при помощи заранее отработанных приёмов и технических средств.

  1.  Соревнования по технике пешеходного туризма.

Практическое занятие по технике пешеходного туризма.

Отработка техники движения и преодоления препятствий. Организация наведения переправ.

  1.  Личная гигиена туриста.

Рассказ, беседа, просмотр видеофильмов.

Личная гигиена при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды и обуви. Закаливание организма - основное средство повышения сопротивляемости простудным заболеваниям. Водные процедуры: умывание, обтирание, парная баня, душ, купание. Закаливание воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.

  1.  Первая (доврачебная) помощь в походе.

Рассказ, показ, беседа, просмотр видеофильмов.

Первая медицинская помощь при кровотечениях, переломах костей конечностей, шоке, удушьях, остановках  кровообращения, острой боли в грудной клетке. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

  1.  Способы транспортировки пострадавших.

Изготовление приспособлений для переноски и передвижения пострадавших. Способы транспортировки пострадавших.

  1.  Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи в туристическом походе.

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи                    в туристическом походе. Отработка приемов непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

  1.  Туристический поход по маршруту средней сложности.

Отработка практических навыков в ориентировании на местности, преодолении препятствий, организации туристского быта.

Список литературы

  1.  Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура        и спорт, 1983.
  3. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, - М: Профиздат, 1985.
  4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
  5. Бардин К. В. Азбука туризма. - М: Просвещение, 1981.
  6. Берман А. Е. Юный турист. - М: ФиС, 1977.
  7. Власов А. А. Турист - М: Физкультура и спорт, 1974.
  8. Гонопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. - М: ФиС, 1987.
  9. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. - М: Профиздат, 1987.
  10.  Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование           в туристском путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
  11.  Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Составление письменного отчета              о пешеходном туристском путешествии школьников. - ЦРИБ “Турист”, 1983 г.
  12.  Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
  13.  Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 1 - М: ЦРИБ “Турист”, 1991
  14.  Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сб. № 2 - М: ЦРИБ “Турист”, 1994
  15.  Куприна Л. Е. Азбука туриста-эколога. - М: ЦРИБ “Турист”, 1991.
  16.  Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
  17.  Основы безопасности в пешем походе. - М: ЦРИБ “Турист”, 1983.
  18.  Основы медицинских знаний учащихся (Под ред. Гоголева - М: Просвещение, 1991.
  19.  Остапец А. А. В походе юные. - М: Просвещение, 1978.
  20.  Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. - М: Просвещение, 1987. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...

КТП по русскому языку к программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова 11 класс 102 часа (3 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование включает в себя материал 11 класса, усиленный уроками по подготовке к экзамену и НРЭО....

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) 6-9 классы 105 часа в год, 3 часа в неделю

Рабочая программа по английскому языку(базовый уровень)6-9 классы105 часа в год, 3 часа в неделю...

Программа обучения правилам ПБ обучающихся 1-11 классов (классные часы)

Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

Элективный курс по обществознанию «Права и обязанности несовершеннолетних», для обучающихся 7-х классов, 34 часа

Курс направлен на формирование правовой культуры учащихся, расширяет знания учащихся по различным отраслям права....

Элективный курс «Основы проектно - исследова-тельской деятельности», для обучающихся 5-х классов 17 часов.

Курс метапредметный. Знакомит учащихся с проектно - исследовательской деятельностью, развивает навыки работы над проектом....