ОПЫТЫ
занимательные факты по химии на тему
Занимательные опыты позволяют искоренить явление хемофобии, получившего широкое распространение в современном обществе, углубить и расширить знания, полученные на уроке, приучить к самостоятельному, творческому поиску. Широкая популяризация химических знаний способствует росту позитивного отношения к предмету и улучшению качества знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные опыты позволяют искоренить явление хемофобии, получившего широкое распространение в современном обществе, углубить и расширить знания, полученные на уроке, приучить к самостоятельному, творческому поиску. Широкая популяризация химических знаний способствует росту позитивного отношения к предмету и улучшению качества знаний учащихся.
Большинство предлагаемых опытов не требуют специального оборудования и реактивов, поэтому могут быть поставлены в любой школе и даже в домашних условиях. Содержание некоторых опытов, их уровень сложности и опасности показывают, что они могут успешно применяться для пропедевтической подготовки по химии учащихся 5�7 классов. Опыты можно показывать непосредственно на уроках или использовать их во внеклассной работе по химии.
Фараоновы змеи
Классический вариант получения фараоновых змей из роданида ртути небезопасен. Поэтому мы предлагаем использовать для этого эффектного опыта более доступные и безопасные вещества (сульфаниламидные препараты и глюконат кальция).
Опыты по получению �фараоновых змей� можно приурочить к изучению аминов и углеводов. Рассматривая области применения анилина и глюкозы, учитель обязательно сообщает учащимся, что эти вещества используются для получения лекарственных препаратов. В этом случае учебный материал целесообразно проиллюстрировать реакциями окисления сульфаниламидных препаратов и глюконата кальция. Опыты не требуют дефицитного оборудования и реактивов. Для их проведения необходимы только сульфаниламидные препараты и глюконат кальция, которые можно приобрести в любой аптеке.
Опыты с пищевыми продуктами
Жевательная резинка. Основой жевательной резинки являются полимерные вещества � каучуки. Поэтому при изучении этих высокомолекулярных веществ учащимся можно показать опыты с резиновой основой жвачки. Кроме того, ознакомление со свойствами и других компонентов жевательной резинки позволит, на наш взгляд, повысить интерес учащихся к изучению химии. В школьных условиях достаточно просто осуществить качественные реакции, например, на многоатомные спирты (сахароза, сорбит,ксилит, маннит), содержащиеся в жевательных резинках. Для проведения реакции на многоатомные спирты потребуются доступные реактивы (растворы соли меди(II) и щелочи). В цветных жевательных резинках могут содержаться красители, проявляющие свойства кислотно-основных индикаторов. Поэтому, проводя такой опыт, можно провести аналогию с классическими индикаторами (лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином) и сопоставить соответствующие цветовые эффекты. Кроме того, учащимся можно предложить исследовательскую работу по данной тематике.
Мороженое. Проведение несложных опытов с этим продуктом, которые в основном основаны на известных качественных реакциях (реакция на многоатомные спирты, биуретова реакция, обнаружение лимонной кислоты), будет способствовать возрастанию интереса к предмету и раскрытию связи химии с жизнью. Изучение состава мороженого может также явиться темой исследовательских работ учащихся. Опять же, не требуются редкие реактивы и сложное оборудование. Учитель может продемонстрировать опыты с компонентами мороженого при изучении белков и углеводов.
Шоколад. Предлагаемые опыты можно проводить как на уроке (например, при рассмотрении углеводов), так и во внеурочное время на занятиях химического кружка или факультатива. Т.к. в шоколаде содержится кофеин, то его можно выделить методом возгонки, как это описано для чая. В состав шоколада также входят еще жиры и белки, поэтому учащимся можно показать их присутствие с помощью известных реакций. Например, белки можно обнаружить биуретовой или ксантопротеиновой реакциями.
Таким образом, на уроке можно провести эксперименты не только с индивидуальными веществами, как это обычно принято, но также показать их присутствие в широко известных пищевых продуктах. Безусловно, это привлечет внимание учащихся и существенно разнообразит учебный процесс.
Опыты с лекарственными веществами
Данные опыты предназначены для углубленного изучения химии учащимися на факультативных занятиях, кружке занимательной химии или при подготовке к олимпиадам различных уровней. Некоторые из данных опытов были использованы нами на практических работах при профильном изучении химии.
Ряд опытов мы положили в основу экспериментальных проблемных заданий. Например, учащимся предлагалось провести качественные реакции с определенными лекарственными веществами, входящими в состав известных препаратов. В ходе эксперимента они должны были сравнить строение лекарственных веществ и известных им соединений (фенола и многоатомных спиртов) и выявить структурную схожесть определенных фрагментов молекул. Опираясь на теорию строения органических веществ А.М. Бутлерова, учащиеся делают вывод о том, что близость строения веществ вызывает и сходные химические свойства. Результаты оформляются в виде таблицы (см. таблицу). Таким образом, перенос внимания учащихся на новые объекты позволяет проверить их знания и умения в нестандартных ситуациях. На основе качественных реакций можно составить проблемные экспериментальные задания. Например, в двух пробирках находятся растворы парацетамола и глицерина. Как их распознать?
блица
Вещество | Реакция и реактив | Наблюдения | Причина реакции и структурная схожесть |
Парацетамол | С раствором FeCl3. Реактив - ионы Fe3+ | Синее окрашивание | Наличие фрагмента фенола |
Тетрациклин | С раствором FeCl3. Реактив - ионы Fe3+ | Зеленовато-коричневое окрашивание | Наличие фрагмента фенола |
Левомицетин | Со свежеосажденным Cu(OH)2. Реактив - Cu(OH)2 | Сине-фиолетовое окрашивание | Многоатомный спирт. Наличие двух ОН-групп как в молекуле этиленгликоля |
Опыты с природными объектами
Опыты с сигаретами. Учебный процесс должен способствовать не только интеллектуальному развитию ребенка и накоплению знаний и умений по отдельным предметам, но и выработке у него правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Общеизвестно, что курение опасно для жизни человека, т.к. в табачном дыме содержится несколько тысяч веществ, среди которых большинство достаточно вредных. Для того, чтобы показать учащимся присутсвие токсичного никотина, входящего в состав табачного дыма и табака, мы предлагаем провести качественную реакцию на никотин. Она может быть продемонстрирована на уроке, классном часе, посвященном рассмотрению вреда курения, или на внешкольных занятиях по химии.
Опыты с эфирными маслами и хлорофиллом. Опыты с эфирными маслами и хлорофиллом можно показать на занятиях при реализации межпредметных связей химии и биологии. Рассмотрение эфирных масел можно связать с медицинскими аспектами их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.
Выступление на методическом объединении по теме:«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом»...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...